В начале хотел написал только о неудачной переправе танка с зав. № М-5092, о которой упоминал в предыдущей
записи, но решил расширить и углубить.
16 октября 1941 года командование Ленинградского фронта решило вновь начать наступление с Невского пятачка на соединение с войсками 54-й армии. Для этого было решено переправить на него нескольких стрелковых дивизий, а также около 90 танков КВ 123-й и 124-й танковых бригад.
Переправлять тяжелые танки КВ предполагалось на пароме из плашкоутов. 16 - 17 октября на озере около поселка Коркино были проведены предварительные испытания, которые показали, что «…конструкция парома с технической точки зрения себя полностью оправдала».
К концу дня 17 октября в лесах в районе Коркино на выжидательных позициях сосредоточились танки 123-й и 124-й танковых бригад в готовности к переправе.
По плану операции в ночь на 19 октября планировалось переправить на переправе №5 сразу 20 танков КВ одного из батальонов 123-й ТБР с помощью сразу 5-ти паромов из плашкоутов. После переправы танки КВ должны были во взаимодействии с 265-й и 86-й стрелковыми дивизиями прорвать немецкую оборону.
В дальнейшем, для развития успеха на той же переправе № 5 должен был переправляться и второй батальон 123-й ТБР.
Переправлять танки 124-й ТБР, которая оставалась во фронтовом резерве, планировалась на переправе №8. Для этого предполагалось использовать паромы на базе полупонтонов парка Н2П.
Данный план реализовать, к сожалению, не удалось. Все причины перечислять долго и, поэтому, не буду. Просто приведу хронологию.
Построенный в ночь на 20 октября паром для переправы танков КВ на базе парка Н2П в ходе первого пробного рейса с двумя танками БТ разбит и утоплен немецкой артиллерией вместе с танками, которые на нем переправлялись.
Паромы из плашкоутов выводились из строя еще на берегу, т.к. благодаря своим габаритам легко обнаруживались немцами.
Первый танк КВ-1 на паром из плашкоутов попробовали погрузить только 25 октября, но из-за сильного артобстрела танк не был установлен точно по центру парома, накренил его и чуть не опрокинулся в реку. Вытащить его с парома удалось только с помощью другого танка КВ. Сразу после этого один плашкоут парома был выведен из строя прямым попаданием снаряда.
До конца октября переправу танков КВ организовать так и не удалось, поэтому 124-ю ТБР 1 ноября 1941 года из района Коркино передислоцировали в район Рыбацкое для развития успеха нового
наступления частей 55-й армии в районе Усть-Тосно, которое должно было начаться 3 ноября.
Участвовать в общем наступлении 3 ноября должны были и поредевшие дивизии Невской оперативной группы. И их срочно требовалось усилить танками КВ.
К началу ноября танки КВ уже научились под огнем ставить на паром и, 2 ноября один танк даже практически удалось переправить, но, дойдя до середины реки, паром пришлось вернуть - «В 6.15 танк КВ был погружен на плашкоутный паром и отошел от берега. Противник шквалом минометного и артогня оборвал трос. Паром возвратился».
Тогда же было выяснено, что из-за обмеления Невы плашкоутный паром не может подойти к пристани на левом берегу вплотную. Пристань требовалось переделывать.
По этой причине ни в ночь на 3-е ноября, ни в ночь на 4-ноября ни одного танка КВ переправлено не было.
А днем 4 ноября состоялись переговоры между начальником штаба Ленинградского фронта генерал-майором Гусевым с одной стороны и помощником командующего Ленинградским фронтом по танковым войскам генерал-майором Болотниковым, который лично командовал переправой танков на Невский пятачок, с другой. С Болотникова потребовали прямого ответа, когда же танки КВ «…будут на том берегу»:
«Товарищ Болотников командующий войсками требует от вас самых решительных мер напоминает что это не маневры. Товарищ Сталин приказал немедленно начать операцию а мы с вами не можем переправить КВ на которые как вам известно возлагалась большая надежда.
Комвойсками требует чтобы вы сегодня ночью с наступлением сумерек буквально работа была бы развернута полным ходом и началась бы переброска КВ.
…о ходе выполнения этого задания докладывать к 18.00 20.00 22.00 24.00 и далее через каждые два часа.
У меня все имей ввиду что звонил товарищ Сталин по всем этим вопросам время у нас не ждет».
Однако переправить танк КВ на левый берег в ночь на 5 ноября снова не удалось - немецким артогнем был перебит торс.
И только 6 ноября танк КВ-1 с зав. № М-5092 из 1-й роты 2-го ТБ 123-й танковой бригады поставлен на паром и начал переправу на левый берег.
Дальнейшие события в наиболее полном объеме приведены в книге Семенова «Юшут зовет»:
«Наведение новой переправы, которая была восьмой по счету, завершилось ночью с 5-го на 6-е ноября. В четыре тридцать утра 6-го ноября к левому берегу был доставлен КВ № 5092. накануне произошло резкое понижение температуры воздуха. В связи с этим немного спала вода в реке. Паром с танком поставили и закрепили у разгрузочной площадки не вплотную, а с зазором в 3 - 4 метра. От него к пристани проложили бревенчатые сходни колейного типа шириной 80 - 90 см каждый. Их скрепили скобами с пристанью и паромом. При переходе танка с парома на сходни паром сделал осадку вперед, чем создал перекос на сходнях и сместил центр тяжести танка. Механик-водитель Копылов увеличил газ. Левая гусеница пробуксовала. Но самое страшное случилось секундой позже. Правый трос причала оборвался и танк начал сползать со сходни влево. Опрокинувшись на башню, он скрылся под водой в четырех метрах от берега.
Находящиеся в танке воентехник 2 ранга Петр Григорьевич Струтинский, радиотелеграфист Михаил Васильевич Ионов и командир орудия
Александр Александрович Зелов, заваленные кассетами и снарядами, захлебнулись ринувшей в машину водой. Механик-водитель Копылов был спасен через люк запасного выхода. Командир взвода лейтенант Солдатов и младший механик-водитель Калинин находились вне танка и поэтому не пострадали».
Судьба выживших членов экипажа танка, которые упомянуты в книге Семенова, известна.
Командир танкового взвода младший лейтенант
Солдатов Сергей Александрович и механик-водитель младший красноармеец
Калинин Василий Ефимович погибли в бою 30 ноября 1941 года на Невском пятачке.
А вот механик-водитель танка старший сержант
Копылов Семен Иванович в бою 30 ноября также уцелел. В дальнейшем воевал в составе 122-й ТБР и 32-го ОГТПП.
Командование Ленинградского фронта потребовало танк эвакуировать, но сделать этого не удалось, т.к. на левом берегу отсутствовала необходимая для этого техника. Поэтому 26 ноября 1941 года командир 123-й ТБР попытался танк списать в безвозвратные потери, но АБТУ Ленинградского фронта в лице военинженера 1 ранга Шестакова акт на списание опять завернуло назад - «...акт на списание танка марки КВ-1 №5092 возвращаю обратно.
Считаю, что указанную машину списывать нет основания, необходимо принять все меры к быстрейшей эвакуации и восстановлению».
К сожалению, мне пока неизвестно, когда же танк КВ-1 с зав. № М-5092 был вытащен из Невы - в военное время или уже после войны. Известно только, что в 1948 году из Невы в районе Московской Дубровки, т.е. у левого берега реки, был поднят на поверхность танк КВ.
В последующие дни организовать переправу танков КВ так и не удалось. 10 ноября 123-я ТБР была выведена в резерв Ленфронта в Александровское, оставив в районе Невской Дубровки одну танковую роту.
Однако от планов переправки танков КВ не отказались и, в конце ноября 1941 года, правильно организовав работы, используя скрытность и внезапность, за три ночи переправили на плацдарм на переправе №8 с помощью полупонтонов парка Н2П 20 танков КВ 2-го танкового батальона 123-й ТБР.
Вслед за ним начали переправляться и танки КВ 1-го батальона, но об этом будет отдельный рассказ. А пока исправления и дополнения приветствуется.
Где подрезал фотоснимок танка КВ-1 с зав. № М-5069, к сожалению вспомнить не смог за давностью лет. Большое спасибо его автору. Другие фотоснимки взяты из подборки Всеволода Тарасевича (
ЦГАКФФД СПб).