И еще о танках КВ на Петергофском шоссе

Mar 15, 2023 10:19

     Уже почти десять лет назад ув. Валерий Мельников с подачи, я так понял, ув. dvzhuk на форуме РККА поделился информацией о том, что в мемуарах нашлась информация с описанием эвакуации весной 1942 подразделениями инженерных войск 42-й армии Ленинградского фронта года двух танков КВ-1 из нейтральной полосы около станции Лигово (ссылка).
     Я первоначально предположил, что речь в данном случае шла о танках 51-го отдельного танкового батальона, которые могли застрять в Лиговском канале, хотя в отчете начальника АБТУ 42-й армии полковника Жукова о проделанной работе танковыми частями этой армии в 1941 году данный эпизод вообще никак не был упомянут.



Напомню, что экранированный танк КВ-1, который запечатлен на снимке для привлечения внимания, застрял в сентябре 1941 года в районе примыкания к Петергофскому шоссе дороги на поселок Клиново и деревню Лигово, но имелось обоснованное предположение о том, что его в итоге удалось эвакуировать ( ссылка).

     Далее собственно выдержка из мемуаров начальника инженерных войск Ленинградского фронта генерала Бычевского (Бычевский Б.В. Город-фронт. Л.: Лениздат, 1967. С. 157-158.):

В нейтральной полосе около станции Лигово остались два полузатопленных танка KB. Начальник инженерных войск 42-й армии полковник Н. Ф. Кирчевский решил вытащить их с помощью монтажников броневых точек из отряда П. Г. Котова. Но дело это не простое. Местность вокруг ровная, как стол. Фашистам все видно даже ночью. Темноту они ракетами разгоняют. И пулеметы у них близко -- за полотном железной дороги.
     -- Тут, братцы, честь наша задета, -- сказал Котов, когда кто-то из танкистов выразил сомнение в возможности вытащить эти машины.
     -- Ну,что ж, попробуем.
     В первую очередь Котов обследовал место затопления танков. Глубина была невелика, но машины затянуло льдом. Одна из них лежала вверх гусеницами.
Внимательно оглядевшись, Котов понял, что незаметно подвести к берегу тягач нельзя. Вытаскивать танки придется лебедками.
     Начали комплектовать рабочую команду. Для подготовительных работ набрали группу из добровольцев. Возглавили ее военпред Ижорского завода старший техник-лейтенант Михаил Андреевич Розанов и такелажник Адмиралтейского завода Михаил Алексеевич Пантелеев. В помощь им выделили взвод саперов под командованием младшего лейтенанта Льва Ароновича Кейдаля. Все необходимые приспособления -- две лебедки, блоки, механические тали и тросы -- достали на Адмиралтейском заводе.
     В одну из ночей саперы создали вокруг места затопления снежный вал: и маскировка хорошая, и какая ни на есть защита от осколков. Через него потом пропустили тросы, предварительно выкрасив их в белый цвет.
     Все это делалось, разумеется, под пулеметным, минометным и артиллерийским огнем. Трос неоднократно перерубало осколками, и его приходилось сращивать.
     Наконец подготовительные работы закончили. Стали тащить перевернутый танк.
     Он -- ни с места. И тут-то родилась дерзкая идея: вытолкнуть его взрывом.
     Рассчитали заряд. Один из саперов спустился под воду, заложил взрывчатку. Перед тем как произвести взрыв, тросы натянули до отказа, чтобы танк вытолкнуло в нужную сторону.
     К общей радости, после взрыва он отлетел точно на предназначенное ему место и, главное, встал на гусеницы. Только башню отбросило метров на пять в сторону.
     Вторую машину вытащили быстрее, с помощью лебедки. Потом танкисты отбуксировали оба танка. А на Кировском заводе рабочие быстро привели их в порядок, и уже через несколько дней эти KB вернулись в строй.

Некоторые дополнительные подробности этой эвакуации сразу же нашлись на сайте Подвиг народа в наградных листах на инженера-монтажника ОГ НТК НКВМФ воентехника 1 ранга Розанова и мастера-такелажника завода №194 Пантелеева. Оказалось,что несмотря на то, что работы эвакуации танков подразделениями 54-го отдельного инженерного батальона 42-й армии начались еще в феврале 1942 года эвакуировать их удалось только в конце мая 1942 года.
     Позже в наградном листе на механика-водителя тягача КВ-Т Эвакогруппы АБТУ Ленингрдского фронта старшину Миняева Дмитрия Александровича встретилась информация о эвакуации им из района Урицка двух застрявших в ручье танков КВ в мае 1942 года, что собственно и позволило выйти на предположение о том, что тягачи на базе танка КВ без башни на Ленинградском фронте начали использовать еще весной 1942 года ( ссылка).

В 2018 году на сайт Память народа среди прочих документов 42-й армии разместили и Краткую историю боевого пути 54-го отдельного инженерного батальона 42-й армии с 26 июня 1941 года по март 1943 года ( ссылка). В этой истории был приведен и подробный отчет о эвакуации силами мостового взвода технической роты 54-го оиб под командованием младшего лейтенанта Кенделя двух танков КВ из района Урицка ( ссылка).

В этом документе было указано и точное место обнаружения двух застрявших танков за передним краем нашей обороны в районе Урицка. Они находились "...на дороге, идущей из деревни Лигово мимо озера и поселка, что восточнее Урицка, к шоссе Ленинград - Стрельна, опрокинутые на месте бывшего деревянного моста через канаву. Танки опрокинуты в строну Ленинграда на расстоянии 20 - 25 метров к югу от шоссе, причем дальний от шоссе танк опрокинут вниз башней, а ближний лежит на боку 70 - 80°. Передняя часть танка направлена к сторону шоссе Ленинград -Стрельна".



В общем, как оказалось, эти танки КВ-1 были обнаружены именно в том месте (точка №2) где был осенью 1941 года сфотографирован экранированный танк КВ-1, который на профильной странице сайта учтен под номером 37 (Retromap).
     По состоянию на конец февраля 1942 года опрокинутый вниз башней танк был почти полностью погружен в воду. У второго танка была видна только башня и одна левая гусеница. Оба танка лежали впритык к друг другу.

Место обнаружение танков было совершенно открытое и просматривалось противником, до позиций которого было 300 метров. Поэтому весь необходимый для эвакуации танков такелаж весом 19,7 тонн 35 саперов из взвода младшего лейтенанта Кенделя принесли на себе на расстояние 1,8 км.
     После подготовки площадок и разминирования минных полей вокруг саперы приступили к работам по извлечению танков из промерзшей канавы с помощью двух пятитонных лебедок с приложением усилий через систему блоков и механических талей, а также с помощью производства взрывов. При этом про выталкивание перевернутого танка направленным взрывом в документах не говорится ничего.

Работы продолжали три месяца из-за "...исключительных трудностей, связанных с условиями залегания танков, сильными морозами, снегопадом и весенним паводком, а также сильного минометно-артиллерийского и автоматно-оружейного огня противника".
     Несмотря на все сложности, танки были подготовлены к эвакуации, а 25 мая 1942 года их вытащили тягачом и направили на ремонт на завод имени Сталина.

Отличившие при эвакуации этих двух танков КВ бойцы и командиры 54-го отдельного инженерного батальона младший лейтенант Кендель, сержанты Садыков и Лаврентьев, красноармейцы Шумилов, Звонилов и Космачев, а также воентехник 1 ранга Розанов, мастер такелажник Пантелеев и военинженер 2 ранга Богдан, которые руководили ходом работы, были представлены к награждению только что учрежденным в то время орденом Отечественной войны 2 степени, однако свои награды и то пониже уровнем получили только воентехник 1 ранга Розанов и мастер Пантелеев.

Что касается принадлежности застрявших танков КВ, то они (либо один их них) с большой вероятностью принадлежали танковой роте Кировского завода, которой командовал старший лейтенант Хохол и застряли 16 сентября 1941 года при следующих обстоятельствах ( ссылка):
     «...Доехав до Урицка по стрельнинскому шоссе в плотную, со стороны прилегающей рощи к Урицку, был встречен ураганным арт. огнем. В ответ на этот огонь командир взвода развернул взвод в боевой порядок и пошел влево в атаку на батареи, не зная местности он сразу как только сошел с дороги посадил все машины в болото. После неудачной попытки выйти из под огня и израсходования боеприпасов, экипажам пришлось машины оставить в болоте.
     Моими силами 1 машина с поля боя вытащена, сегодня еще 1 вытащу, а машина мл. лейтенанта Петрова, которая свалилась с моста в болото, вчера во время артиллерийской подготовки наших артиллеристов сожжена».

Сам документ датирован 21-м сентября 1941 года, так что есть вероятность, что второй застрявший танк могли и не вытащить. А могли и вытащить тогда же в сентябре 1941 года и именно этот благополучно эвакуированный экранированный КВ-1 мы видим на известном фотоснимке, потому что эта история имеет некоторое ответвление.

В наградном листе на уполномоченного по сбору и эвакуации трофейного АБТ имущества АБТО 42-й армии интенданта 3 ранга Тузова, который октябре 1941 года был помощником начальника технической части 124-го танкового полка 124-й ТБР, нашлась еще информация по застрявшим танкам:
     "Танки КВ возвращаясь после выполнения боевого задания с переднего края обороны в районе Урицка один из них провалился в водяную преграду вниз башней, второй танк пытавшийся пройти по гусеницам свалившегося танка не смог пройти и застрял так, что гусеницы одного танка попали под броню другого".

Так что пока существует также некоторая вероятность, что один из застрявших танков мог принадлежать и 124-й танковой бригаде. Варианты подходящие есть. Это и направляющий танк лейтенанта Кузнецова, и танк младшего политрука Зеленко.
     Всё. Так что надо будет искать заводские номера эвакуированных танков КВ-1. Тогда все станет ясно. Скорее всего:)

ЛКЗ, КВ-1, 124 ТБР, танкисты

Previous post Next post
Up