Mar 16, 2020 16:11
Размышляя о том, когда появился "настоящий дьявол", К. Г. Юнг пишет: "Если не учитывать своеобразный дуализм персидской религии, то окажется, что в ранний период духовного развития человечества не было еще никакого подлинного дьявола. Он намечен в ветхозаветной фигуре Сатаны. Однако настоящий дьявол впервые выходит на сцену лишь в качестве противника Христа, и вместе с ним нам открывается светлый мир Бога, с одной стороны, и адская бездна - с другой. Дьявол автономен, он не может быть подчинен власти Бога, ибо в этом случае не сумел бы выступать противником Христа, но был бы всего лишь какой-то машиной Бога".
Это, конечно, не совсем так. Дьявол, предполагающий своего протагониста - Бога, немыслимый без него, собственно, дьявол еще вторичный, зависимый, ненастоящий. Подлинный Дьявол является тогда, когда Бога уже нет, когда угасла всякая вера в него, когда отсутствие и забвение Бога стали квинтэссенцией мира, в котором мы живем, его закваской и сутью. Вот тогда этот мир оказывается в полной власти Дьявола, которому, в отличие от Бога, совершенно не нужно самоутверждаться (Aз есмь), являться, именоваться, заключать заветы, требовать поклонения, грозить судом и прочая и прочая. Именно в отсутствии всего перечисленного по отношению как к Богу, так и Дьяволу и кроется дьяволова власть и сила, его истинное присутствие. Еще раз: истинное существование Бога - в богоприсуствии; истинное существование Дьявола - в богоотсутствии - и и ни в чем ином более. Таким образом, "настоящий Дьявол впервые выходит на сцену", как вы сами понимаете, двадцатого века: не удивительно, сколько громким оказался его незамеченный никем бенефис.