Речь пойдет о танках КВ-1 танкового батальона Военной академии механизации и моторизации РККА им. Сталина, который в конце июня 1941 года поступил в 21-й мехкорпус. Батальон трехротного состава сформировали на базе кадров и материальной части учебного полка академии и НИАБТ полигона.
Ув. М.Коломиец
поделился информацией о том, что, в числе других танков, на вооружение батальона поступили и три танка КВ-1: два танка из учебного полка академии и один из Кубинки. И о том, что два из них в период с 30 июня по 2 июля 1941 года были потеряны.
Эти два танка оказались давно учтены на профильной странице сайта (№№ 9 и 10) и неоднократно обсуждались на форуме РККА. После одного из таких
обсуждений ув.
zhur_from_rkka определил, что эти танки были потеряны 2 июля 1941 года в ходе боя с частями 3-й немецкой мотодивизии на дороге Аглона - Дагда в районе "н.п.Капини Аглонского края Латвии". Подробности можно посмотреть
здесь и
здесь.
Ниже постараюсь свести всю имеющуюся на данный момент информацию по танкам КВ-1 батальона ВАММ и их экипажам, а также добавлю немного подробностей событий того дня -2 июля 1941 года - с нашей стороны.
Довольно длительное время считалось, что эти два танка принадлежали 2-й танковой дивизии 3-го мехкорпуса, т.к. они подходили по матчасти и их снимки проходили в подборках снимков немецких частей из ГА "Север", а также имелась подпись из выпуска "Фронтовой иллюстрации" по боям в Прибалтике (см. ниже).
Затем информация из
документов, которые выложил ув.
litl_bro, а также подписи снимков этих танков как Двинск, заставили усомниться в версии со 2-й танковой дивизией.
Было высказано предположение о принадлежности этих танков к батальону ВАММ, который поступил в 21-й мехкорпус. Оно базировалось на соответствии по матчасти танков КВ-1 из учебного полка академии и танков на снимках, а также на аналогии с составом танковых батальонов других учебных заведений. Кроме того, именно под Двинском воевал 21-й мехкорпус. И это предположение подтвердил ув. М. Коломиец своей информацией о наличии танков КВ в батальоне.
Батальон имел в своем составе три танка КВ-1 (№№ А-3728 и А-3729 из учебного полка академии и № М-9632 с полигона в Кубинке). Танки с заводскими номерами 3728 и 3729 выпустили на ЛКЗ в ноябре 1940 года и 10 декабря отправили в ВАММ. Танк с заводским номером 9632 (предпоследняя машина с пушкой Л-11) выпуска декабря 1940 года отправили в Кубинку 29 декабря.
Точно установлено, что на фотоснимках находятся танки с заводскими номерами 3728 и 9632, т.к. танк с заводским номером 3729 вывезли на ремонт в Ленинград. Внешних отличий по матчасти между танками нет.
В одной немецкой мурзилке 1975-го года издания были опубликованы снимки на которых видно, как немцы берут в плен экипаж танка №9. Факт пленения экипажа одного из танков, в т.ч. майора-танкиста, отражен и в дивизионной гешихте 3-й мотодивизии.
Танкистов на снимке четверо, из них два офицера. Вероятно, пятый член экипажа танка, видимо механик-водитель, был убит в бою. Один из офицеров по званию капитан.
Ув. М.Коломиец поделился списком командного состава из учебного полка ВАММ, который пошел на формирование танкового батальона. Однако перебор погибшего и пропавшего без вести комсостава академии не позволил опознать офицеров на снимке.
Помог сайт "Подвиг народа". В одном из наградных листов на офицеров из 21-го мехкорпуса оказалось следующее описание подвига: "В боях проявил себя бесстрашным командиром. Выполняя приказ контратаковать противника, окружившего наши пехотные части повел в атаку группу танков. Нанес противнику значительный удар, дав возможность нашим частям выйти из окружения. Погиб в бою." Это текст из наградного листа на помощника начальника 5 отдела штаба 21-го мехкорпуса капитана Коблякова Якова Петровича.
Других танкистов опознать не удалось. Возможно пока. Вторым офицером на снимке может быть командир роты тяжелых и средних танков батальона ВАММ старший лейтенант Кузнецов Николай Дмитриевич, но его снимок раздобыть не удалось. Им также может быть командир танка с зав. номером 9632 НИАБТ полигона.
В наградном листе Коблякова речь идет о окружении частей 185-й МД во второй половине дня 2 июля 1941 года - "185 СД, ведя интенсивный бой, в течении первой половины дня отбивала атаки противника, но, понеся значительные потери как в личном составе так и в материальной части со второй половины дня, ведя бой в условиях окружения и распространения танков противника в глубину занимаемой полосы обороны с большими потерями отходила на север и северо-восток в направлении Андрупене."
Таким образом, получается, что два КВ-1 и другие танки были потеряны во второй половине дня 2 июля 1941 года ходе контратаки группы танков батальона ВАММ с целью прикрытия отхода частей 185-й МД. Наиболее вероятно, что танки КВ-1 были подбиты 88-мм зенитками из 23-го зенитного полка.
Дальнейшая судьба капитана Коблякова неизвестна. В ОБД Мемориал капитан Кобляков числится погибшим в боях. Посмертно награжден орденом Красного Знамени. В документах о военнопленных ОБД Мемориал не проходит.
UPD. Обсуждения темы на форумах
ВИФ и
РККА позволили уточнить вышеприведенную информацию. Согласно информации из документов 56-го армейского корпуса ГА "Север", танки КВ-1 из батальона ВАММ были потеряны вечером 2 июля 1941 года в районе деревни Яунокра Дагдского края от огня немецких штурмовых орудий и 105-мм легких гаубиц.
Большое спасибо всем участвующим в обсуждениях. За немецкие документы персональное спасибо ув.
wadimych.