Продолжение. Начало
здесь и
здесь.
В документах 3-й моторизованной дивизии из фонда 500 удалось обнаружить подробности последнего боя экранированного танка КВ-1, который учтен на профильной странице под номером 20.
Напомню, что согласно информации о безвозвратных потерях материальной части тяжелого танкового батальона 2 июля 1941 года в районе Букмуйжа из-за недостатка топлива был оставлен танк КВ-1 с заводским номером М-4793.
Его командир остался с танком для его взрыва и в батальон не возвратился.
Теперь документально подтверждено, что командир танка его не бросил и на исходе дня 3 июля 1941 года принял свой последний бой с немцами.
Информация об этом бое содержится в материале для газетной публикации немецкого унтер-офицера из 2-го батальона 8-го мотопехотного полка 3-й МД под названием "С ручными гранатами против 52-тонного танка".
В поздним вечером 3 июля 1941 года двигавшийся по дороге в районе Orte Torzilowo 2-й батальон 8-го МП был остановлен пулеметным и артиллерийским огнем, который вынудил его развернуться в боевой порядок. Одна из рот батальона при этом понесла потери.
Вскоре фашисты обнаружили, что огонь ведет 52-тонный танк, который стоял на высоте (Höhe) прямо на дороге на окраине деревни. Атаковать его в лоб немцы не решились.
В вечерних сумерках штурмовая группа из пяти человек незаметно обошла танк по заболоченному лесу и смогла подобраться к нему вплотную. Один из немцев забрался на танк и попробовал закинуть гранату в башенный люк, но не смог его открыть.
Экипаж теперь понял, что к танку подобрались немцы и развернул башню, чтобы расстрелять их из пулемета, но один из немцев сунул гранату в ствол пушки (Geschützrohr). Её взрыв вызвал внутри шумную детонацию. Из танка пошел дым и, видимо, открылся один из люков. В него забросили еще одну гранату.
Таким образом, документально подтвержден рассказ деда ув.
atapask, который снова приведу полностью:
"Мой дедушка, царство ему небесное, рассказывал, что в начале войны на дороге за Вёртоловом у проезжающего КВ закончилось топливо. Командир послал одного из членов экипажа сообщить об этом. Потом на дороге появились немецкие мотоциклисты, командир отправил остальной экипаж сообщить о высадке десанта(как он предположил), а сам остался удерживать немцев огнём. Целый день немцы ожидали подкрепления, полагая, что уткнулись в линию нашей обороны, а на следующий день, поняли, что это не так, и обошли танк. Командир отстреляв боекомплект, застрелился.
Чтобы отметить образец воинской доблести своим солдатам немецкий офицер приказал похоронить его с почестями - залпом в воздух, могилу его они обложили гильзами. Дорогу от танка удалось освободить еще через несколько дней, когда подогнали тягачи. Сельские мальчишки видели в танке открытый томик стихов Пушкина. Это был московский студент Василий Гусев 23 лет".
Место боя и потери танка отметил на послевоенной карте 1955 года выпуска.
К сожалению, личность погибшего командира танка точно пока установить не удалось, но в
Списке потерь личного состава батальона КВ 42-й танковой дивизии 21-го мехкорпуса упомянут младший лейтенант Гусьев без инициалов. Причем против его фамилии в графе Когда и по какой причине выбыл указано, что он пропал без вести.
Против фамилий других танкистов на этой странице документа в данной графе записи отсутствуют. Дата 2 июля либо населенные пункты Дагда или Букмуйжа в Списке потерь также не упомянуты.
Пока всё. Работа по установлению личности командира танка будет продолжена.