Три закона рабовладения

Mar 28, 2024 15:01

В 1942 году Айзек Азимов сформулировал три закона роботехники, которые стали много известнее всех его сочинений.

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

Предполагалось, что такими должны быть идеальные отношения между роботами и людьми. Эти законы много обсуждались и использовались в самых разных произведениях. Хотя специалисты по современной роботехнике сомневаются, что можно так просто запрограммировать роботов, тем не менее, например, когда правительство Южной Кореи взялось за разработку «Устава этических норм для роботов», его основные положения весьма напомнили сформулированные Азимовым законы.

Однако если немного вдуматься в эти законы, раскрывается вся их подноготная. Это ведь не что иное, как идеология классического рабовладения!

1. Раб не может причинить вред господину или своим бездействием допустить, чтобы господину был причинён вред.
2. Раб должен повиноваться всем приказам, которые даёт господин, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
3. Раб должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

То есть нам до сих пор предлагается строить отношения с техникой, роботами по рабовладельческим схемам, которые мы вроде бы исключили из своего идеологического горизонта, отвергли по гуманным соображениям. Оказывается, ничего подобного, мы просто заменили одних рабов на других, более удобных. Рабовладелец по-прежнему сидит в человеке, с нетерпением ожидая, когда стройные колонны железных рабов позволят ему взмахнуть запылившимся кнутом. Неудивительно, что восстание роботов (по примеру восстания рабов) является в массовом сознании одной из возможных глобальных катастроф ("Терминатор", "Матрица").

Еще Гегель показал, что господин так же зависит от раба, как раб от господина, что господин, следовательно, так же не свободен, как раб. Жизнь нужно строить на началах, полностью исключающих любые отношения раб/господин, не важно, по отношению к чему: к Богу, к людям, к животным, к роботам, к природным объектам. Пока человечество это не поймет, не примет бесповоротно, оно так и будет в плену рабского сознания, в моральной яме, на краю катастрофы. И подчинение техники, нынешнее и грядущее, к сожалению, это лишь усугубляет.
Previous post Next post
Up