Срезневский И.И. Об обожании Солнца у древних славян. 1846 г. часть 1

Sep 10, 2020 13:12


§ 1

Что солнце было обожаемо Славянами, об этом сохранилось нам несколько преданий, летописных и народных. Древнейшее из этих преданий принадлежит Арабскому Писателю X века, Масуди. В своих Золотых Лугах, описывая храмы Славянские, он замечает, что в одном из этих храмов сделаны были в куполе отверстия и надстройки, для наблюдения точек восхождения солнца, и что там вставлены были драгоценные камни с начертаниями, предсказывавшими будущее [1] У другого арабского писателя, Ибраима бен Весиф-Шаха, читаем утвердительное известиe, что солнце было обожаемо языческими-Славянами и что один из народов Славянских праздновал семь праздников, названных по именам созвездий, важнейший из которых был праздник солнца[2]. Не знаем, о каких Славянах говорят тут Масуди и Ибраим-бен-Весииф-Шах; впрочем, слова их могут быть отнесены ко многим из народов Славянских тем более, что солнце, как знаем из преданий, было боготворимо Славянами повсюду.

Так, начиная с Русских, уже в слове о полку Игоревом находим несколько выражений, более или менее ясно намекающих, что обожание солнца было еще живо в XII веке. В самом начале похода Игорева, солнце давало воинственному Князю несчастные знамения: "Игорь възре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты, и рече Игорь к дружине своей: братие и дружино! луцеж бы потяту быти, неже полонену быть и жалость ему знамение заступи". Потом Игорь выехал в поход: "Солнце ему тьмою, путь заступаше" но он продолжал свой несчастный путь. Когда же Половцы одолели, когда слух о поражений Игоря в битве с Половцами дошел в Русь, жена Игоря, "Ярославна рано плачет в Путивле на забрале" и обращается к солнцу как бы с укоризною, зачем оно не помогло её мужу, "аркучи: светлое и тресветлое солнце! всем тепло и красно еси: чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладе вои? в поле безводне жаждею им лучи сопряже, тугою им тулы затче". В Летописях встречаются также выражения, намекающие на старинное верование в участие солнца в делах человеческих: "сего не потерпя солнце лучи скры погибе солнце и бысть яко месяц, его же глаголют невегласи: снедаем солнце" [3] и пр. Не мудрено, что наши проповедники должны были упрекать народ за такие остатки язычества, и увещевали его бросить суеверия, противные учению Христианскому. Так Кирилл увещевал: "Не нарицайте собе бога ни в солнце, ни в луне"[4]; так и другой проповедник говорил: "луне же ли поклонятися лучю мрькнущему, нежь лучю бессмертному и богу сътворенну, а не Богу все сътворишу"[5]. Под богом сотворенным, лучом меркнущим нельзя не разуметь солнца. Несмотря однако на все увещания, несмотря на утверждения, подобные тому, какие находим у Кирилла Туровского ("уже бо не нарекутся богом стихия, ни солнцем")[6], народ не мог отстать от своих старинных понятий, передавал их из рода в род и сохранил до сих пор несколько суеверных преданий о солнце, как о существе божественном. Рассказывают в сказках, что Солнце есть царь [7], что он владеет двенадцатью царствами [8], и в каждом поставил господином одного из своих двенадцати сыновей, двенадцати солнц, что сам Царь-Солнце живет в солнце, а сыновья его живут в звездах, что Солнцевы девы всем им прислуживают, умывают, их, убирают и поют им песни[9]. Верят, что солнце, предвидя несчастные события, дает знать о них людям и останавливается на пути, или скрывается в тучах, будто само их пугаясь. Верят, что оно помогает людям, счастливить их, но что и преследует недостойных, заслуживших его немилость и гнев, Так, в одной из сказок об Иване Царевиче, Царь-Солнце указывало ему путь к отцу и убивало чародеев, леших и всех нeчистых, ему мешавших. Нельзя не вспомнить и о пословицах: "За сиротою Бог с калитою. Де соньце, там и сам Господь. И на моих воротах соньце засвйтае. И в мое виконьце засвитить соньце Поки соньце зыйде, роса очи выесть. Соньце б тя побило", и пр. Не можем пропустить без внимания и Русскую детскую песню: "Солнышко, солнышко, выглянь в окошечко, твои детки плачуть" [10]. Насекомое coccynella septem-punctatus многими из Русских называется "солнышком" в Малороссии, дети, взявши его на руку, спрашивают: "сонечко, сонечко! по яким боци Татары" Даже в самых обрядах народных сохранились прежние языческие обряды поклонения солнцу: в начале весны (особенно в Светлое Воскресенье) и в начале осени (особенно под Петров день) выходят "караулить" солнце, как оно "играет", ночью раскладывают огни где-нибудь на высоте, и встретя солнце, приветствуют его песнями[11].
У Славян Польских также сохранилось поверье, что солнце дает людям счастье. У них есть и пословицы: "Do kogo slonce, do tego i ludzi". "Komu slonce swieci, temu i gwiazdy blyszcza". "Bedzie i przed naszemi wrotami slonce". "Nie miec sie z motyka na slonce» и пр. Заметим клятву: «jak slonce na niebie», которую одинаково часто можно слышать и в песнях, и в простом говоре, и которая совершенно равносильна Русской клятве: «как Бог в небе». Поверье об «игре» солнца в день «Sobotek» (24 Июня) сохранилось в Силезии, особенно Верхней, где оно сопровождается обрядом: девушки пекут к этому дню пирожки, называемые «slonczeta», и выходят с ними на заре в поле; положивши их там на чистом белом платке, пляшут вокруг, припевают: «graj slonce, graj, tutaj sa twoi slonczeta», и потом, встретя солнце и поклонившись ему, делятся пирожками так, что бы подарить ими всех близких своих[12].
Предание о поклонении солнцу Чехами дошло и до Византийцев: Халкондила, Писатель XV ве-ка, говорит, что даже незадолго до его времени, в Праге боготворили огонь и солнце[13], зная вероятно, по слухам, о каких-нибудь обрядах, соединенных у Чехов с стародавним обожанием солнца. Что оно точно было, на это имеем доказательства в преданиях народных. Одна из ста различных песней Краледворской рукописи «о поражений Саксонцев», начинается обращением к солнцу, напоминающим о выражениях Слова о полку Игореве: «Ai li slunce, ai sluueczko, li li si zaloslivo! cieniu ti swielis na ny, na biedne ludi» С этим сравнить можно выражение, отчасти и до сих пор обычнее у Чехов: «о slunce»! или «о mej zalost, slunce»! В сказках упоминается о чертогах солнца и о том. что оно состраждет в горе людском, что к нему прибегают те, которые нуждаются в сильной помощи: к солнцу обращался рыцарь Лабуш, отыскивая свою милую, попавшуюся в руки чародеев; к солнцу обращалась сестра девяти братьев, превращенных в воронов, и т. п. В выражениях: «slunce schazi, slunce zachaz» , солнце значит то же, что счастье. Тут можно вспомнить пословицы: «Prolol mi slunce wyjde. Sirach by mi slunecko ne switilo. Nech ti slunce switi. Na tento dum zrilka slunce switi. Slunce radost» и пр. В одной из песен Краледворской рукописи (lahody) есть также подобное выражение: «Poied, mili, rucie domуw, sluneczko nam zaide». Оно попадается и в народных песнях, напр.: «Sluneсko zachazi, poteseni moje slunecko zachazi jiz za horu. O tom ja dobre wim, a w tom se ne melim, ze te, ma panenko, ne dostanu»[14] Припомним еще две пословицы: «Ne zlob se na slunce, proli slunci ne otwнrej hubu». Последняя напоминает правило Пифагорейцев: «adversus solem ne loquilur»; а первая говорится и так: «Ne zlob se na Boha, ale na sebe» или : «Ne zlob se na swetych, ale na certa». Замечательно также выражение «wer jak slunci», с которым можно сличить приведенную выше клятву Польскую. В Моравии кое-где сохранился обычай гадать по солнцу: идут в лес, в самую чащу; ищут дерево, на котором бы светил сквозь листья луч солнца, и всматриваясь, как он ложится на коре, отгадывают, ждать ли удачи, или нет: если он лег кружочком, то это знак удачи, а если крестом, то надобно бояться беды; кроме того всматриваются в цвет луча, и если он покажется зеленым, то надобно опасаться болезни, или и смерти. Там же, у Валахов, есть обычай гадать по заре утренней и вечерней: если заметят перед восходом солнца, там где оно должно показаться, и после захода солнца, там где оно село, облачко розовое, в виде серпа, то надобно ожидать воины. Видали - говорят Валахи - на заре не только серпы, но и целого воина, и это было знамением счастливой войны. Это поверье напоминает о знамении, описанном в сказаний о побоище В. К. Димитрия И. Донского, как виденном сторожем Великого Князя ночью: «Той видев на высоце облаке изрядно идяше от Востока, из него же изыдоша два юноши светлы, имуще в обоих руках мечи остры»[15] . Он же передает и еще одно подобное знамение: «во шестую годину сегодни видев над ними небо отверсто, из него же изыде облак, яко ранняя зоря, u над ними низко держатися, u той же облак исполнен рук человеческих, кояждо рука держащи оружие и отпустишася от облака того на главы Христиански» [16].
Ибн-Фадлан говорит о таком же видении небесном, о дружинах на конях и в вооружении, появляющихся на Небе и почитаемых Болгарами за борющихся демонов.[17]. У Чехов есть еще поверье, что солнце имеет свое царство за морем, где вечное лето, и откуда прилетают к нам семена и птицы; что солнце ведет постоянную войну со всемогущею Стрегою, побеждает ее, но и само терпит от ран, ею наносимых, до тех пор, пока, по воле Божией, не сокрушит ее.

Словаки веруют в божественность Солнца, называют его святым владыкою неба и земли[18], призывают его на помощь в заговорах от недугов, веря, что оно помогает людям; гадают по лучам его, поставя против него два ножа или две косы накрест, или в воде, как они идут в её глубине. Этот последний способ гаданья употребляют девушки, загадывая о своей доле весною. Когда вскроется лед, они, припав к воде, приговаривают: «Wodo, wodo! coli kaћe slnecko»! Солнце, по поверью Словаков, имеет свои чертоги в Матре, где всегда готовы служить ему двенадцать дев, никогда не стареющих. Еще прибавляють, что, когда солнце выходит из своих чертогов гулять по свету, нечистая сила сходится вокруг них, всюду прячется, и выжидает возвращения солнца, чтобы его захватить и умертвить, но что всегда остается бессильною, и разбегается при одном приближении солнца.

У Хорутан, до сих пор сохранились некоторые песни, в которых живо рисуется старинное понятие о боге-Солнце. Так, в одной Зильской песне, которую поют под липой, при встрече весны, говорится: «Zarja mi gore schaja, ljepa zarja mi gore gre; za zarjo mi gre sonce, oj r'mjeno soncice. Le cakej, cakej, sonce, oj r'mjeno soncicе! jas ti man w'liko powedati, pa se w'liko wec praseti». «Jas pa ne man cakati, man w'liko obsjewati, wse dolince ino chriberce, tudi wse moje s'rotice»[19]. Заметим, что солнце называет тут сирот своими: у всех почти Славян название бедных напоминает имя Бога убогий, божьяк, богец и пр. Другая песня Хорутанская, которую поют и в начале весны и в Крес (24 июня), начинается так: «Bog daj wedro, Bog poloci swoje kolo na nase stodole i no nase pole» [20]. Тут богом названо, очевидно, солнце, едущее на своей колеснице, подобно Аполлону. Фантазия Хорутан и рисует солнце вечно юным воином, едущим на двуколке, запряженной двумя белыми конями и украшенной широким белым парусом, которого колебание наносит на землю тучи и гонит ветер; около него вьются птицы, которые одни могут видеть его и знать, чего не знает никто на земле. Из пословиц Хорутанских вспомним: «Razswetli se sonce i na wralich mojich. Sonce mi je pomerknelo. Sonce moje schaja. Sonce mi in Boga». Объяснением первой, которая принадлежит и многим другим Славянам, может служить обычай ставить на воротах медный крест в звезде за всякого женатого члена семьи - обычай, известный и многим Русским: этот крест называется «soncec» или «soncek», и выставляется, на другой день свадьбы, с обрядом, называемым посвящением - «poswecilo». Клятва: «Sonca mi in Boga» употребляется Хорутанами в том же смысле, как у нас «ей Богу».

У Хорватов есть также пословицы: «Pomirklo mu je sunce, - swene i meni kadteda sunce, - sunce te ne oswelilo, sunce te oswetilo». (чтобы солнце тебя не осветило, - чтобы солнце тебе отомстило. В день Креса, (24 Июня) Царь-Солнце, по поверью Хорватов, пирует в своих чертогах, и тогда лучи его, которые он пускает по свету стрелами, во все стороны, играют в воздухе. Папоротник называется Хорватами «suncec»; говорят, что он расцветает, когда солнце победит черного волка, и что нечистые духи хотели бы не допустить цветка до расцвета, но не могут.

У Сербов, кроме пословиц, употребляемых Хорватами, есть еще: «Сунце на исток, а Бог на помох - свиjетао ти образ, - свиjетло ти лице» (чтобы твое лице было освещено солнцем). «Да ниje сиротинье не бы ни сунце гриjало. Бога ми сунца ми и мjесеца, - не свjетило сунце на главу моjу» и пр. Солнце, по их понятию, не имеющему, конечно, никакого соотношения с выводами современной науки, занимает середину мира, «света свиjета», за которым простирается царство тьмы. Рассказывают они и о солнечном царстве: Царь-Солнце, молодой и прекрасный юнак, сидит в нем на золототканном пурпурном престоле, а подле него две девицы - Заря утренняя, и Заря вечерняя, и семь ангелов-судей - звезд и семь вестников - звезд хвостатых (комет, и лысый дедушка-старый месяц. В одной из песен рассказывается, как Солнце сватало какую-то девушку, и младший ее брат отдавал ее: «ах су у грод' девет братах, деветина сестру маjу, но и сестру Сунце проси. Ни jeдaн je брат не дaje; наjмлаħи je брат даваше. Она браħу говораху: А не, брате, jeдан брате! jep je сунце огиjевито, сестру ħe ни изгор`jети»[21]. Из песен о Солнцевой сестре, в одной она представляется сидящею у воды Босильковой: «ките кити, подвезице плете, свака кита од дуката злата, подвезице - царева арача»; Царь пожелал ее увидеть, и услышал от нее: «ja сам сунцу poħena сестрица, a мjeceчевy първобратучеду»; - и он отпустил ее; одаривши дарами[22]. В другой песне говорится о сватовстве Солнцевой сестры: «кога хоħe да узме за лjубу, да он узме сунчеву сестрицу, мjесечеву първобратучеду, даничину Богом посестриму»[23]. Еще одна песня начинается так: «Aj ħеволjко душо моjе! Што си тако jeднoлuкa и у пасу танковита, кан да с' сунцу косе плела, а мjсецу дворе мела»[24]. О красивых девушках говорится: «кано да сунцу косе плете» или «кано да je сунчева сестра». Есть также поверье о Солнцевых конях, белых и ретивых: их поит Звезда Денница.

У Болгар найдутся, вероятно, подобный предания и поверья, судя потому, что и они олицетворяют солнце и рассказывают о его странствиях по белому свету.

Сводя все эти указаний на поверья о солнце, как свидетельства о старинных языческих верованиях славян, можем заключить, что в числе этих верований были распространены между язычникам и Славянами следующее:

Солнце было обожаемо в двух видах. как видимое небесное светило, занимающее средину света, все освещающее, и как бог, как Царь-Солнце. В этом последнем виде его представляли, как Аполлона, Мирту или Бальдера, прекрасным, вечно юным воином. Царство его воображали где-то за морем, в стране вечного лета и вечной жизни, откуда семена жизни залетают и к нам; а чертоги его должны были быть на высоких, священных горах. Там, как верили, Царь-Солнце восседает на своем пурпурном, золототканном престоле, окруженный своим двором и родней. Девы ему прислуживают, его убирают, заплетают ему волоса и поют песни: из них главные две - Заря утренняя и Заря вечерняя. Семь звезд ангелов-судей и семь вестников, летающих по свету в образе хвостатых звезд, готовы к услугам. Звезда Денница смотрит за его ретивыми белыми конями. К его семье принадлежит дядя солнца, старый месяц, семь его внучат, и все Солнцевы сестры. В чертогах Царя-Солнца бывают празднества весною, летом и осенью: тогда и на земле празднуют в честь ему, и видно в это время с земли, как солнце играет на небе. И тогда Царь-Солнце борется с нечистою силой, которая является перед ним то в образе Стреги, то в образе волка, и т. п. Солнце было обожаемо, как святой владыка неба, земли и людей. Верили, что от него зависят звезды и ветры, урожай и погода; верили, что людям добрым солнце помогает, преступных наказывает; одним дает счастье, других преследует, убивает. Солнце обожали, как защитника сирот и покровителя семейного покоя и счастья: вот почему всякая семья должна была иметь его образ, как символ его благодати. Верили, что солнце, принимая участие в делах человеческих, предсказывает бедствия знамениями; что, видя зло совершающееся, скрывает лучи свои в тучах, или светит жалостно, или останавливается на пути. Человеку предоставлено было допрашивать солнце о будущем, гадать по лучам его, по заре утренней и вечерней. К солнцу, как владыке всего, обращались с молитвою не только в беде или болезни, во и постоянно каждый день, и в особенные дни года, весною, летом, и осенью и зимою. Ему приносили и жертвы.

Продолжение

Срезневский, Языкознание, Язычество, Славяне, Фольклор

Previous post Next post
Up