О танке КВ-1 из Петергофа.

Nov 30, 2022 11:34

     Продолжение. Начало здесь и здесь.

Как уже известно из предыдущих записей, возглавлять колонну 124-й танковой бригады в ходе движения по Петергофскому шоссе должен был разведывательный дозор от 1-й танковой роты 1-го танкового батальона 124-го танкового полка в количестве трех танков КВ-1. Начальником этой разведки был назначен командир танкового взвода лейтенант Гончаров.

В 4 часа 8 октября 1941 года, т.е. фактически еще ночью, разведдозор лейтенанта Гончарова выступил «...по маршруту: Урицк, пос. Ленина и далее на юг в направлении пос. Володарского». При этом направляющий танк лейтенанта Кузнецова сбился с маршрута и ушел влево на Лигово.
     Все «...следующие танки разведвзвода под командованием начальника разведки лейтенанта Гончарова пошли по маршруту главных сил танковой группы». Другой информации по состоянию на 12 октября 1941 года, т.е. на момент составления отчета для командования Ленинградского фронта о боях на Петергофском шоссе, о действиях танков разведдозора в штабе 124-й танковой бригады не было.



Между тем один из танков разведки достиг Петергофа и подорвался там на противотанковых минах, которые установили по курсу его движения немецкие фашисты из 1-й пехотной дивизии.
     С большой вероятностью этим танком КВ-1 с заводским номером М-5209 и порядковым номером 76 командовал командир взвода 1-й танковой роты 1-го танкового батальона 124-го танкового полка лейтенант Гончаров.

     13 сентября 1941 года лейтенант Гончаров, который танкистом стал 15 мая 1941 года после зачисления в списки слушателей трехмесячного сбора по подготовке командиров танковых взводов легких танков на ЛКБТКУКС, вместе со своим танком с заводским номером М-5171 в составе маршевой роты старшего лейтенанта Мошкова выбыл на фронт.
     Напомню, что все семь танков этой маршевой роты были укомплектованы моторами М-17Т. Поэтому уже в конце сентября - начале октября 1941 года их вернули на завод для замены двигателей на В-2К или передали в другие танковые части Ленинградского фронта.



Лейтенант Гончаров Алексей Никитич

В начале октября 1941 года 1-й танковый батальон 124-го танкового полка 124-й танковой бригады, взамен сданных танков, получил семь КВ-1 с двигателями В-2К, из них четыре новых танка с зав. №№ М-5209, М-5211, М-5216 и М-5217 прибыли с ЛКЗ. Согласно сведениям из списка номеров танков КВ 124-й танковой бригады на 10 октября 1941 года все новые танки поступили в 1-ю танковую роту.
     Принимая во внимание информацию из приказа полковника Родина от 4 октября 1941 года, по которой лейтенант Гончаров «...допускался к исполнению должности» командира взвода 1-й танковой роты 1-го танкового батальона 124-го танкового полка, с большой вероятностью можно допустить, что лейтенант Гончаров получил при распределении новых КВ-1 танк с заводским номером М-5209 (№ корпуса 94741).

Согласно спискам личного состава экипаж этого танка на момент прибытия в бригаду 29 сентября 1941 года состоял из:
     Командир танка - младший лейтенант Рыбаков Петр Андреевич;
      Механик-водитель ст. - старшина Филиппов Николай Васильевич;
     Командир орудия - красноармеец Пинжанин Павел Дмитриевич;
     Радиотелеграфист - красноармеец Пласкинный П.С.;
     Механик-водитель мл. - красноармеец Зубов Николай Михайлович.

В приказе от 4 октября младший лейтенант Рыбаков уже отсутствовал, хотя в его наградном листе содержится информация о том, что он служил в 124-й ТБР с сентября 1941 года по апрель 1942 года.
    В именном списке безвозвратных потерь личного состава бригады механик-водитель танка старшина Филиппов числится пропавшим без вести 10 октября 1941 года в районе Урицка (ОБД Мемориал), а командир орудия красноармеец Пинжаник и радиотелеграфист красноармеец Пласкинный числятся погибшими в районе Урицка 10 и 9 октября соответственно, однако красноармеец Пласкинный попал в плен и в 1945 году был освобожден. Красноармеец Зубов в документах Архива военно-медицинских документов числится раненым в составе 124-го танкового полка.



Командир танкового взвода лейтенант Гончаров Алексей Никитич также числится пропавшим без вести 10 октября 1941 года в районе Урицка (ОБД Мемориал).
     Но, что интересно, обстоятельства потери его танка упомянуты в статье «Бой танков в населенном пункте» в газете Ленинградского фронта "На страже Родины", которая была написана от имени командира 1-й роты 1-го танкового батальона 124-го танкового полка 124-й танковой бригады старшего лейтенанта Ивана Машкова. Статья, как показывают текущие события на территории бывшей УССР, не утратила, к сожалению, актуальности и поныне.

В статье о танке Гончарова приведена следующая информация: «...Приближаясь к населенному пункту, танкисты должны первыми открывать огонь, не ожидая, пока враг начнет стрелять. Такой огневой проверке нужно подвергать каждый дом, каждый сарай, невзирая на то, стреляют ли из него или нет. В одном населенном пункте танк лейтенанта Гончарова проскочил вперед. В деревне было тихо. Но затем машина была выведена из строя огневыми точками, притаившимися в безобидных домах, на первый взгляд не внушавших подозрения».

Возможно, конечно, что таким образом персонифицировали общий негативный опыт тех боев. Но возможно, что красноармеец Зубов все же был в составе экипажа и сумел выйти к своим, хотя это кажется практически невероятным, так ему нужно было преодолеть значительное расстояние по немецкому тыловому району.
     Ниже для наглядности на немецкой аэрофотосъемке (Retromap) отметил район школы НКВД имени Куйбышева (справа) и район около Собора Петра и Павла в Петергофе, где подорвался КВ-1 с порядковым номером 76.




Теперь о том, как появление танка КВ в Петергофе выглядело с той стороны.
     Далее приведу цитату из книги Кольцова о стрельнинских десантах с информацией из журнала боевых действий 1-й пехотной дивизии: «...Из ЖБД оперотдела можно узнать, что около 5 утра было получено сообщение о прорыве фронта 58-й дивизии 13 танками "KB". Однако в тот момент один из них уже ехал по тылам 1-й пехотной, принимаемый за немецкое штурмовое орудие. "Он проехал возле расположения 22-го пехотного полка, где как раз в это время повар 14-й роты 22-го полка варил кофе в своей грузовой машине. Повар был очень рассержен тем, что к нему подъехало предполагаемое штурмовое орудие и, несмотря на его протесты, легким толчком опрокинуло машину. С этим танком покончила с помощью мин ударная группа под командованием старшего лейтенанта Тольсдорфа. Экипаж и пехотинцы, ехавшие на танке, были взяты в плен» (ссылка).

Ниже информация из документов 38-го армейского корпуса, в которой четко сообщается, что танк прибыл со стороны 58-й пехотной дивизии.



Также в этих корпусных документах сообщается о том, что всего 8 октября было взято в плен 4 человека из 124-го танкового полка. Офицеров среди них не было.

На этом пока всё. О других танках разведдозора 124-й танковой бригады речь пойдет в одной из следующих записей, а пока исправления и дополнения по вышеприведенной информации приветствуются.

Стрельна, КВ-1, 124 ТБР

Previous post Next post
Up