На очень правильный
пост arusinov'а.
"У еврейского народа - длинная, богатая, интересная история и трудная судьба. Еврейский дух, учёность, культура и, да, религия - плод нашей истории. Вклад еврейского народа в мировую культуру и цивилизацию не сравним ни с каким другим. Несмотря на препятствия, которых всегда хватало, наши достижения огромны, предметов для гордости не перечесть. История сформировала еврейский народ таким, какой он теперь. Теперь история в наших руках, еврейский народ сам может определять свою дальнейшую судьбу и эволюцию."
Современный "языческий" национализм
рассматривает нацию, как почти биологический обьект, со своей жизнью и даже сознанием, желаниями, характером. Судьба нации - важнее судьбы людей, так что национализм - это сорт коллективизма. Наверное, муравьи - отличные националисты.
Такой национализм пошёл от французской революции и Наполеона. Немцам было очень досадно, что он их побил, им обязательно стало нужно переплюнуть французов. Это стало главным мотивом последующей европейской истории. Об их войнах можно и не говорить. Но это соперничество было в центре европейской политической мысли вообще. Забавно, например, как французские и немецкие учёные-историки XIX века предлагали конкурирующие версии того, кто виноват в разграблении Константинополя в 1204 году.
В течение XIX века немцы создали себе очень внушительную национальную мифологию и объединились в империю на этой волне. (Насколько сильным и плодотворным был этот импульс, как он потом эволюционировал и к чему это привело, мы все хорошо знаем.) Все народы, жившие с ними рядом, были очень впечатлены. Они чувствовали свою неполноценность и необходимость обезьянничать - не только ради радостей самоопределения, но и под угрозой ассимиляции. Ведь на восток и юго-восток от Германии плохо определённые народы жили вперемешку (одним из этих народов и были евреи). Это было соревнование - те, кому удалось срочно построить себе чёткое историческое определение и привязать его к территории, превратились в самоопределяющиеся нации. Народы без чёткого определения были поглощены соседями. Конечно, случайности истории и географии были важнее националистической расторопности, но и она была важна для успеха. Евреи просто делали то же самое, что и остальные. В процессе конструирования еврейской "визитной карточки" выяснилось, что ближневосточная прародина - её необходимый элемент. Религия тут была ни при чём. Это был результат ново-языческого псевдо-биологического взгляда на нацию и её историю.
Контекст, в котором Герцль выдумал еврейскую нацию - это стремление соседей немцев приспособить на себя первоклассно сконструированную немецкую историческую мифологию. Сионизм невозможно понять, не почитав об истории национализма литовцев-чехов-венгров-поляков-румын-итальянцев и, главное, немцев. Кое-что интересное об этом есть в диссертации Этана Блюма, о которой я писал
тут.
Но Наполеон, конечно, повлиял не только на немцев. Итальянцы, например, придумали, что они - нация, глядя непосредственно на французов (не через немцев-австрияков). Греки - тоже, причём чуть ли не быстрее всех. Греческая война за независимость была уже в 1820-ых годах. И недаром больше всего филэллинов было тогда среди французов - кто же устоит против такой лести? Кстати, греки, с их манией былого величия - чудесный пример для сравнения с евреями.
За двести лет эта европейская волна покрыла всех, аж до Фиджи. Народы Османской империи и Восточной Европы подключились ещё в XIX веке. Кто-то из них больше ориентировался на Францию, кто-то - подражал немцам, грекам или просто своим соседям. С некоторыми это происходило не так запрограмированно. Например, арабский интеллектуальный национализм появился довольно рано, но он конкурировал с исламом и поэтому, кажется, до Насера не стал доминировать. Отношения у арабского национализма с исламом запутанные и теперь. А в России имперский шовинизм был связан с православием, с идеей народа-рогоносца-богоносца. Так что языческий по сути узкий национализм русской нации тоже появился позднее. И отношения у него с имперской идеей непростые до сих пор. Именно поэтому современный русский национализм так отличается от украинского.
Так что мы, конечно, народ исключительный. Но исключительных народов много. Сложности между сионизмом и еврейской религией - не более, чем ещё одна история в целом ряду (русские, греки, арабы, индийцы...). И то, что сионизм - западно-ашкеназский продукт, тоже обычная штука. Вообще, споры о том, кто - еврей, продолжаются до сих пор. Некоторые в Израиле сомневаются по поводу евреев из Азии-Африки. Но ничего особенного в этом нет. Например, итальянский национализм - северный, можно сказать, пьемонтский. В Италии тоже до сих пор сомневаются по поводу всяких сицилийцев. Или там, прусское объединение Германии - у Баварии заняло время привыкнуть. Не говоря уже про борьбу тамильского национализма с навязываемой хиндустанской "общеиндийской" Бхарат-матой.
Если уж быть еврейским (светским) националистом, то хорошо бы преодолеть иллюзию еврейской исключительности. Быть народом, как все народы. Ведь это именно то, чего добивались немецкие авторы сионизма.