Про Кандалакшу - 3

Mar 11, 2024 10:39

     Продолжение. Начало здесь и здесь.

Посмотрел тут лекцию постоянного автора статей ресурса Тактикалмедиа Евгения Мироничева о том, как планировалась война в Заполярье (ссылка).
     В этой лекции при рассмотрении советского военного планирования 1940-1941 гг. рассказывается и об отправке 1-й Краснознаменной танковой дивизии в Заполярье накануне войны. Однако данный рассказ очень требует некоторых уточнений и дополнений, которые я ниже попробую сделать.

image Click to view



На всякий случай напоминаю, что развертывание в случае войны с Германией этой наиболее укомплектованной и подготовленной танковой дивизии Ленинградского военного округа в середине мая 1941 года было спланировано в Заполярье на кандалакшском направлении, т.е. на второстепенном участке второстепенного участка будущего советского-германского фронта.
     До этого в соответствии с более ранними соображениями и планами развертывания 1-я Краснознаменная танковая дивизия в составе 1-го мехкорпуса в вышеупомянутом случае должна была действовать в полосе Северо-Западного фронта

     Во введении к своей лекции про то как планировали войну в Заполярье уважаемый лектор сообщает слушателям о том, что "тема войны в Заполярье и тем более её планирование это такое большое белое пятно на самом деле". Такое вот обоснование актуальности исследований.
     Собственно рассказ про советское планирование начинается с временной отсечки 3:30.
     Сначала лектор рассказывает о упрощенно Соображениях НГШ Шапошникова от лета 1940 года против Германии и союзников с задачами на оборону в Заполярье (ссылка). В рассказе о задачах Северного фронта сразу же допускается досадный ляп с его главной задачей в виде обороны мурманской железной дороги. Имелась ввиду явно только 14-я армии СФ, так как главной задачей Северного фронта во всех Соображениях было обеспечение выборгского направления и оборона Ленинграда.



Далее речь идет о Соображениях НГШ Мерецкова от сентября 1940 года. К сожалению, тут снова ляпсус вкрался, так как по Соображениям против "нескольких стран, в т.ч. Финляндии" задачи в Заполярье снова оборонительные "...с основными задачами обороны северного побережья и наших границ в северной Карелии до Ухты" (ссылка).
     Это по Соображениям только против Финляндии в районе Кандалакши планировали создать группировку в шесть стрелковых дивизий для удара в сторону Ботнического залива. Для снабжения этой группировки и принялись строить железную дорогу в сторону Саллы.

Далее речь заходит о мартовском "уточненном" плане стратегического развертывания 1941 года НГШ Жукова против Германии и союзников. Лектор тут сообщает слушателям о том, что он опубликован лишь частично, а большую часть этого плана от нас до сих пор скрывают.
     Однако на сайте Президентской библиотеки мартовский план доступен в полном объеме (ссылка). Возможно, уважаемый лектор спутал мартовский "уточненный план" с майскими Соображениями НГШ Жукова.

Основные задачи 14-й армии по мартовскому 1941 года плану оставались прежними - оборона северного побережья и наших границ в северной Карелии до Ухты. Состав армии оставался таким же как и в 1940 году - 4 стрелковые дивизии и 1 артполк РГК.

Далее речь в лекции идет о апрельской Директиве НКО и НГШ командующему ЛВО о разработке оперативного плана развертывания, которая была направлена в ЛВО на базе мартовского "уточненного" плана (ссылка).
     По директиве задачи и силы 14-й армии (+ 1 смешанная авиадивизия) оставались прежними. Обеспечивали недопущение проникновения противника на нашу территорию и нормальную работу Мурманской железной дороги на направлениях Кандалакша и Кестеньга/Лоухи по одной стрелковой дивизии. Наступательную задачу - "при благоприятных условиях коротким ударом захватить Петсамо" - имели войска 14-й армии только на мурманском направлении, а не так как рассказывает лектор (мурманское и кандалакшское).
     Ожидалось, как и в соответствующих Соображениях 1940 года, что на кандалакшском направлении финны могут развернуть 1 - 2 дивизии. Кроме того, в районы Рованиеми и Петсамо (лектор в этой связи упоминает только район Мурманска) могло быть сосредоточено для усиления финнов до двух немецких дивизий.

Далее уважаемый лектор ловко перепрыгивает прямо в июнь 1941 года. Так что здесь придется для полноты картинки дополнять эту лекцию.
     В мае 1941 года (получается, что не позднее 14 мая) появляются майские 1941 года Соображения НГШ Жукова против Германии и союзников. Этот документ на вышеупомянутом сайте Президентской библиотеки я не нашел, но на других ресурсах общедоступной сети Интернет текст этих Соображений, возможно с купюрами, приведен (ссылка).
     По этим Соображениям задачи для Северного фронта ставились снова оборонительные, однако в его составе оставались 4 танковых и 2 моторизованных дивизии, т.е. боевое применение 1-го мехкорпуса теперь предполагалось в полосе Северного фронта, а не Северо-Западного, как было по всем Планам и Соображениям на 1940 - 1941 годы до этого момента.



14 мая 1941 года командующему ЛВО из Москвы была направлена Директива НКО и НГШ о прикрытии отмобилизования, окончательного сосредоточения и развертывания войск ЛВО (ссылка).
     Далее цитата из параграфа 2 пункт 4 этой Директивы:
     "При благоприятных условиях всем обороняющимся войскам и резервам армий и округа быть готовыми по указанию Главного Командования к нанесению стремительных ударов".
     В остальном задачи 14-й армии оставались прежними - "совместно с СФ оборонять Мурманск и не допускать высадки десантов; обороной на фронте Куолоярви, Лехтоваари не допустить проникновения противника на нашу территорию и обеспечить нормальную работу Кировской железной дороги".
     Согласно данной Директиве в состав 14-й армии как раз и прибывала 1-я Краснознаменная танковая дивизия, которую требовалось "...вывести в район Кандалакша не позднее 8-го дня мобилизации". Остальные дивизии 1-го мехкорпуса по Плану прикрытия должны были сосредоточится в окрестностях Ленинграда в резерве командующего Северного фронта в готовности к действиям на выборгском направлении.

Теперь снова вернемся к лекции историка Мироничева. К сожалению, начинает он свой рассказ о событиях июня 1941 года с очередного ляпсуса. По его сведениям План прикрытия госграницы в Заполярье (историк называет его оперативным планом) был разработан штабом ЛВО на базе апрельской Директивы. Однако это не так. Разработали его, конечно же, на базе вышеупомянутых майских документов.
     "Записку командующего войсками Ленинградского военного округа по прикрытию государственной границы на территории округа" (ссылка) на основе Директивы от 14 мая я уже упоминал при обсуждении творчества уважаемого историка dr_guillotin на ресурсе Тактикалмедиа по Кандалакше и там же цитировал, так что повторюсь.

В параграфе Задачи обороны вышеупомянутой записки генерала Попова читаем пункт 8: «При благоприятных условиях обстановки всем обороняющимся войскам, резервам армий и округа, быть готовыми по указанию главного командования к нанесению стремительных ударов по противнику».
     Далее в параграфе Решение смотрим какие же задачи ставил командующий войсками округа перед начальником участка №5 района прикрытия №1 (104 и 122 сд, 1 тд) командиром 42-го СК генералом Паниным:
     «Задачи:
     а) обороной укреплений района Корья, Куолиярви, Вуориярви и на рубеже озера Кяси-Ярви, Лехтовари прочно прикрыть Кировскую ж/д на Кандалакшском и Лоухском направлениях не допуская выхода к ней противника;
     б) при благоприятной обстановке быть готовыми к нанесению решительных ударов противнику в направлении Кемиярви.»

Какой директивой пользовался генерал Попов для составления записки по Плану прикрытия, которая в Генштаб попала 10 июня, из вышеприведенного текста совершенно очевидно.
     Согласно схеме развертывания частей ЛВО по Плану прикрытия (ссылка) от 8 июня 1941 года, с учетом готовности "к нанесению стремительных ударов по противнику" применение основных сил 104-й СД теперь планировалось на кандалакшском направлении. Прикрывать Кировскую железную дорогу на направлении Кестеньга - Лоухи должен был один стрелковый полк 104-й СД с одним дивизионом от гаубичного полка. Ранее, напоминаю, в соответствии с апрельской Директивой 104-я СД целиком обороняла направление на Кестеньгу.



На вышеприведенном фрагменте карты Генштаба КА отображена ожидаемая по донесениям разведки группировка сил противника по состоянию на 13 июня на кандалакшском направлении (ссылка). Как можно заметить, оценка сил противника в июне 1941 года не изменилась по сравнению с апрельской.

В своем рассказе уважаемый лектор усиление группировки войск 14-й армии на кандалакшском направлении за счет ослабления кестенгинского в июне 1941 года уважаемый лектор вообще никак не объясняет своим слушателям, ограничиваясь простой констатацией факта.
     Лучшую же танковую дивизию ЛВО с без малого четырьмя сотнями танков по его сведениям привезли в Заполярье, потому что достроили железную дорогу и можно её было там снабжать. И исключительно для обороны с локальными контрударами до границы, а не для всяких "маргинальных" бросков к Ботническому заливу.

Здесь стоит вспомнить, что еще недавно в 2020 году уважаемый лектор в своей статье на ресурсе Варспот продвигал как раз упомянутые в лекции "маргинальные теории": "Главной идеей был прорыв через Кемиярви до Ботнического залива, как по планам перед советско-финляндской войной. В течение долгого времени планировалось реализовать эту задачу исключительно пехотными силами, но по последнему варианту, появившемуся весной 1941 года, активно применялись бронетанковые силы. План подразумевал, среди прочего, оборонительные действия на кандалакшском направлении силами двух стрелковых дивизий (сд) в составе стрелкового корпуса (ск) 14-й армии с включением в группировку танковой дивизии (тд).
     Главная идея состояла в том, чтобы отбить первоначальную атаку противника, защитить Кировскую железную дорогу, а затем перейти в контрнаступление и таким образом в определённой степени повторить план 1939 года с выходом к Ботническому заливу. Танковая дивизия предназначалась именно для такого броска. Специально оговаривалось, что контрнаступление будет проводиться только при благоприятных условиях и по особому распоряжению."

Дальше лектор рассказывает про организацию обороны, расквартирования и т.п. Удивительных историй там тоже хватает, а "ржание лошадей" в лекции 2024 года выпуска это вообще пять, я считаю:)
     Однако разбирать эти истории не буду, а перейду к выводам уважаемого лектора по советскому планированию, озвучивание которых начинается на временной отсечке 25:40.

В общем, если бы не слайд на заднем плане, то вначале сложно было понять, что автор озвучивает выводы. Идут пространные рассуждения на тему стратегической важности Кольского полуострова и ж/д ветки Кандалакша - Салла, охранять которую как раз целую танковую дивизию и прислали. А если бы не прислали, то по логике историка Мироничева немцы бы по этой самой ветке приехали прямо в Кандалакшу.
     В другом выводе лектор все же признает, что заполярный театр военный действий был второстепенным по всем планам развертывания Красной армии против Германии и союзников. Но далее снова идут спекуляции на тему потери Кольского полуострова, Мурманска и Кандалакши.

Мое резюме по данной лекции следующее - назвать хорошей либо полезной эту лекцию в "советской" так сказать её части я не могу. Можно было и тему получше осветить.
     Тема эта, ведь, не нова. Документы частично 30 лет назад опубликованы, а сейчас в оригиналах доступны всем желающим. И их 25 лет назад уже окучили. Сейчас же их можно было просто подработать применительно к текущему моменту.
     "Немецкую" часть лекции слушать не стал. Возможно она и "хорошая".

документы, 1 ТД, полезные ссылки, просрочка

Previous post Next post
Up