13-ый проблематический бред

Nov 28, 2010 12:59

Конец русской литературы как средства понимания действительности
Книга есть жизнь нашего времени
В.Г. Белинский

Вступление
Поводом к написанию этого бреда явился этот пост уважаемой varjag-2007, посвящённый, впрочем, совсем другой проблеме. Однако меня заинтересовала эта беседа, ссылка на которую была дана в упомянутом посте. Суть беседы сводилась ( Read more... )

Русская идея, литература, Проблематика

Leave a comment

Comments 12

"Хороший писатель, но никудышный философ" miguel_kud December 12 2010, 09:41:43 UTC
Выскажусь немного не по теме, но, в общем, ну и хорошо, что Толстой для нашей общественно-политической жизни ничего не значит! Много он русской кровушки попил - не непосредственно, а через воздействие своей бредовой писанины и образцов поведения на массы. Ведь если взять политическую проблематику, то ахинея на ахинее сидит и ахинеей погоняет! В то время, как в более везучих странах общественные проблемы решались на основе научного подхода, в России - на основе романтической литературы. "Не сметь командовать!" "Запрещается запрещать!" - что там ещё было в перестройку? Политковскую к нам не с Марса забросили, а она добросовестно воспроизводила толстовский подход по отношению к кавказцам. То же относится к почти всем остальным классикам. На мой взгляд, единственные два автора "Золотого века", которые можно читать с отключённым критическим фильтром - Пушкин и Гоголь. Наверное, потому, что, в отличие от Толстого, гуманитарными рассуждизмами на общественные темы не страдали, а только задали критерии добра и зла, образцы патриотизма, а также ( ... )

Reply

Re: "Хороший писатель, но никудышный философ" idealist_t December 12 2010, 13:35:47 UTC
Я имел в виду именно литературное влияние Толстого, а это совсем не то же, что его влияние как философа и публициста. Для Войны и мира тоже, думаю, никаких фильстров не надо. Произведения Достоевского лишены морализаторства хотя бы потому, что у него нет ни одного персонажа либо только положительного, либо только отрицательного. Да и вообще все великие изображали людей как они есть в действительности. Именно это изображение я считаю утерянным.
А отрицательные действия всяких политковских, да и того же Толстого я считаю следствием не влияния романтической литературы, а того свойства характера этих личностей, которое в христианской литературе обозначается понятием гордыня. Видеть реальность может любой, даже не самый умный человек, но только если он это хочет. Но для такого видения придётся опускаться до реальности, принимать её, унижаться. Разве может высокий, гордый, умный человек унижаться? Вот он и начинает навязывать реальности свои представления, ломая всех через колено. Литература тут не при чём.

Reply

Re: "Хороший писатель, но никудышный философ" miguel_kud December 14 2010, 04:02:31 UTC
Ну, в чисто литературных особенностях я не разбираюсь. В последние годы вообще художественную литературу не читаю. Наверное, время другое, и я как-то не вижу большой трагедии в том, что не появляется новых произведений в жанре "золотого века". Главное - преподнести эти образцы новому поколению, чтобы оставить нас одним народом, а что с ними будет делать - подражать или развивать в противоположном направлении - не так принципиально.

Reply

Re: "Хороший писатель, но никудышный философ" idealist_t December 14 2010, 08:46:38 UTC
К сожалению, я тоже почти не читаю художественной литературы.
Трагедии в уходе литературы нет, конечно. Но, считаю, есть потеря важного элемента культуры. Наш духовный мир стал беднее.

Reply


"Убить время", наверное. все-таки ljwanderer August 17 2012, 16:09:59 UTC
не совсем точное определение цели ( ... )

Reply

Re: "Убить время", наверное. все-таки idealist_t August 17 2012, 17:10:45 UTC
Наверно, неточно. Удовольствие, конечно, тоже важный мотив для чтения. И он был всегда - в поэзии, например. Всё-таки литература - это и искусство.

Я подумал сейчас, что не только в нехватке времени дело - у меня во всяком случае. Не хватает настроя на серьёзность чувств. Так же как с музыкой - симфонию, даже легко-весёлую какую-нибудь не всегда будешь слушать, а вот что-нибудь убогое можно пустить фоном. Не хватает готовности к сложности переживаний. И это не боязнь тяжёлой работы, не усталость, а нечто другое, наверно, не очень хорошее.

Reply

Re: "Убить время", наверное. все-таки ljwanderer August 17 2012, 19:33:05 UTC
<Не хватает настроя на серьёзность чувств.>

А я заметила, что у меня появилось нежелание "терзать" лишний раз душу, какая-то самозащита срабатывать стала, реальная жизнь все время сталкивает с тяжелыми переживаниями, наверное, не хочется расходовать свой ресурс по выдуманному поводу. Раньше не задумывалась, а с годами вот такая тенденция появилась.

Reply


Leave a comment

Up