Продолжение. Начало
здесь.
В предыдущей серии речь начал рассказ о танках 2-й танковой роты 1-го танкового батальона 124-го танкового полка в соответствии со списком заводских номеров танков КВ-1 этого полка по состоянию на 10 октября 1941 года.
В этой записи речь пойдет о танках условно 1-го взвода 2-й танковой роты. Условно, потому что в списке танков этой роты учтены танки командира 1-го танкового батальона капитана Рыбакова и с большой вероятностью командира 124-го танкового полка майора Лукашика.
На вышеприведенном снимке танка КВ-1 с "ижорской" башней 90 мм, который на профильной странице сайта учтен под номером 31, в опознавательном знаке читается или видится порядковый номер 81 (или 87). Хотя по матчасти этому танку больше соответствует номер 91.
2-я танковая рота 1-го танкового батальона 124-го танкового полка, которой командовал старший лейтенант Колесниченко, с большой вероятностью получила двухзначные порядковые номера, начинавшиеся с цифры 8. Танки 1-го взвода этой роты, которым командовал лейтенант Орехов должны были, если предыдущие выкладки верны, получить порядковые номера 81, 82, 83 и 84.
В состав этого взвода входили или могли входить танк нового производства с зав. № М-5180, а также три танка с зав. №№ М-5032, М-5081 и М-5083, которые в 124-ю ТБР попали после ремонта из 1-й Краснознаменной танковой дивизии. Напомню фрагмент списка с номерами танков, который приводил в прошлой записи по теме.
Танк КВ-1 нового производства с зав. № М-5180 выбыл на фронт из 22-го отдельного учебного батальона в составе маршевой танковой роты лейтенанта Орехова.
Согласно спискам личного состава маршевой роты экипаж танка на 14 сентября 1941 года состоял из:
Командир танка - командир роты лейтенант
Орехов Иван Андреевич;
Механик-водитель ст. - красноармеец
Шубников Иван Гаврилович;
Командир орудия - мл. сержант Бружковский Михаил Иванович;
Радиотелеграфист - красноармеец Тюриков Николай Михайлович;
Механик-водитель мл. - красноармеец Ходаков Василий Павлович.
В приказе командира бригады полковника Родина от 4 октября 1941 года лейтенант Орехов «...допускался к исполнению должности» командира 1-го взвода 2-й танковой роты 1-го танкового батальона 124-го танкового полка.
В ходе боев на Петергофском шоссе танк КВ-1 с зав. № М-5180 был поврежден и затем был отправлен на ЛКЗ для "устранения повреждений полученных в бою".
Некоторые подробности участия танка в боях в районе Урицка изложены в наградном листе на его механика-водителя красноармейца Шубникова. В бою экипаж танка уничтожил 4 орудия, 2 ПТО, 6 пулеметных точек и более 50 немецких фашистов, однако затем подорвался на мине. Танкисты вышли из танка, восстановили его ходовую часть и танк сумел, таким образом, выйти на сборный пункт.
Очень вероятно, что в ходе ремонтных работ был убит красноармеец Тюриков, который в именном списке безвозвратных потерь личного состава 124-й ТБР числится погибшим в бою 10 октября 1941 года в районе Урицк (
ОБД Мемориал), и ранен красноармеец Ходаков.
Кроме того, младший сержант Бружковский в именном списке числится пропавшим без вести 10 октября 1941 года в районе деревни Ивановка Ленинградской области командиром отделения МСПБ 124-й танковой бригады (
ОБД Мемориал). Неизвестно за какие заслуги он попал в пехоту, но, видимо, в состав экипажа лейтенанта Орехова к моменту боев на Петергофском шоссе он уже не входил.
Танк КВ-1 с зав. № М-5032 и номером корпуса 86041 (806041 вписан ошибочно) выбыл с ЛКЗ 18 августа 1941 года в 12-й запасной танковый полк для подготовки личного состава, однако уже на следующий день этот танк вместе с остальными учебными КВ 12-го ЗТП и 22-го ОУТБ был отправлен в район Тайцев на укомплектование 1-го танкового полка 1-й ТД. К сожалению, сведения о составе его экипажа на момент выбытия в 1-ю ТД пока отсутствуют.
В дальнейшем танк оказался в 124-й танковой бригаде, участвовал в боях на Петергофском шоссе, после которых 15 октября 1941 года вновь выбыл на завод на ремонт. После ремонта танк оказался в 125-й танковой бригаде, в составе которой в конце декабря 1941 года принял участие в боях под Красным Бором.
Согласно спискам личного состава 125-й ТБР, за которым были закреплены танки КВ, экипаж танка с зав. № М-5032 по состоянию на конец ноября 1941 года состоял из:
Командир танка - командир взвода старший лейтенант
Горбенко Иван Степанович;
Механик-водитель ст. - ст. сержант Шашко Василий Кузьмич;
Командир орудия - мл. сержант Иванко Иван Павлович;
Радиотелеграфист - сержант Фокин Василий Иванович;
Механик-водитель мл. - сержант Дзюба Иван Васильевич.
Лейтенант Горбенко Иван Степанович
По всей видимости лейтенант Горбенко командовал танком с зав. № М-5032 с момента отправки на фронт, так как 19 сентября 1941 года он выбыл из 1-го ТП 1-й ТД в 146-й танковый полк, на базе которого через несколько дней была сформирована 124-я танковая бригада.
В приказе командира бригады полковника Родина от 4 октября 1941 года лейтенант Горбенко Иван Степанович «...допускался к исполнению должности» командира танка 1-го танкового батальона 124-го танкового полка. Правда, учтен он в приказе почему-то в списке 3-й танковой роты.
В именных списках 124-й танковой бригады, которые ныне доступны на сайте Память народа, также учтены старший сержант Шашко и красноармеец Иванко.
26 декабря 1941 года в бою под Красным Бором танк КВ-1 с зав. № М-5032 сгорел. При этом погибли старший лейтенант Горбенко, который посмертно был награжден орденом Красного Знамени, старший сержант Шашко и сержант Дзюба.
Танк КВ-1 с зав. № М-5081 был отправлен из 22-го ОУТБ 27 августа 1941 года в составе маршевой роты лейтенанта Колесниченко в 1-ю Краснознаменную танковую дивизию.
В дальнейшем танк вернулся на завод для ремонта, после которого вновь выбыл на фронт 15 сентября 1941 года. Экипаж танка на эту дату состоял из:
Командир танка - младший лейтенант Перец Степан Иванович;
Механик-водитель ст. - сержант Гордеев Георгий Александрович;
Командир орудия - мл. сержант Овчинников Евгений Александрович;
Радиотелеграфист - мл. командир Набатный Н.Е.;
Механик-водитель мл. - красноармеец Григорьев Евгений Алексеевич.
Младший лейтенант Перец Степан Иванович
В приказе командира бригады полковника Родина от 4 октября 1941 года младший лейтенант Перец Степан Иванович «...допускался к исполнению должности» командира танка 2-й танковой роты 1-го танкового батальона 124-го танкового полка.
В именном списке безвозвратных потерь личного состава бригады младший лейтенант Перец, сержант Гордеев и младший сержант Овчинников числятся пропавшими без вести 10 октября 1941 года в районе Урицка (
ОБД Мемориал), а красноармеец Григорьев числится погибшим 9 октября 1941 года в районе Урицка (
ОБД Мемориал). Личность радиотелеграфиста танка установить пока не удалось.
Сам танк КВ-1 с зав. № М-5081 на немецких фотоснимках также опознать пока не удалось. Могу лишь предположить, что это танк с "ижорской" башней 90 мм, который учтен на профильной странице сайта под номером 35.
Этот танк двигался от Ленинграда и
примерно в точке 2 застрял в канаве в стороне от дороги, а затем был подбит и сгорел. Место его потери прекрасно опознается по пятиэтажному дому 1938 года постройки, который сохранился и поныне (Санкт-Петербургское шоссе, дом 15).
Танк КВ-1 с зав. № М-5083 также отправили с ЛКЗ 27 августа 1941 года в составе маршевой роты лейтенанта Колесниченко в 1-ю ТД.
Экипаж танка на эту дату состоял из:
Командир танка - младший лейтенант Лазаренко Николай Антонович;
Механик-водитель ст. - ст. сержант
Загорулько Семен Селиверстович;
Командир орудия - замполитрука
Подсвинков Кирилл Федорович;
Радиотелеграфист - красноармеец Чумаков Александр Дмитриевич;
Механик-водитель мл. - красноармеец Федоров Валентин Евграфович.
В дальнейшем танк вместе с экипажем также оказался в 124-й танковой бригаде за исключением замполитрука Подсвинкова, который в сентябре 1941 года был ранен.
В приказе командира бригады полковника Родина от 4 октября 1941 года лейтенант Лазаренко Николай Антонович «...допускался к исполнению должности» командира 2-го взвода 2-й танковой роты 1-го танкового батальона 124-го танкового полка.
В именном списке безвозвратных потерь личного состава бригады сержант Федоров числится пропавшим без вести 10 октября 1941 года в районе Урицка (
ОБД Мемориал), а красноармеец Чумаков числится погибшим в районе Урицка 10 октября 1941 года. Однако на самом деле согласно информации из документов Архива военно-медицинских документов они были ранены и выбыли в госпиталь. Командир танка лейтенант Лазаренко также был ранен и попал в госпиталь.
Не удалось пока найти информацию о командире орудия этого танка, но некоторые мысли этот счет имеются.
И так как весь экипаж танка КВ-1 с зав. № М-5083 сумел спастись, то логично предположить, что этот танк был подбит на Петергофском шоссе ближе к нашим позициям. Поэтому, скорее всего, это был танк с "ижорской" башней 90 мм, который учтен на профильной странице сайта под номером 32.
Пока на этом всё. В следующей записи речь пойдет о танке командира 1-го танкового батальона 124-го танкового полка капитана Рыбакова. А пока, большая просьба, подсказать удалось ли разобрать порядковый номер танка,который учтен на профильной странице сайта под номером 32.