Героический рейд

Nov 02, 2021 12:52

     Любопытные подробности одного героического рейда во фланг и тыл противника обнаружились в уже послевоенном наградном листе на сотрудника НКВД Молдавской ССР, который в начале войны был командиром танка КВ батальона тяжелых танков 42-й танковой дивизии 21-го мехкорпуса.

Согласно сведениям из наградного листа на этого танкиста, фамилию которого приведу в следующей записи, в ходе разведки боем в глубоком тылу противника в районе Новоржева он на своем танке он ворвался в населенный пункт, разбил штаб пехотного полка немцев, причем разорвавшимся в штабе снарядом был убит командир этого полка майор Брухно, освободил 99 человек пленных красноармейцев, разбил 1 тяжелый танк, 2 танкетки, раздавил гусеницами 8 орудий и до 60 автомашин, транспортеров и бензоцистерн, взорвал два склада с боеприпасами и горючим, а также уничтожил до 300 солдат и офицеров противника.

А произошла эта разведка боем 17 июля 1941 года в ходе рейда 42-го мотострелкового полка 42-й танковой дивизии 21-го мехкорпуса во фланг и тыл наступающей на Новоржев 126-й пехотной дивизии.
     Всего же в тех боях по данным штаба Северо-Западного фронта, которые привел в своей статье в газете "Красная Звезда" от 23 сентября 1941 года генерал-лейтенант Ватутин, "...полк майора Горяинова лишь за один рейд уничтожил до 500 фашистских солдат, разбил 400 машин и значительное количество орудий и пулеметов" ( ссылка).



К сожалению, имелись в тех боях и потери, поэтому проиллюстрировать запись решил немецкими снимками танков КВ-2, который учтены на профильной странице сайта под номерами 28 и 64, так как их снимки уже неоднократно встречались в подборках с северо-западного направления.

     Сначала вкратце предыстория тех событий. 14 июля 1941 года дивизии 21-го мехкорпуса после неудачных боев за Опочку были выведены из боя. Они должны были сосредоточится в районе Бежаниц для приведения частей в порядок и получения пополнения в готовности к маршу на правый фланг 27-й армии для участия во фронтовом контрударе на новгородском направлении.
     Однако в этот момент сильно осложнилась обстановка в районе Новоржева куда выходили части двух немецких пехотных дивизий. Обороняющиеся по реке Великой западнее Пушкинских Гор части 24-го стрелкового корпуса таким образом попадали в тяжелое положение.

Поэтому командующий 27-й армией генерал Берзарин несколько скорректировал маршрут выдвижения 21-го мехкорпуса так, чтобы он 16 июля 1941 года попутно выбил немцев из Новоржева.
     При этом мотострелковый полк 42-й танковой дивизии под командованием майора Горяинова с приданной батареей 42-го гаубичного полка и нескольким танками КВ из батальона капитана Вайнштейна должен был через Ашево и Крутцы выйти в тыл к немцам в район Соболицы, чтобы отрезать им пути отхода на север.



К сожалению, предпринятые вечером 16 июля и в ночь на 17 июля атаки основных сил 21-го мехкорпуса на Новоржев от Бежаниц успехом не увенчались. Об этих боях и участии в них танков батальона танков КВ 42-й ТД потом будет отдельная запись.

Отряд майора Горяинова из-за начавшегося во второй половине дня 16 июля дождя с грозой сумел выйти к Соболицам только ранним утром 17 июля. Там он обнаружил расположившиеся на отдых немецкие транспортные колонны общим количеством до 450 автомобилей.



Майор Горяинов Аристарх Михайлович (снимок конца 30-х годов из учетно-послужной картотеки ЦАМО РФ, которая ныне доступна на сайте Память народа)

В завязавшемся бою по сведениям из оперативных документов 21-го мехкорпуса, которые также ныне доступны на сайте Память народа, отрядом майора Горяинова было уничтожено до 350 автомашин, до 20 орудий крупного калибра, уничтожен штаб одной из частей противника, захвачено 9 пленных и до 15 автомашин, в том числе одна штабная машина разведывательного батальона 126-й пехотной дивизии. Также было освобождено более 90 человек пленных красноармейцев.
     Кроме того, в одной из сводок приведена информация о том, что в районе Стехово противник сам уничтожил склад своего горячего.

Во второй половине дня оправившиеся от неожиданности немцы сами атаковали отряд Горяинова с севера и юга. В связи с общей малочисленностью и значительными потерями Горяинову пришлось начать отход на восток.
     В боях отряд Горяинова потерял 82 человека убитыми, 120 раненными и до 200 человек пропало без вести, была выведена из строя артиллерийская батарея и подбит один танк КВ.



Интересно, что немцы из 126-й пехотной дивизии в своих дивизионных документах, которые представлены на известном ресурсе, в общем и целом подтверждают свои высокие потери в живой силе и технике в боях 17 июля 1941 года под Новоржевом.

Как уже говорилось, вечером 16 июля и в ночь на 17 июля немцы отбивали атаки на Новоржев с востока. Согласно отчету штаба 126-й ПД, эти бои уже стихли как вдруг совершенно неожиданно в 5.30 по берлинскому времени в районе деревень Соболицы и Осинкино, в которых на ночлег расположились опергруппа штаба 126-й пехотной дивизии (Führungsabteilung des Divisionsstabes) и части её батальонов связи, разведывательного и саперного, появился диверсионное ударное соединение отряд пехоты противника численностью до полка с несколькими 52-хтонными танками.



После появления противника все немецкие части начали отходить на южный берег реки Сороть, мост через которую вывели из строя два немецко-фашистских лейтенанта. Этим удалось предотвратить прорыв 52-хтонных танков, но оба лейтенанта тут и загинули за свою фашистскую державу.
     По прорвавшимся танкам также открыл огонь прямой наводкой из своих 150 мм гаубиц располагавшийся на позициях в районе Сухлово 4-й дивизион 126-го артполка. Ответным огнем было выведено из строя несколько орудий и убит один командир батареи.

Еще в завязке боя опергруппа штаба дивизии выбыла на командный пункт 422-го пехотного полка в Вехно, откуда срочно были выдвинуты подкрепления в Осинкино в виде самокатной роты этого полка и одной саперной роты. Вслед за ними выступили и основные силы этого полка, которые по плану с утра 17 июля должны были наступать на запад в тыл частям 24-го стрелкового корпуса. Кроме того, на Соболицы перенацеливались приданные 422-му ПП два артдивизиона.

Таким образом, разворотом на север 422-го пехотного полка с приданной артиллерией немцам удалось к 8.00 стабилизировать свое положение и начать подсчитывать потери. Тут выяснилось, что сбежавшая охрана бросила в Стехново сборный пункт военнопленных, в котором было собрано 100 красноармейцев и 3 офицера.
     Во второй половине дня последовала новая атака при поддержке 52-хтонных танков в районе Соболиц, которая уже была отбита с тяжелыми потерями для атакующих. После этой неудачи противник начал отход на восток и 422-й пехотный полк сравнительно легко к вечеру 17 июля вышел на линию Посадникова - Губкина - Вылозова.

Теперь о потерях немцев в боях 17 июля 1941 года. Напомню, что еще в 2012 году общие данные по ним приводил на форуме РККА ув. zhur_from_rkka (ссылка).
     По сведениям из дивизионных документов 126-й ПД, 17 июля эта дивизии потеряла в Новоржеве, под Пушкинскими Горами и в районе Brückenstelle Ossinkina убитыми 136 человек, в т.ч. 7 офицеров, было ранено 188 человек, в т.ч. 4 офицера, и 53 человека пропало без вести.



Согласно сведениям о потерях матчасти из итогового донесения штаба 126-й пехотной дивизии, в боях под Новоржевом с 11 июля 1941 года она потеряла две тяжелые гаубицы, три противотанковых пушки, 42 мотоцикла, 24 легковых и 34 грузовых автомобиля, а также 35 Chenilette (вероятно, имелись ввиду транспортеры на базе французской танкетки Renault UE).
     Правда, согласно другому итоговому донесению, за десятидневку с 11 по 21 июля 1941 года в 126-й ПД безвозвратно выбыли три тяжелых 15 см гаубицы, а также три 4,7 см и четыре 3,7 см ПТО.

Конкретизировать немецкие потери по району Соболицы/Осинкино, к сожалению, можно только по отдельным подразделениям дивизии, которые представили свои донесения по итогам боя 17 июля 1941 года.

Так 126-й противотанковый дивизион, которым командовал майор Брюкнер (Major Brückner), потерял четырех человек убитыми, четырех ранеными и трое пропали без вести. Одно 4,7 см ПТО и тягач Bedford раздавил 52-хтонный танк, а одно 3,7 см ПТО разбило прямым попаданием снаряда. Кроме того, три грузовых и 3 легковых автомашины, на которых перевозились пожитки 2-й роты, были оставлены 16 июля в Стехово для ремонта, а утром следующего дня их там раздавили прорвавшиеся танки.
     Большие потери в матчасти понесла 3-я рота саперного батальона, которая первой попала под раздачу в Соболицах. Там было уничтожено 8 мотоциклов, 2 легковых и 11 грузовых и специальных автомобилей из её состава, а еще один легковой автомобиль пропал без вести.

Пока на этом всё. Продолжение следует.

42 ТД, КВ-2, Новоржев, танкисты

Previous post Next post
Up