Kabbala Denudata

Mar 21, 2020 16:45

Прочитал, а лучше сказать - проштудировал книгу М. Иделя «Каббала: новые перспективы». По сравнению с ней, доложу я вам, известный том Г. Шолема «Основные течения еврейской мистики» - популяризаторский текст «для чайников». Идель и много спорит с Шолемом, и значительно глубже копает. Вот лишь несколько моих оттуда заметок.

В каббале существует:
- малоизвестная прочим традициям техника мистического плача (страдания, скорби) как способа получить сокровенные знания и достичь измененных состояний сознания
- представление о том, что человек был сотворен первым как промежуточный этап между Единым (Богом) и множественным (миром); именно в человеке и заключен полностью мир (а не наоборот)
- мистические техники, который призваны не вознести мистика до божественных высот, а наоборот принудить высшие силы снизойти в его душу; этот мотив воздействия на высший мир развился в
- целое учение о том, что деятельность каббалиста поддерживает существование Вселенной и самого Бога - более того, она необходима для исправления и спасения Бога от своего рода неудачи, которую тот потерпел в акте Творения (швират ха-келим); придавая Богу силы своими экстазами, ритуалами и толкованиями, каббалист становится «партнером не только в поддержании Вселенной, но и в поддержании и даже создании некоторых аспектов Божества»
- отрицательное отношение к буквальному смыслу Писания, который некоторыми каббалистами признается даже за «демонический»; самые радикальные каббалисты, такие как Абулафия, по сути разрушают священный текст, разлагая его на отдельные слова и буквы и превращая их в бессмысленные мантры, повторение которых приводит к экстатическому состоянию; но и прочие каббалисты, пользуясь тем, что Тора написана без огласовок, читают ее всеми возможными способами, выискивая для себя наилучший, а поскольку Тора это и есть Бог, приходится признать, что тем самым они в каком-то смысле создают Бога или по крайней мере сотрудничают с Ним
- понимание Торы (и некоторых прочих книг, например Зогар) как живого текста, непрерывно меняющегося и развивающегося, отражающего текучую природу высших миров, что, во-первых, оправдывает появление бесконечного количества самых разных толкований и комментариев (в чем каббалисты большие мастера), но и, что важнее, привносит радикальный динамизм в деятельность каббалиста - в отличие от мистиков многих других традиций каббалист не стремится к статичному, «нирваническому» умиротворению, успокаивая свои внутренние духовно-душевные силы, а наоборот, разгоняет их, доводит до сверхактивности, только так будучи способным «поддерживать этот мир в наилучшем текущем состоянии», иначе говоря, возделывать заповеданный ему «божественный Сад»; таким образом, человек в каббале - источник космогонических масштабов энергии, сопоставимой с божественной
- наконец, представление о каббале как об учении, «скорее поощряющем создание новых тайн», чем просто сохраняющем раз и навсегда данное тайное знание; эту поистине живую традицию можно лишь отчасти сравнить с махаянскими идеями о трех поворотах колеса Дхармы и «чудесном обнаружении» поздних сутр и тантр; в христианстве ничего подобного наблюдать не приходится - появление новых религиозных взглядов здесь скорее результат радикальных революций, чем «поощрения» в рамках самой традиции - ну и отношение к ним соответствующее.
Previous post Next post
Up