Чувашское язычество, ч.1

Jun 12, 2009 04:18



Моление огню

На территории России осталось совсем немного народов, которые сумели сохранить свою традиционную этническую религию и донести ее до наших дней, несмотря на насильственную христианизацию, воинствующий атеизм советской эпохи и прочие трудности. В чистом виде дохристианские (или домусульманские) верования не сохранил никто, но мы не погрешим против истины, если скажем, что языческие культы некоторых коренных народов России и поныне существуют - не как лубок и зрелище для туристов, но как живая и непрерывная традиция.

Таким народом являются чуваши - западные тюрки, прямые потомки волжских булгар, пережившие татаро-монгольское нашествие, воспринявшие изрядный финно-угорский компонент и так до конца и не христианизированные. Традиционная вера чувашей ведет свои истоки от тенгрианства - системы религиозных воззрений древних тюрков - и во многом продолжает его традиции. Но прослеживая историю чувашского язычества как самостоятельной системы, мы должны переместиться на тысячу лет назад, когда клубок политических противоречий в Среднем Поволжье привел к событиям, имеющим принципиальное значение для нашей темы.


Начало X века. В Поволжье идет напряженная борьба между двумя хорошо развитыми государствами - Волжской Булгарией и Хазарским каганатом. Булгары и хазары - народы, близкие по происхождению и языку; по стечению исторических судеб и те, и другие довольно рано заняли обособленное положение в тюркском мире, что сыграло впоследствии свою немаловажную роль.

Как известно из истории, религия в это время была чуть ли не главным инструментом политических игр. Большие и амбициозные государства одно за другим вставали перед необходимостью отказаться от традиционной веры и выбрать одну из авторитетных религий, которые впоследствии назовут "мировыми": идеи авраамических религий гораздо больше соответствовали целям ломки родовых отношений и установлению отношений феодальных, основанных на покорности единоличному носителю власти.

В Хазарии такой религией стал иудаизм: еще в 740 году военачальник Булан инициировал переход части хазар в столь экзотическую для этих мест веру, после чего влияние иудаизма в стране неуклонно возрастало. В условиях военного противостояния с южными соседями булгарский царь Алмуш в 922 году принимает посольство из Багдада и официально провозглашает официальной религией Булгарии ислам. Последовал обращение населения в новую веру, однако далеко не все его подданные проявили покорность: "В это время он приказал произвести перекочевку племен, послал за народом суваз, чтобы те последовали за ним. Сувазы же ему отказали. Племя разделилось на два. Одна часть, состоящая из разного отребья, объявила себя независимой и во главе у них стоял некий самозванец Вырыг. Царь же послал к ним человека и приказал: «Воистину, могучий и великий Аллах даровал мне ислам и верховную власть повелителя правоверных, и я, раб Аллаха, обязан исполнить возложенное на меня дело. И кто мне будет противиться в этом, того я поражу мечом".

(Из записок Ахмеда Ибн-Фадлана, секретеря багдадской дипломатической миссии в Булгарии) Как полагают ученые, именно восставшее против насаждения ислама племя сувазов, нелюбезно названное усердным миссионером Ибн-Фадланом "отребьем", составило впоследствии основу чувашской нации. Ислам стал государственной религией Булгарии, а сувазы-чуваши - единственными хранителями во многом уникальной языческой традиции.

Что же представляет из себя чувашское язычество?



Çимĕк - языческий праздник поминовения усопших
Начнем с того, что не совсем корректно называть традиционную веру чувашей язычеством: ведь речь идет о монотеистической религии. Единого Бога чуваши называли Турă (чувашская форма имени Тенгри). Помимо этого, разумеется, существовала вера в многочисленных добрых и злых духов, но ни один из них по уровню почитания не мог соперничать с единым Богом. О статусе Турă красноречиво говорят и эпитеты, которыми его наградили чуваши: Çỹлти Турă (Всевышний Бог), Пĕр Турă (Единственный Бог), Мăн Турă (Великий Бог).

Турă - создатель мира, источник всех земных благ, хозяин человеческих судеб. На лобной кости черепа каждого человека затейливыми рубцами (турă çырни) пишет Турă его судьбу. Но никто, кроме Бога, не может прочитать эти знаки: кожа лба скрывает их от любопытных.

Вся система чувашских жертвоприношений и молитв говорит о монотеистическом характере чувашской традиционной религии: молились ли чуваши о дожде и богатом урожае, совершали ли благодарственное жертвоприношение - во всех этих молитвах упоминается лишь один бог - единый Турă. Любимый цвет Бога - белый, и поэтому именно животных белой масти обычно приносили ему в жертву. Встречались у чувашей и более мелкие жертвоприношения, но статус подобных обрядов был совсем иным: это были небольшие искупительные жертвы злым духам, чтобы сохранить с ними хорошие отношения и избегнуть, таким образом, болезней, мора и др.

image Click to view


Обряд Учÿк в деревне Чĕркĕн (Татарстан, Апастовский район)

На протяжении своей истории чувашское язычество неоднократно подвергалась значительному влиянию других религий. Первым на этом пути был зороастризм. Отсюда - культ огня и традиция сооружения намогильных памятников(юпа) в виде столба. Отсюда же - тот дуализм, который лежит в самых основах народной веры: вечное противостояние добра и зла, света и тьмы, Бога и злого демона. Последний при этом носил имя... Шуйттан: отказ от ислама не стал препятствием для проникновения отдельных элементов мусульманской веры.

Некоторая часть населения Волжской Булгарии всё же приняло мусульманство, но оно по началу имело поверхностный характер: угрозы царя Алмуша "поразить мечом" неверных остались только угрозами. Даже в начале XIII века венгерский путешественник монах Юлиан сообщал, что Волжская Булгария - «великое и могущественное царство, с богатыми городами, но все там - язычники». Многие из тех жителей Волжской Булгарии, которые первоначально приняли ислам, вскоре отпали от чужеродной религии и вновь вернулись к язычеству. Вероятно, эта группа составила еще один значительный компонент складывающегося чувашского этноса. Которому предстояло пережить настоящую катастрофу: близилось татаро-монгольское нашествие.
Previous post Next post
Up