Обнаружил на сайте Память народа интересный документ под названием "Сведения о техническом состоянии боевой материальной части 103-го отдельного танкового батальона по состоянию на 15 апреля 1942 года". В документе перечислены заводские номера танков КВ-1 и Т-34 батальона, их боевые повреждения и места потери. Эта информация может оказаться очень полезной при дальнейшем опознании этих танков на немецких фотоснимках.
Выше карта района боевых действий. Ниже документ и ссылка на него, а также немного информации по боевым действиям 103-го отдельного танкового батальона в апреле 1942 года. Плюс попутно нашлась интересная информация по 42-й танковой бригаде.
Итак, собственно документ.
И немного информации для почитать. 2 апреля 1942 года 103-й ОТБ получил на станции Крестцы новую матчасть - 10 танков КВ-1 и 20 Т-34 с личным составом. К середине дня 4 апреля батальон сосредоточился в районе д. Омычкино, поступив в распоряжение командира 1-го гвардейского стрелкового корпуса.
5 апреля батальон пошел в бой. Две роты КВ и рота Т-34 должны были с пехотой 52-й СБР захватить д.Июдкино и свх.Устье. В ходе боя 5 апреля 103-й отб потерял два танка КВ-1 и один Т-34.
Танк из 1-й роты (командир танка лейтенант Степанов, зав. № танка, вероятно, 10044), увлекшись преследованием отходящего противника, попал в овраг и застрял там. Погиб командир танка и ранены два других члена экипажа. Оставшийся экипаж, уничтожив оптику и вооружение, танк оставил. Эвакуировать танк не удалось, т.к. требовались саперные работы, а подойти к танку и расчистить овраг не получилось, т.к. противник препятствовал этому пулеметным огнем.
Танк из 2-й роты (командир танка лейтенант Довбыш, зав. № танка, вероятно, 10082) при следовании на свх. Устье сбился с курса и попал в деревню Учны, где вступил в бой с противником. Пройдя деревню, танк провалился по башню в речку Старовская Робья. Командир танка Довбыш и комиссар 2-й танковой роты ст.политрук Боровков остались в танке, а остальной экипаж отправили за помощью. Однако помощь оказать не удалось, т.к. противник заминировал и взял под обстрел подходы к танку. Лейтенант Довбыш и старший политрук Боровков пропали без вести.
В боях за Июдкино танки КВ 103-го отб участвовали еще 6 и 7 апреля, но потерь больше не было. В дальнейшем, до 11 апреля танки КВ-1 находились в обороне в занимаемых районах. Экипажи танков ремонтировали и восстанавливали матчасть.
11 апреля три танка КВ-1 (с зав. № 10036, 10038 и 10046) и два танка Т-34 по приказу командира 1-го ГСК вышли в район известной д.
Васильевщина. 13 апреля эти пять танков с пехотой 74-й СБР атаковали Васильевщину. Танки несколько раз проходили деревню, однако закрепиться в ней не удалось из-за малочисленности пехоты (всего 80 человек).
В ходе боя батальон потерял один КВ-1 и два Т-34. Еще два КВ-1 получили повреждения. Подробнее о ходе боя можно узнать из донесения командира 103-го отб капитана Кольцова (
читать донесение).
Подбитый на окраине Васильевщины КВ-1 с зав. № 10038 (разбит ленивец, сбито два катка, заклинена башня) эвакуировать не удалось.
До 4 мая танки КВ-1 103-го отб в боях не участвовали ввиду сложных дорожных условий. Экипажи танков ремонтировали матчасть. 16 апреля был составлен документ, с которого, собственно, и началась эта тема (
смотреть оригинал).
4 мая поступил приказ выслать три танка КВ-1 (вероятно, с зав. №№ 10007, 10020 и 10076, т.к. эти танки по состоянию на 15.04. были исправны) и четыре танка Т-34 в распоряжение командира 14-й СБР для атаки на д. Новоселье (на карте между деревнями Омычкино и Коровитчино).
В ночь с 5 на 6 мая танки атаковали Новоселье с пехотой 14-й СБР атаковали Новоселье. Танки вынуждены были двигаться вдоль дороги, т.к. с обеих сторон дороги были заболоченные и непросохшие участки. Атака закончилась неудачно. При входе в деревню головной танк КВ (командир мл. лейтенант Балашов) подорвался на противотанковых минах (разбиты гусеницы и ленивцы) и заблокировал дорогу. Кроме того, от огня ПТО немцев потеряли один Т-34.
Ранним утром 7 мая атаку на Новоселье повторили. И снова неудачно, т.к. немецкие ПТО подавлены не были и имели возможность расстреливать наши танки из деревень Кобылкино и Омычкино. При обходе КВ-1, который подорвался 6 мая, на мины попал еще один КВ-1. Другой КВ-1 взял левее, сошел с дороги и застрял в грязи, а затем был расстрелян и сожжен немцами. Также было потеряно два танка Т-34 - один подбили ПТО, а другой уничтожен прямым попаданием авиабомбы с немецкого пикировщика.
В ходе этих боев батальон безвозвратно потерял три танка КВ и три танка Т-34; 5 танкистов были убиты, в т.ч. командир роты танков КВ капитан Бондаренко, 12 ранено и 14 пропали без вести, в т.ч. командир взвода танков КВ лейтенант Пудовкин, командир орудия танка КВ старшина Пшеничкин и механик-водитель танка КВ сержант Титов.
После боев под Новоселье весной 1942 года больше 103-й отб в боевых действиях участья не принимал. За месяц активных боевых действий батальон потерял безвозвратно 6 танков КВ-1 и 12 танков Т-34. Подробнее о состоянии матчасти по итогам весенних боев можно узнать из донесения командира 103-го отб капитана Кольцова (
читать донесение).
Собственно всё. Исправления и дополнения приветствуются.
Теперь интересная подробность. Упомянутые в тексте старший политрук
Боровков, капитан
Бондаренко, лейтенант Пудовкин, старшина
Пшеничкин и сержант Титов ранее вместе служили в роте танков КВ 42-го танкового полка 42-й танковой бригады.