ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ПО НИГЕРУ. Сентябрь 2013
День 4й. Лечение солью
ИНГОЛ.
Я проснулся в начале восьмого от застилающего глаза пота. Солнце уже успело нагреть палатку, пробиваясь между куцыми ветвями акации.
Нас ждал завтрак от шеф-повара и фестиваль Кюр Сале - то, ради чего мы приехали в Нигер.
Один раз в год местные племена Пёль, Бороро, Туарег и Хауса празднуют окончание дождливого сезона. Они сгоняют весь свой скот к соляным водоемам, где животные могут восполнить годовой запас соли. По этому случаю сами кочевники гуляют и веселятся в течение нескольких дней. Именно поэтому всемирно известный фестиваль называется Cure Salee - лечение солью.
Парни сумели раздобыть печатную программу фестиваля. Оказывается, он будет идти всего четыре дня, ровно те 4 дня, на которые мы планировали здесь остановиться. Все складывается! Мы увидим Геревол, скачки туарегов на верблюдах и еще много всего интересного. На сегодня намечена церемония открытия, разминка перед Гереволом Бороро и, похоже, скачки Туарегов на верблюдах.
Фестиваль имеет государственную поддержку - сегодня в Ингол приехали три федеральных министра, включая министра культуры и министра скотоводства, а также, как его здесь представляют, excellence premiere minister. Присутствие на празднике второго лица государства имеет политический подтекст. Дело в том, что премьер - туарег, и его служба отчизне должна вдохновить его соотечественников на поддержку политики единства и неделимости Республики Нигер.
Огромная площадка, отгороженная для демонстрации главного государственного действа, была наполнена официальными лицами, VIP-гостями и аккредитованными журналистами. Ни в одну из этих групп мы по определению не попадали, потому нам пришлось занимать места по периметру. Сначала это были места попроще, а потом уже удалось переместиться в первый ряд под козырьком. Всё же у нас был козырь - мы, белые туристы с огромными фотокамерами, производили впечатление репортеров. Если добавить к этому тот факт, что Кристина видела за весь день всего двоих белых людей (предположительно не местных), а я ни одного, то можно себе представить насколько заурядной выглядела задача прохождения через кордоны. Полиция и армия акцептовали практически любые наши просьбы пройти, сфотографировать и пр. Разумеется, это стало возможным, когда уже спало напряжение с появлением на публике премьера, который прошел в белом туарегском костюме по кругу, помахивая рукой и сопровождаем телохранителями из спецслужб. Парни двигались и отрабатывали так, будто я смотрел самый крутой американский боевик из девяностых. Пустяк, но мы почему то очень впечатлились:)
Пробравшись в центр зоны, где стояли разукрашенные желтой краской бороро все как один в национальных костюмах, в шляпах и тюрбанах, я сделал несколько вожделенных снимков этого удивительного народа. Финальная часть их соревнований по определению самого красивого пройдет завтра, а сегодня только разминка, когда все бороро и пёль танцуют и поют, встав в круг и прихлопывая.
Геревол стартовал сразу после речи премьер-министра на альтернативной площадке, специально зарезервированной для бороро.
Надо сказать, что Геревол это потрясающе красивое действо, что бы кому не думалось по этому поводу. Конечно, выводы лучше делать завтра, по окончании финальной части, но уже сейчас совершенно очевидно, что такое должен увидеть каждый, если он готов сюда приехать.
Практика показывает, что готов мало кто. Сложная дорога, очень недружелюбные природные условия и политические риски, наряду со звучащими в СМИ угрозами терроризма, предопределяют твою здесь эксклюзивность. Наш гид сказал, что на его памяти, мы первая русская группа на Кюр Сале. Даже если он ошибся, это многого стоит. Туристов здесь действительно нет, даже европейских, чего уж тут про русских говорить...
Здесь каждый норовит с тобой сфотографироваться, потрогать тебя, попозировать или просто втихаря снять тебя на мобильный телефон. Ты постоянно чувствуешь свою причастность к празднику.
Уже на закате к нам подошли двое молодых женщин и с неподдельным интересом взялись нас разглядывать, трогая за руки и восторженно вскрикивая что то вроде: ты только посмотри, какие они! Это были какие то зеленолицые женщины туарег с совершенно удивленным взглядом. Похоже, они живут где то далеко в Сахаре и впервые посетили главный фестиваль страны. Очевидно, их жизнь закрыта и изолированна. У нас с Кристиной сложилось впечатление, что они впервые видят белых туристов. И это абсолютно не преувеличение.
Они звали нас в гости, но мы вынуждены были отказаться, потому как ждали своих гостей - ребята должны были приехать в районе девяти.
Скачек на верблюдах мы так и не дождались, зато сделали несколько неплохих снимков - туареги приветствовали премьер министра, сажали на верблюдов своих детей и совершали круги почета на одногорбых кораблях пустыни.
К слову, на верблюда удалось взгромоздиться и нам с Кристиной :) Признаться, я ничуть не ожидал что это так опасно и шатко - вставать, сидя на нем, и наоборот, слезать. Желания повторить у меня точно нет. Верблюд такой неуклюжий и такой высокий! А они еще собираются устраивать на них скачки!:)
Очень сильные впечатления от Геревола! Даже в ситуации, когда дух соперничества отсутствует и бороро просто танцуют и поют в качестве разминки, находясь в центре круга человек из 50-100, высоких, наряженных и потрясающе красиво разукрашенных, эмоции от пребывания в самом сердце такого действа захлестывают. Завораживающее африканское многоголосое пение, громкие хлопки, твёрдые движения и взгляд увлекают и потрясают...
Здесь невыносимо жарко. Несмотря на растительность, эта область уже относится к пустыне Сахара. До обеда солнце, стоящее в зените, и полное отсутствие ветра, едва не отправили Кристину в нокаут. Я обильно поливал ее голову и арафатку холодной водой, половина присутствующих на нашей трибуне глазели на то как двое белых откачивают один другого, в итоге предложив Кристине место в тени.
Меня, очевидно как почетного белого фотографа, пропустили в центральную зону, где я беспрепятственно снимал бороро в их полном наряде.
Еле вытянув до полудня на такой жаре, мы ушли на перерыв в кемпинг. Все активитис прекращаются с 12 до четырех, фестиваль замирает, Сахара объявляет сиесту. Местные сидят по углам и спасаются от полуденного зноя. Доля подает обед. Не только местные не готовят горячее на обед, наш повар тоже не разводит костер в такую жару. Плотного салата с сардинами и фруктов вполне достаточно.
На Гереволе к нам подошел парень по имени Юсуф. Он приехал сюда из Северной Нигерии, очень интересуется фестивалем и всячески старается нам помочь, помогая пройти в центр круга, где бороро танцуют свой Геревол. Мы даже обменялись с ним имейлами.
К ужину прибыли ребята. Они проехали тысячу километров за 14 часов, выехав в полшестого утра. Гнали так, что машине здорово досталось. Машина - железо, а на ужин мы в полном составе. Вкусное рагу из баранины, виски с колой и ночная прохлада: завтра будет новый день на фестивале.
Полностью сняв с палатки брезент, мы улеглись в неплохо продуваемый тент. Я до полпервого писал путевые заметки.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
Видео "Геревол":
Click to view
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ о других днях этого путешествия в НИГЕР:
НИГЕР: ТЕАТР ПОСРЕДИ САХАРЫ. День 1й. Нигер: terra inkognita НИГЕР: ТЕАТР ПОСРЕДИ САХАРЫ. День 2й. Пятница тринадцатое НИГЕР: ТЕАТР ПОСРЕДИ САХАРЫ. День 3й. Два утра в один день