"- Одна жена - любит, одна - одежду шьёт,
одна - пищу варит, одна - детей кормит, и всё одна?…
Тяжело!"
Гюльчатай "Белое солнце пустыни".
Здравствуйте уважаемые!
Продолжим с Вами тему, которую начали вчера:
http://id77.livejournal.com/105093.html. Напомню, что разговор мы с Вами закончили текстом о белых и черных евнухов. Продолжим про них же.
Итак, «белые» евнухи могли занимать 5 главных постов: капы-ага, хазынедар-баши, кылерджи-баши, серай-ага и хаз-ода-баши.
Главнейший и самый влиятельный носил звание капы-ага. Это единственный из «белых» евнухов, имевший власть наравне с «черными», ближайший помощник самого султана. Он возглавлял всю внешнюю службу двора, был начальником привратников, султанской больницы. Под его руководством находилась дворцовая школа, также он отвечал за церемониалы. Среди «белых» евнухов капы-ага, единственный, мог лично говорить с султаном и подносить ему бумаги. Естественно, это создавало почву для страшнейших злоупотреблений, и нередко с богатствами капы-ага не могла сравниться собственность даже самого великого визиря. Капы-агу можно было сразу отличить по одежде. Он носил отделанный дорогим мехом, свободно спадающий парчовый или бархатный халат с очень длинными рукавами. У него был яркий желтый или красный пояс из шелка, желтые туфли, льняные или шелковые штаны и тюрбан с конусообразной тульей.
Один из вариантов того, как выглядил Капы-ога
Хазынедар-баши возглавлял казначейство и руководил слугами и рабами, приписанными казне. Можно сказать, что он отвечал за все ценности султана, осуществлял все выплаты по линии внутренней службы и вел тщательный учет всех расходов. Короче говоря, финансист.
Кылерджи-баши отвечал за пищу для султана и надзирал за всеми работавшими на кухне. То есть, начпрод.
Серай-ага управлял сералем в отсутствие султана. Кроме того, он был заместителем начальника дворцовой школы и возглавлял палату военных кампаний. В общем, завхоз.
Внутренние покои Сераля
Ну, и наконец, хаз-ода-баши был хранителем перстня с печатью султана и отвечал за подарки иностранным гостям.
Большинство белых рабов происходили из Армении, Грузии и Черкессии (Чечни?), но немало было греков и итальянцев.
Если говорить о «черных» евнухах, то во главе их стоял кызлар-ага. Если визиря (министра) можно считать правой рукой султана, то кызлар-ага, без сомнения, - его левая рука. Он не только де-факто главный над гаремом (де-юре главной была мать султана, и мы об этом еще поговорим), но также и исполнял весьма доходную должность назира, или управляющего вакуфами - пожертвованиями мечетям империи и священным городам Мекке и Медине. Кроме того, кызлар-ага был начальником корпуса алебардщиков в ранге паши с тремя бунчуками (де-факто - полный генерал или маршал) и посыльным между султаном и великим визирем в особых, требующих конфиденциальности случаях.
Османский бунчук
Только начальник «черных» евнухов пользовался привилегией держать у себя в услужении и евнухов, и девушек-рабынь. Кроме того, он владел 300 лошадьми и был единственным, кто мог обращаться к султану в любое время дня и ночи. Немало, не правда ли? Ну, а главное, он являлся важным звеном в системе получения различных должностей в империи. Надо ли говорить, что столь важная должность при отсутствии простых мужских радостей приводила практически каждого кызлар-агу к чрезмерному сребролюбию. И по выходе в отставку (если им удавалось ее получить живыми и относительно здоровыми) бывшие евнухи просто купались в богатстве. Правда, по смерти кызлар-аги все его имущество переходило в казну султана, почему, собственно, тот и смотрел сквозь пальцы на то, что его ближайший помощник нечист на руку.
Один из вариантов того, как выглядел глава Черных евнухов
Главу «черных» евнухов тоже легко было опознать по одежде. Одеяние кызлар-аги состояло из нижней шелковой рубашки с широким, обернутым вокруг талии поясом. Сверху, обычно почти полностью закрывая нижнюю сорочку, надевался халат из зеленой, синей или красной материи с длинными, почти до земли рукавами. Халат отделывали соболем. На голове кызлар-ага носил, слегка сдвинув на затылок, огромный тюрбан с конусообразной тульей.
Следующей по значимости была должность хазынедар-аги. Чаще всего именно хызындар становился следующим кызлар-агой после его смерти или ухода в отставку. Хызындар-ага отвечал за управление внутренней (а иногда и внешней) казной султанского двора.
Реконструкция подсобного помещения Сераля с 2 черными евнухами
Его должность пересекалась с обязанностями «белого» хазынедар-баши, но «черный» чаще всего был главнее. У него был статус «двухбунчужного» (генерал-лейтенанта), реже - трехбунчужного паши. Для эффективной работы у хызындар-аги было 12 помощников, главный из которых носил название хазын-ве-кил.
Следующим по значимости был баш-муссахиб, исполнявший функции порученца в общении султана с кызлар-агой. У него под началом было восемь муссахибов; в течение дня они по двое несли дежурство, готовые в случае необходимости передать распоряжение султана главе гарема.
Чуть ниже находился также чадыр-михтер-баши - главный смотритель навесов и павильонов султана. У него под началом был корпус из 800 человек, состоявший из четырех отрядов по 200 человек. Особое место среди них занимали 40 везнедаров, в чьи обязанности входило взвешивание полученных султаном денег. Командовал ими везнедар-баши, начальник государственной казны, В этот корпус также входили палачи.
Редкая фотография черного евнуха.
Базеркьян-баши - поставщик муслина, хлопковых, шелковых и льняных тканей и подобных товаров для двора султана и пешкешджи-баши - хранитель подарков; в его ведении находились все подарки, поднесенные султану как его подданными, так и иностранными послами от имени своих правителей.
Не будем также забывать об ода-лалы - главном камергере, баш-капы-оглане- главном привратнике апартаментов, и яйлак-баш-капы-оглана, его помощнике. Так что с уверенностью можно говорить о том, что «черные» евнухи были и многочисленнее, и влиятельнее своих «белых» собратьев по несчастью (или счастью - это уж с какой стороны посмотреть)
Султан-Валиде пьет кофе. Картина Карли Ван Лоо
Ну, а главой гарема считалась султан-валиде. Так называли мать действующего султана. И власть ее была огромна. Как говорили сами турки, женщин у султана могут быть тысячи, а мать - только одна. Султан-валиде «работала» в тесной связке с главой черных евнухов кызлар-агой. Но, надо понимать, у нее имелись и собственные главный евнух, казначей, имам, наставник наследников, хранитель шербетов и другие «черные» евнухи, а также многочисленные помощники на все случаи жизни. Кроме того, у нее был еще и особый «женский кабинет», состоящий чаще всего из вышедших в отставку обитательниц сераля. Эти женщины честно прожили весь свой век в гареме, но султан не выдал их замуж за придворных и не отпустил домой. То есть, женщины были опытные, знающие все и вся в гареме и имеющие определенный склад характера. Этот штат занимался непосредственно организацией ежедневной жизни женщин всей женской половины. Во главе этой структуры стояла так называемая кетхуда, или распорядительница гарема. Ей помогала хазыне-дар-уста - дама-казначей ежедневных расходов, а также хранительницы гардероба, драгоценностей и главная банщица.
Знаменитая Кёсем-султан
Султан-валиде вместе со своим кабинетом и кызлар-ага, повторюсь, были очень значимыми фигурами в политической жизни империи, а был даже период, когда они полностью держали в своих руках власть над страной. В историю этот период вошел под названием «султанат женщин». Наиболее яркие представительницы этого периода - Нурбану-султан (мать Мурада III), Сафие-султан (Мехмеда III) и Кёсем-султан (мать Мурада IV и Ибрагима I). На последней даме «султанат женщин» и закончился, причем, самым печальным для нее образом. Ну, и совсем отдельное место в истории занимает знаменитая Хюррем Хасеки Султан, более известная у нас как Роксолана.
Роксолана
Анастасия (или Александра) Гавриловна Лисовская, уроженка города Рогатина (ныне Ивано-Франковской области) достигла истинных высот в гаремных делах. Она стала не только любимой и единственной (!) женой одного из самых могущественных султанов Сулеймана I Великолепного (он же Кануни), но и матерью султана Селима II, на долгие годы став самой влиятельной и яркой фигурой политического небосклона империи. Впрочем, эта история столь многочисленно и бурно описана в различных художественных произведениях и кинофильмах, что более подробно останавливаться на ней я не считаю необходимым.
Продолжение следует....