Jüdischer Nationalismus

Apr 28, 2010 16:00

На очень правильный пост arusinov'а.

"У еврейского народа - длинная, богатая, интересная история и трудная судьба. Еврейский дух, учёность, культура и, да, религия - плод нашей истории. Вклад еврейского народа в мировую культуру и цивилизацию не сравним ни с каким другим. Несмотря на препятствия, которых всегда хватало, наши достижения огромны, предметов для гордости не перечесть. История сформировала еврейский народ таким, какой он теперь. Теперь история в наших руках, еврейский народ сам может определять свою дальнейшую судьбу и эволюцию."

Современный "языческий" национализм рассматривает нацию, как почти биологический обьект, со своей жизнью и даже сознанием, желаниями, характером. Судьба нации - важнее судьбы людей, так что национализм - это сорт коллективизма. Наверное, муравьи - отличные националисты.

Такой национализм пошёл от французской революции и Наполеона. Немцам было очень досадно, что он их побил, им обязательно стало нужно переплюнуть французов. Это стало главным мотивом последующей европейской истории. Об их войнах можно и не говорить. Но это соперничество было в центре европейской политической мысли вообще. Забавно, например, как французские и немецкие учёные-историки XIX века предлагали конкурирующие версии того, кто виноват в разграблении Константинополя в 1204 году.

В течение XIX века немцы создали себе очень внушительную национальную мифологию и объединились в империю на этой волне. (Насколько сильным и плодотворным был этот импульс, как он потом эволюционировал и к чему это привело, мы все хорошо знаем.) Все народы, жившие с ними рядом, были очень впечатлены. Они чувствовали свою неполноценность и необходимость обезьянничать - не только ради радостей самоопределения, но и под угрозой ассимиляции. Ведь на восток и юго-восток от Германии плохо определённые народы жили вперемешку (одним из этих народов и были евреи). Это было соревнование - те, кому удалось срочно построить себе чёткое историческое определение и привязать его к территории, превратились в самоопределяющиеся нации. Народы без чёткого определения были поглощены соседями. Конечно, случайности истории и географии были важнее националистической расторопности, но и она была важна для успеха. Евреи просто делали то же самое, что и остальные. В процессе конструирования еврейской "визитной карточки" выяснилось, что ближневосточная прародина - её необходимый элемент. Религия тут была ни при чём. Это был результат ново-языческого псевдо-биологического взгляда на нацию и её историю.

Контекст, в котором Герцль выдумал еврейскую нацию - это стремление соседей немцев приспособить на себя первоклассно сконструированную немецкую историческую мифологию. Сионизм невозможно понять, не почитав об истории национализма литовцев-чехов-венгров-поляков-румын-итальянцев и, главное, немцев. Кое-что интересное об этом есть в диссертации Этана Блюма, о которой я писал тут.

Но Наполеон, конечно, повлиял не только на немцев. Итальянцы, например, придумали, что они - нация, глядя непосредственно на французов (не через немцев-австрияков). Греки - тоже, причём чуть ли не быстрее всех. Греческая война за независимость была уже в 1820-ых годах. И недаром больше всего филэллинов было тогда среди французов - кто же устоит против такой лести? Кстати, греки, с их манией былого величия - чудесный пример для сравнения с евреями.

За двести лет эта европейская волна покрыла всех, аж до Фиджи. Народы Османской империи и Восточной Европы подключились ещё в XIX веке. Кто-то из них больше ориентировался на Францию, кто-то - подражал немцам, грекам или просто своим соседям. С некоторыми это происходило не так запрограмированно. Например, арабский интеллектуальный национализм появился довольно рано, но он конкурировал с исламом и поэтому, кажется, до Насера не стал доминировать. Отношения у арабского национализма с исламом запутанные и теперь. А в России имперский шовинизм был связан с православием, с идеей народа-рогоносца-богоносца. Так что языческий по сути узкий национализм русской нации тоже появился позднее. И отношения у него с имперской идеей непростые до сих пор. Именно поэтому современный русский национализм так отличается от украинского.

Так что мы, конечно, народ исключительный. Но исключительных народов много. Сложности между сионизмом и еврейской религией - не более, чем ещё одна история в целом ряду (русские, греки, арабы, индийцы...). И то, что сионизм - западно-ашкеназский продукт, тоже обычная штука. Вообще, споры о том, кто - еврей, продолжаются до сих пор. Некоторые в Израиле сомневаются по поводу евреев из Азии-Африки. Но ничего особенного в этом нет. Например, итальянский национализм - северный, можно сказать, пьемонтский. В Италии тоже до сих пор сомневаются по поводу всяких сицилийцев. Или там, прусское объединение Германии - у Баварии заняло время привыкнуть. Не говоря уже про борьбу тамильского национализма с навязываемой хиндустанской "общеиндийской" Бхарат-матой.

Если уж быть еврейским (светским) националистом, то хорошо бы преодолеть иллюзию еврейской исключительности. Быть народом, как все народы. Ведь это именно то, чего добивались немецкие авторы сионизма.

евреи, политика, история

Previous post Next post
Up