Если Вы читали мою статью «НА ЧТО ЖЕ ТАМ ВЗИРАЛИ БОГИ?!.» (
https://ich-neu-mon.livejournal.com/51347.html), то наверняка помните это:
«… θυμα («т/фима») лак. συμα («сима») [от θύω]
1) жертва;
2) жертвоприношение.
θυμέλη («т/фимеле»)[от θύω]
1) жертвенник, алтарь;
2) святилище, храм;
3) сооружение;
4) (в афинском театре) алтарь Диониса {возвышение в центре орхестры, с которого корифей
управлял хором);
5) сцена, театр…».
А помните такое слово:
«Фимиа́м (др.-греч. θυμίαμα, от θυμιάω - жгу, курю; аналогично церк.
ладан (
левона)) - ароматическая смола,
благовоние, сжигаемое при
богослужениях в иудаизме и христианстве (
Лев. 2:1;
Чис. 5:15;
Исх. 43:23). В
Иерусалимском храме фимиам сжигали на
специальном жертвеннике в качестве жертвы Богу (
Исх. 30:1-10;
Мал. 1:11;
Откр. 5:8).
Помимо богослужений, воскуривание фимиама, в соответствии с догматическим определением (оросом)
VII Вселенского Собора, используется в практике
иконопочитания (наряду с возжжением свечей, лобзанием и поклонами).
Состав фимиама (благовоний) очень сильно зависит от исторических и культурных традиций. Нередко под ним подразумевают
ладанную смолу, хотя современный церковный «ладан» в большинстве случаев имеет с ней мало общего…» (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%B0%D0%BC).
«…Фимиам состоял из одиннадцати компонентов, которые тщательно растирали, чтобы они составили вместе единое целое, что и придавало фимиаму его неповторимый аромат. Это намек на то, что благодаря полному сплочению сил, заложенных в народе Израиля, ради священной цели весь мир удостаивается исправления. Десять компонентов фимиама соответствуют десяти ступеням святости (это десять сефирот Древа Жизни. - моё примеч.), с помощью которых был создан мир.
Но есть еще один компонент, называемый хельбена. Он обладает неприятным запахом и символизирует зло, существующее в мире. Но когда его растирали натонко и смешивали с остальными компонентами фимиама, он не только не портил их аромата, но и усиливал его…» (
https://ph.yhb.org.il/ru/15-10-07/).
«… Воскурение кторет в Святилище было одним из великих таинств Божественной службы в древнем Храме. Исключительная святость и важность кторет подчеркивается в Торе наказанием כרת (смертью) за изготовление такого же состава для личного пользования в качестве парфюмерии. Наказание смертью полагалось также в том случае, если был пропущен один из упомянутых одиннадцати ингредиентов в составе кторет…
… кторет означает «связь» (в переводе на арамейский язык). Если корбанот («жертвы») … связаны с идеей приближения к Б-гу, то кторет символизирует более тесную связь и единение с Б-гом…
…дым кторет, который поднимается вверх прямым столбом, символизирует страстное стремление души ринуться к небесам (интересно, чьей души - жертвенной?!. - моё примеч.)…
…кторет символизирует высшую и чистейшую форму духовного общения с Б-гом. Это подчеркивается дальше тем фактом, что кторет должен быть воскурен на «Внутреннем Алтаре», символизирующем «внутреннее сердце» …» (
https://www.moshiach.ru/lesson/prayer/1120_64_19.html).
Смотрим «Древнегреческо-русский словарь» И.Х.Дворецкого:
θϋμιάω («т/фимиаоо»)
1) (о благовониях и т. п.) кадить, жечь, курить;
2) выделять ароматические испарения;
3) чадить;
4) окуривать.
θϋμίαμα(«т/фимиама»), ион. θυμίημα («т/фимиема»)
1) благовоние для курений, фимиам;
2) благовоние для бальзамирования;
3) культ. курение благовоний, каждение.
θϋμίατήρίον («т/фимиатерион»), ион. θϋμιητήρίον («т/фимиетерион») - курительница для благовоний, кадильница.
θύωμα («т/фиоома») - благовоние, ароматическое вещество.
θΰώδης («т/фиоодес») - пахнущий фимиамом, благовонный, благоуханный, душистый.
θύον («т/фион»)
1) туя (дерево, душистая древесина которого употреблялась для культовых курений)(о, туя, оказывается, тоже ароматическое растение!? - моё прмиеч.);
2) преимущ. множ. благовонное курение, фимиам или жертвенный пирог, жертва.
θύος («т/фиос»), θύεος («т/фиеос») [от θύω Ι]
1) множ. благовонные курения (= θύον 1);
2) преимущ. множ. жертва.
θύήεος («т/фиееос»)
1) курящийся благовониями или струящий аромат жертвоприношений (βωμός);
2) благовонный, благоуханный.
(Это слово я добавил сюда потому, что в скобках в словаре стоит именно это слово «βωμός» («боомос»):
βωμός
1) возвышение, помост;
2) подставка или постамент, цоколь;
3) алтарь, жертвенник;
4) могильный курган).
θυηλή («т/фиеле») - преимущ. множ. (сжигаемые) части жертвы, жертва.
ИНТЕРЕСНО, ПРАВДА, ЧТО СЛОВА, ОЗНАЧАЮЩИЕ «ЖЕРТВУ, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ» И «БЛАГОВОННЫЕ ВОСКУРЕНИЯ», - ОДНОКОРЕННЫЕ!
ПУСТЬ ВАС ЭТО НЕ СМУЩАЕТ, ИБО:
«…В жертвеннике, который построил
Ной, после своего выхода из
Ковчега, уже присутствует различие между животными, пригодными для жертвы и непригодными, а сама жертва для Всевышнего впервые называется «благоухание» (ריח ניחוח - «рэах нихоах», то есть «ароматный запах; аромат, благоухание») (Быт. 8:21) (выражение, которое затем часто в Библии повторяется)…» (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%B2%D1%81%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B6%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F).
«Параллельно с принесением на внешнем жертвеннике ежедневных жертв - одной утром, а второй в сумерки, - коѓены воскуряли фимиам на внутреннем жертвеннике утром и в сумерки. Ежедневная жертва (тамид) выражает явную связь между народом Израиля и Всевышним, поэтому ее кровью окропляли внешний жертвенник, открытый взору каждого человека, и ее внутренности тоже сжигали на этом жертвеннике. Это способствовало укреплению ощутимой связи всех творений с Творцом.
(Как Вы это себе представляете?!. Вот такое восстановление «ощутимой связи творений с Творцом» - это и есть значение слова «религия»??! - моё примеч.)
А воскурение фимиама символизирует глубинную, внутреннюю связь, поэтому фимиам - тонкую духовную субстанцию, выражающую связь душ народа Израиля со Всевышним, - воскуряли на внутреннем жертвеннике, располагавшемся во внутренних покоях Храма…
... Только после воскурения фимиама в Святая Святых первосвященник мог принести туда кровь грехоочистительных жертв - быка и козла - и окропить ею крышку Ковчега Завета, чтобы искупить грехи Израиля, связанные с осквернением святости Храма и жертвоприношений…» (
https://ph.yhb.org.il/ru/15-10-07/).
«Жертвенник воскурения (ивр. מזבח הקטורת, мизбах а-кторет) - жертвенник (алтарь), на котором воскурялся
фимиам. Один из центральных предметов службы в
Скинии, а затем и в
Храме. Назывался также «золотой жертвенник» (ивр. מזבח הזהב), в отличие от медного «
жертвенника всесожжения»…
Первосвященник, воскуряющий фимиам. Гравюра на меди из книги «Республика евреев». Ж. Банаж. Амстердам, 1713.
… В
Скинии Жертвенник воскурения располагался посередине Святилища, на расстоянии 10 локтей от масах (входной завесы) и парохет (завесы, закрывающей вход в
Святая святых) и 5 локтей от каждой из стен
В
Храме Соломона Жертвенник воскурения помещался перед завесой, висящей у входа в
Святая святых, сделан он был из кедрового дерева, также покрытого золотом (
3Цар. 7:48)…» (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F).
ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИЛО В САМОЙ СВЯТАЯ СВЯТЫХ?..
А теперь вспомните современные «ФУМИГАТОРЫ» (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F):
fumigatio («фумигацио») - окуривание.
fumigo («фумиго»), fumigare («фумигаре») [fumus+ ago]
1) окуривать (gallinaria, alvos);
2) покрывать копотью (parietes fumigati);
3) воскурять (aromata);
4) дымить (-ся), куриться (montes fumigant),
и «ПАР-ФЮМЕРИЯ»:
«Парфюме́рия (фр. parfumerie, от лат. per fumum - «сквозь запах») - совокупность изделий, применяемых для
ароматизации чего-либо. Обычно парфюмерные изделия представляют собой жидкие растворы…» (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%84%D1%8E%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F).
Думаю, что всё же лучше это перевести не «сквозь запах», а «для запаха» - приятного, ароматного, конечно.
Основа этих слов вот:
fumus («фумус»)
1) дым; чад;
2) пар, испарение, туман.
fumo («фумо»), fumare («фумаре»)[от fumus]
1) дымиться (агае sacrifices fumant); куриться (sulphure);
2) испускать пар.
fumatio («фумацио») [от fumo] - окуривание.
fumarium («фумариум») [от fumus]
1) коптильня;
2) сушильня;
3) дымовое отверстие (в крыше).
Думаю, Вы заметили, что это всего лишь латинский вариант древнегреческого «θϋμιάω» («т/фимиаоо»).
ЭТИ АРОМАТНЫЕ ВОСКУРЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ДЛЯ ЧЕГО?
ЧТОБЫ ВО ВРЕМЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ ЗАГЛУШИТЬ ЗАПАХ ПЛОТИ И КРОВИ ЖЕРТВЫ?!.
А теперь посмотрите ещё на это:
θύμος («т/фимос») [от θύω Ι]
1) (= θύμον) тимьян;
2) кушанье из тимьяна, уксуса и мёда (еда афинских бедняков).
θΰμός («т/фимос»)[от θύω II]
1) дыхание жизни, жизненное начало, жизнь, т. е. душа, дух;
2) воля, (горячее) желание, стремление;
3) потребность, голод, жажда, аппетит;
4) душа, сознание;
5) душа, чувства, мысли, образ мыслей, настроение;
6) смелость, отвага, мужество;
7) реже множ. гнев, злоба;
8) страсть (у Платона «животная» часть души, τό έπιθυμητικόν, делилась на θ. («страсть») и επιθυμία («вожделение»)).
Вам это знакомо? А «анатомическое» слово «ТИМУС» (лат. «thymus»)?
Приведу ещё вот такие слова:
θϋμο-βορέω («т/фимо-бореоо»)- терзать сердце, мучить, угнетать.
θϋμο-βόρος («т/фимо-борос») - терзающий душу, гложущий, гнетущий.
Это всё - типа в переносном, психологическом смысле. На самом деле это также можно перевести и «есть душу», и как «съесть тимус», то бишь вилочковую железу.
ЧТО, ПРАВДА, ПРИ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ ЕЛИ И ЕГО?
ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ ЕГО «ОМОЛАЖИВАЮЩИЕ» И «ОДУХОТВОРЯЮЩИЕ» ФУНКЦИИ - ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО, ЧТО ИМЕННО ЕГО, А НЕ СЕРДЦЕ, КАК ОБЫЧНО ГОВОРЯТ?!.
ИМЕННО ОН, ТИМУС, И ЕСТЬ ВМЕСТИЛИЩЕ ДУШИ, А НЕ СЕРДЦЕ?!.
ФУ, СКАЖЕТЕ ВЫ, - И БУДЕТЕ ПРАВЫ, НО… КАК ГОВОРИТСЯ, «ДЕЛО-ТО ТОЛЬКО В СПЕЦИЯХ»!.. :)).
КАК ВСЁ-ТАКИ ИНТЕРЕСНО:
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ЗАКЛИНАНИЯ ХОРОВ ПЕВЧИХ, БЛАГОВОНИЯ/АРОМАТЫ, ПАРФЮМЕРИЯ, ДА И СПЕЦИИ/ПРЯНОСТИ, ВИДИМО, ТОЖЕ, - ВСЁ СХОДИТСЯ К ОДНОМУ?!.
ИЛИ ПРОИЗОШЛО ИЗ ОДНОГО?..
(см. также:
https://zen.yandex.ru/media/id/5caa2bad1a50ee00afbe6499/dusha-dymiascaiasia-k-nebesam-5d6390200ce57b00aeb7244e).