День инноваций в i_future: вопрос 2

Jun 17, 2010 15:34

Кто основной «заказчик» инноваций: потребитель или государство?



Давид Ян:
Потребителем инноваций основным является планета Земля, мировой рынок. Ошибкой является думать, что мы можем развивать инновационную экономику в России, рассчитывая только на российский рынок, будь то государство российское или конечный потребитель в России. Россия - это мизерный рынок по сравнению с мировым рынком. Израиль стал инновационной столицей мира по показателю успешных стартапов на душу населения при своей крошечной площади потому, потому что он маленькая страна, и каждый стартап в Израиле целился на мировой рынок и рассматривал его как потребителя. А на мировом рынке уже для кого-то B2B-модель представляется целевой, для кого-то целевым рынком являются правительственные структуры и крупные корпорации, для кого-то розничные потребители. Но в любом случае речь идет об абсолютно гигантском масштабе рынка.

Но если задаться вопросом кто может стать первичным потребителем инноваций до масштабного выхода на мировой рынок, то думаю для крупных проектов - государство.

Так было в США, если посмотреть на историю создания их Кремниевой Долины. Действительно, катализатором ее создания явился сначала военно-промышленный комплекс США, связанный с радиолокационным оборудованием и так далее. Затем он конвертировался в космическую программу, именно эти программы в 40-х-50-х годах привлекли сначала полмиллиарда долларов в год, потом выросло до одного миллиарда - это был госзаказ США на инновационные технологии компаниям Hewlett Packard, Intel, Стэнфордскому университету и так далее. Затем действительно это привлекло уже десятки, сотни тысяч инженеров со всего мира, которые приехали и инвесторов, которые туда приехали - теперь это порядка 30-40 млрд. долларов в год уже только частных инвестиций и одного миллиона человек, вовлеченных в эту индустрию.



Дмитрий Репин:
Это более честный рынок. Другое дело, что на каком-то горизонте государство может помочь как-то или законодательными актами, или какими-то программами специальными стимулировать спрос, то есть заказы на инновации. Но честный покупатель - это гораздо лучше, чем покупатель такой вот субсидирующий. Поэтому ориентироваться надо на рынок, а если государство поможет - ну слава Богу, хорошо!



Владимир Пирожков:
Основной заказчик инноваций - лидер. Только лидер, который обладает своим собственным целеполаганием, и который конкурирует с другим лидером или с вызовами внешней среды, нуждается в инновациях. Он понимает, что старых ресурсов ему не хватает. Для не-лидеров инновация - это или модная игрушка, или неприятная обязанность, навязываемая государством и акционерами.



Денис Довгополый:
Глядя со стороны на Российский рынок, становится понятно, то основным заказчиком является государство. Он формирует госзаказ и тепличные условия онновационным компаниям (мы имеем в виду 90% а то и больше всего финансирования). На самом деле во всем мире основным потребителем являются домохозяйства и SMB. Правильный подход - стимулирование ПОТРЕБИТЕЛЯ, а не ПРОИЗВОДИТЕЛЯ. Я не так давно описал хороший кейс на эту тему в своем блоге - http://dennydov.blogspot.com/2009/09/blog-post_5221.html



Камиль Исаев:
не слишком отдаленном прошлом это наиболее значительные достижения в области науки и техники Советского Союза. Прежде всего это крупные госпроекты, ракетный проект и ядерный проект. Именно на них наша наука и получила огромный импульс развития, потому что в каждом из них переплетен целый ряд наук и дисциплин: физика, математика, химия, материаловедение и так далее. В результате у нас получились не только атомные бомбы и межконтинентальные ракеты, но и много других технологий. С тех пор мир довольно сильно изменился, но вот отношение к государству и полугосударственным компаниям как к крупнейшему заказчику, который в состоянии аккумулировать колоссальные средства и инвестировать их в развитие науки, осталось. Такое отношение есть и у ученых, и у чиновников. Примеров полно: та же РОСНАНО - тоже госкорпорация, пусть и современная, но тоже аккумулирующая на своих счетах огромные суммы и инвестирующая их с той или иной степенью эффективности в венчурные стартапы. Другой пример - Росатом, хайтек-компания, поскольку атомная энергия продолжает оставаться хайтеком и двигать определенную область науки и инженерного дела.

Вот другой взгляд на вопрос: у всех на слуху недавний успех iPhone и iPad одной фруктовой компании, и этот рыночный успех на 100% обусловлен теми чувствами, которые эти продукты возбуждают в сердцах и душах миллионов потребителей по всему миру, во всяком случае, заказчиком подобных инновационных устройств является именно потребитель.

Индустрии высоких технологий, к которой относится Intel, удалось с минимальными потерями преодолеть кризис - кризисный год ярко показал, что производимая нами продукция, компьютерные устройства в широком смысле этого слова, стала настолько востребованной потребителем, настолько плотно вошла в жизнь каждого из нас, что люди без этого не мыслят своего существования, почти так же, как они не мыслят существования без самых основных вещей: продуктов питания, одежды и т.д. В то же время корпоративные заказчики, на которых в Intel делали традиционно высокую ставку, моментально свернули все программы закупки, и падение бизнеса в этих секторах оказалось существенно выше.

Мы приходим к тому, что человек должен быть в центре маркетинговых концепций - в нашей индустрии это безусловно так. Не отрицая прочих подходов к развитию инноваций в такой большой и сложной стране, как Россия, я всё-таки призвал бы людей, принимающих решения, обратить внимание на человека, и постараться осознать, а потом позиционировать его в глазах всего общества как основного потребителя инноваций.

Пусть крупные корпорации продолжают играть свою роль, для них всегда будет какая-то ниша, но мне кажется, в конечном итоге именно пользователь выбирает, что ему нужно, и решает, насколько инновация успешна на рынке.

Об экспертах

А как вы считаете?

инновации, экономика, государство

Previous post Next post
Up