СЕДМИЦА 4-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ,
ПОНЕДЕЛЬНИК
Римлянам, 102 зачало, IX.18-33
Братие, Бог егоже хощет, милует:
а егоже хощет, ожесточает. 19
Речеши убо ми: чесо ради еще укоряет, воли бо Его кто противитися может? 20
Темже убо, о, человече, ты кто еси, против отвещаяй Богови?
еда речет здание Создавшему е: почто мя сотворил еси тако? 21
Или не имать власти скудельник на брении, от тогожде смешения сотворити ов убо сосуд в честь, ов же не в честь? 22
Аще же хотя Бог показати гнев Свой и явити Силу Свою, пренесе во мнозе долготерпении сосуды гнева совершены в погибель: 23 и да скажет богатство Славы Своея на сосудех милости, яже предуготова в славу, 24
ихже и призва нас не точию от иудей, но и от язык: 25
якоже и во Осии глаголет: нареку не люди Моя люди Моя, и невозлюбленую возлюблену: 26
и будет, на месте, идеже речеся им: не людие Мои есте вы,
тамо нарекутся Сынове Бога живаго. 27
Исаиа же вопиет о Израили:
аще будет число сынов израилевых яко песок морский, останок спасется: 28
слово бо скончавая и сокращая в правде, яко слово сокращено сотворит Господь на земли, 29
и якоже прорече Исаиа:
аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, якоже Содом убо были быхом, и якоже Гоморру уподобилися быхом. 30
Что убо речем, яко языцы, не гонящии правду, постигоша правду, правду же, яже от веры: 31 Израиль же, гоня закон правды, в закон правды не постиже. 32
Чесо ради? Зане не от веры, но от дел закона: преткнушася бо о камень претыкания, 33
якоже есть писано:
се, полагаю в Сионе Камень претыкания и Камень соблазна:
и всяк веруяй в Онь не постыдится.
----------------------------
Перевод на русский язык:
СЕДМИЦА 4-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ПОНЕДЕЛЬНИК
Римлянам, 102 зачало, IX.18-33
Братия, Бог, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает. 19
Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» 20
А ты кто, человек, что споришь с Богом?
Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» 21
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? 22
Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, 23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, 24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? 25
Как и у Осии говорит: «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною» (Осии 2,23). 26
«И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого» (Осии 1,10). 27
А Исаия провозглашает об Израиле: «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется, 28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле» (Исаии 10,22-23). 29
И, как предсказал Исаия: «если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре» (Исаии 1,9). 30
Что же скажем? язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. 31
А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. 32
Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона.
Ибо преткнулись о Камень преткновения, 33
как написано: «вот, полагаю в Сионе Камень преткновения и Камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится» (Исаии 8,14; 28,16).
""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
СЕДМИЦА 4-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ПОНЕДЕЛЬНИК
От Матфея., 40 зачало XI.2-15
Во время оно, слышав Иоанн во узилищи дела Христова, посла два от ученик своих, 3 рече ему:
Ты ли еси Грядый, или иного чаем? 4
И отвещав Иисус рече има: шедша возвестита Иоаннови, яже слышита и видита: 5 слепии прозирают и хромии ходят, прокаженнии очищаются и глусии слышат, мертвии востают и нищии благовествуют: 6
и блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне. 7
Тема же исходящема, начат Иисус народом глаголати о Иоанне:
чесо изыдосте в пустыню видети? трость ли ветром колеблему? 8
Но чесо изыдосте видети? человека ли в мягки ризы облеченна? Се, иже мягкая носящии, в домех царских суть. 9
Но чесо изыдосте видети? пророка ли? Ей, глаголю вам, и лишше пророка. 10
Сей бо есть, о немже есть писано:
се, аз посылаю ангела моего пред лицем твоим, иже уготовит путь твой пред тобою. 11
Аминь глаголю вам,
не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя: мний же во Царствии небеснем болий его есть. 12
От дний же Иоанна Крестителя доселе Царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е: 13
вси бо пророцы и закон до Иоанна прорекоша. 14
И аще хощете прияти, той есть Илиа хотяй приити: 15
имеяй ушы слышати да слышит.
""""""""""""""""""""
"нуждник" - усиленный искатель. (
http://slavdict.ru/_0358.htm)
--------------------------------
Перевод на русский язык:
СЕДМИЦА 4-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ПОНЕДЕЛЬНИК
От Матфея., 40 зачало XI.2-15
В то время Иоанн, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 3 сказать Ему:
Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? 4
И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: 5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют. 6
И блажен, кто не соблазнится о Мне. 7
Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? 8
Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. 9
Что же смотреть ходили вы? пророка?
Да,
говорю вам, и больше пророка. 10
Ибо он тот,
о котором написано: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Малах. 3,1). 11
Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. 12
От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. 13
Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. 14
И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. 15
Кто имеет уши слышать, да слышит!
СЛОВО БОЖИЕ СЕГОДНЯ:
в понедельник ТРЕТЬЕЙ СЕДМИЦЫ по Пятидесятнице:
В прошедшую седмицу нам Церковь говорила о необходимости примирения с Богом. Для этого необходимо исполнять Законы и заповеди Божии не формально, а с верой в истинность Слов Божиих, которые ведут человека к совершенству.
Поэтому сегодня приводятся образы горшечника и сосуда, а также говорится, что вход в Царство Божие (той области духовного бытия, где царствует Бог и человек держится ПРАВДЫ И МИРА, за которые подается радость Святого Духа, Духа ИСТИНЫ). В Него (в Царство Божие) входят нуждающиеся, те, кто ищет Его, прилагая усилия для исправления своей духовной природы.
об исполнении Закона Божия
святой апостол Павел пишет:
"Что же скажем? язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. 31
А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. 32
Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона.
Ибо преткнулись о Камень преткновения, 33
как написано: «вот, полагаю в Сионе Камень преткновения и Камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится» (Исаии 8,14; 28,16)
(Римлянам 9. 30-33)
из ЕВАНГЕЛИЯ ХРИСТОВА:
Сказал Господь: "... блажен, кто не соблазнится о Мне..."
(От Матфея 9. 6)
в послании к евреям главы 3 и 4 мы встречаемся с темой ожесточения сердец. в этих местах стихи (8,13, 15; 7) мы видим, что ожесточение зависит не от внеших обстоятельств, которые будут свободствовать ожесточению наших сердец, а от самого человека, от его воли, от Любви к Богу и ближнему своему, то есть возможность сохранения самого себя в благодатной помощи Божией зависит только от самого себя. в этом и состоит спытание человека на человечность. Мы встречаем у святого апостола Иакова странные на наш взгляд слова: " Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна,3 ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение:4 терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершенни и всецели, ни в чемже лишени." (Иак.1:2-4). От человека зависит каким сосудом он станет " сосудом в честь, или не в честь". Одна глина, то есть материал для изготовления, человеку вручается это изделени Божие. Он, проходя жизнь, вмещает в свой сосуд то, что по сердцу его. В конце земной жизни наступает момент, когда " немедленно посылает серп, потому что настала жатва" (Мар.4:29), потом, как написано у апостола, " человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр.9:27). "Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его." (Откр.22:12)
В проповеди Иоанн Креститель и Предтеча Господень, обращаясь к образованным современникам (фарисеям и саддукеям), говорил: " сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму." (Матф.3:7-9). И Спаситель приводит сегодня нам Иоанна Крестителя. как величайшего из "рожденных женами", целеустремлённого праведника.
«Воли бо Его кто противитися может?»
В чём же ВОЛЯ БОЖИЯ?
Святой апостол Павел отвечает: «Сия есть воля Божия, святость ваша" (1Фесс.4:3), также мы помним Слова Спасителя о том, что «нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Матф.18:14). И помним Первосвященническую молитву о «тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» (Иоан.17:12).
Итак, Спаситель говорит: «Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6:39,40).
Однако, сегодня мы читаем, что есть сосуды «в честь», приготовленными к славе, и сосуды «не в честь», сосуды гнева, «готовые к погибели».
Изделия Гончара (горшечника, скудельника) изготавливаются все чистыми, наполнение же изделия зависит от употребления того, кто распоряжается этими изделиями. «Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа"» (2Тим.2:19). «Мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2Кор.2:15-17).
Пример же обратного наполнения человеком внутреннего содержания представлен в образе Навуходоносора, говорящего в сердце своём: «это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!
Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: "тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!" Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него - как у птицы. По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество - владычество вечное, и Которого царство - в роды и роды.
И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "что Ты сделал?"
В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо» (Дан.4:27-34).
Склонность человека к тщеславию, через которое будет показана Сила Божия, как сказано о фараоне «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было Имя Мое по всей земле» (Рим.9:17).
Так Бог избрал и Навуходоносора царя Вавилона (Иер.27:6-8; Иер.28:14; Иез.30:10; Иер.43:10; Дан.4:25-34), чтобы показать людям Силу и Власть «Скудельника» над людьми, названными апостолом глиняными изделиями (Рим. 9:20-24; 2Кор.4:7; 2Тим.2:19-21).
Поэтому сегодня нам представлены рассуждения апостола об избранности чад Божиих.
Смиряя мысль собратьев иудеев, он пишет, приводя слова пророка: «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною» (Осии 2:23). «И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого» (Осии 1:10). А Исаия провозглашает об Израиле: «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется, ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле» (Исаии 10:22-23). И, как предсказал Исаия: «если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре» (Исаии 1:9).
Следовательно, «Бог, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает», не позволяя никому величаться друг перед другом. Ибо Он «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим.2:4).
Поэтому, внутренний закон Правды, заложенный в человека и действующий среди, не знакомых с Законом Моисея, язычников (Рим.2:14), привёл язычников к оправданию от веры верностью внутреннему Закону Правды. А наследники Закона, данного Богом Моисею, стремящиеся к праведности через исполнение Заповедей не достигли праведности, преткнувшись на Камень преткновения.
Сегодня Церковь в Евангельском чтении предлагает нам рассказ об Иоанне Крестителе, которому было суждено проповедовать Царствие Божие.