В ходе очередного обновления страницы по танкам КВ-1 выпуска ЛКЗ января - июня 1941 года отнес танки под №№ 38 и 44 к машинам из
1-й моторизованной Московской Краснознаменной дивизии. Это вызвало некоторые вопросы.
Дело в том, что уже очень давно на форуме РККА ув.
vnezd перевел подпись к одному из снимков танка № 44 с довольно подробной привязкой - Русский 34-тонный на шоссе Минск-Смоленск западнее Ярцева, под Мушковичами (
ссылка).
Деревня Мушковичи находилась в 8 км западнее Ярцево, что прямо указывало на принадлежность танков к 101-й танковой дивизии Западного фронта. Эта дивизия с 17 июля 1941 года вела бои в районе Ярцево, входя в состав опергруппы Рокоссовского, и у неё имелись на вооружении танки КВ-1.
Были, правда, некоторые сомнения, т.к. по матчасти эти танки больше соответствовали танкам 1-й мотодивизии, снимки которых были уже известны к тому времени. Однако КВ-1 этой дивизии воевали и несли потери довольно далеко от Ярцево.
И вот теперь дополнительная информация из документов и печатных издании, которая появилась за последнее время, заставила все же скорректировать привязку этих танков в пользу 1-й мотодивизии.
Ниже попробую собрать вместе все имеющиеся факты.
29 июня для 7-го мехкорпуса на станции Смоленск было разгружено 40 танков КВ, в т.ч. 10 КВ-1 (М-4762 - М-4765, М-4767 - М-4772) выпуска июня 1941 года. После разгрузки танки КВ перешли в район сосредоточения 14-й танковой дивизии 7-го МК.
Ввиду низкой квалификации механиков-водителей - "Водительский состав неопытен - главным образом бывшие шофера колесных машин и танков Т-26; первый практический опыт вождения ими получен при следовании своим ходом со станции выгрузки Смоленск к месту сосредоточения дивизии (Заольша) всего 75 км" - некоторое количество машин осталось на этом маршруте по техническим неисправностям. И в их числе был и один КВ-1.
30 июня роту танков с 76 мм орудием было приказано передать в состав 1-й мотодивизии. В 3.30. 1 июля рота танков КВ-1 под командованием бывшего командира роты танков Т-26 полка ЛКБТКУКС старшего лейтенанта
Полякова Василия Ивановича выступила на Оршу и далее по шоссе в район действий 1-й мотодивизии под город Борисов (марш примерно 180 км).
3 июля прибывшие танки КВ-1 участвовали в контрударе 12-го танкового полка 1-й МСД в направлении Лошница - Борисов. К сожалению, атака завершалась неудачей, а 12-й ТП безвозвратно потерял в ходе неё 37 танков, в т.ч. 4 танка КВ-1.
Три танка КВ-1 из числа потерянных в ходе атаки 3 июля точно опознаны на немецких фотографиях - №№ 9, 20 и 25. По матчасти они совершенно идентичны танкам с №№ 38 и 44.
В дальнейшем, 1-я МД, обороняясь по рубежам рек, медленно отходила к Орше. 13 июля 1941 года дивизия была выведена в резерв.
К 14 июля 1941 года сводный отряд 1-й МД (1-й эшелон штаба дивизии, подразделения двух мотострелковых полков общим числом в примерно 1500 человек, несколько станковых пулеметов и минометов, два танка БТ и два танка КВ в район Барсуки (юго-восточнее Дубровно). О дальнейших боевых действиях отряда 1-й МД можно прочитать в
записи о экранированном танке №48.
Остальные же подразделения дивизии, в т.ч. 12-й танковый полк и ремонто-восстановительный батальон, были выведены на доукомплектование в район Смоленска. Так что танки КВ-1 из 1-й мотодивизии могли оказаться в районе существенно восточнее Борисова и Орши.
Мало того, один танк КВ-1 из 1-й МД оказался в районе восточнее самого Ярцево. Танк с зав. № М-4770, который первоначально был отправлен в 1-ю МД, в середине сентября оказался в числе танков 101-й ТД. Подробности читаем в
записи о заводских номерах танков КВ-1 101-й ТД.
Таким образом, получается неисправные танки КВ-1 из 1-й мотодивизии вполне могли оказаться на дороге Смоленск - Ярцево.
Вероятно, танк № 38 буксировал неисправный танк № 44, потому что тягачей "Ворошиловец" для буксировки танков КВ в 7-м мехкорпусе не было ни одного. После начала боя буксир пришлось оставить, но уйти танку № 38 не удалось. Он был подбит и остался на обочине дороги.
В дальнейшем, оба танка немцы перемещали. При этом на одном из снимков оказалась видна узкоколейная железная дорога, которую, возможно, построили при строительстве шоссе Москва - Минск.
Потом оба танка оказались рядом на немецком мишенном поле.
В общем, привязка танков с №№ 38 и 44 к 1-й мотодивизии основана на совпадении особенностей матчасти танков, а также на практической возможности нахождения в районе Ярцево танков 1-й МД.
Немецкими документами подтвердить данную версию пока не удалось.
В журнале боевых действий 20-й мотодивизии за нужный период 52-тонные танки встретились только в записи от 12 июля, когда 20-я МД добросовестно записала на свой счет два оставленных на обочине в районе Лиозно танка КВ-2.
Документы 7-й танковой дивизии пока не смотрел.
На этом пока всё. Исправления и дополнения очень приветствуются.
P.S. Ув.
zhur_from_rkka нашел в документах 78-го артиллерийского полка 7-й немецкой танковой дивизии подтверждение вышеприведенной версии с вражеской стороны (
ссылка).
В донесении рассказывается о бое артиллерийских батарей (105 мм легкие гаубицы) 1-го дивизиона этого полка с одним 50-тонным русским тяжелым танком со 100 мм броней, который прошел вечером 15 июля 1941 года около дороги Смоленск - Ярцево в 5 км к западу от Ярцево.
В этом бою танкистам под огнем противника удалось дойти практически до позиции артиллеристов. Огнем из танка на немецких позициях была уничтожена радиостанция и мотоцикл, а также убито четверо немцев. Но с дистанции 30 метров немцам удалось, видимо, попаданием в погон заклинить башню танка. После этого он повернул назад, но несколькими попаданиями в ходовую часть был обездвижен, а позже сожжен приданным дивизии 88 мм зенитным орудием.
P.S.S. Дубликат записи разместил в Дзен (
ссылка).