режиссер Robert Aldrich
в ролях Ralph Meeker /Ralph Rathgeber/, Albert Dekker, Paul Stewart, Juano Hernandez, Wesley Addy /Robert Wesley Addy/, Marian Carr,
Бывают фильмы за которые прощаешь режиссеру любое отснятое им барахло. За Kiss Me Deadly можно простить Олдричу и идиотского "Апача" и чудовищно затянутую "Содом и Гоморру", и неудачного "Слишком поздно, герой".
Мне и раньше нравился спиллейновский Хаммер, финальная стадия вырождения положительного образа частного сыщика. Марлоу Чандлера - детектив с нежным сердцем, даже по словам самого автора мог обитать лишь в придуманном мирке как красивый, но неприспособленный к реальной жизни идеал сыщика. Спейд Хэммета уже более реальный персонаж готовый ситуационно на подлость и обман, но по трезвому размышлению предпочитающий быть в ладах с законом. Хаммер Спиллейна - вполне живой человек, гипертрофированный разумеется, но вполне угадываемый мелкий частный детектив, основные деньги поднимающий на грязных делах о разводах, готовый приступить закон, если это необходимо для получения крупного куша. Он любит насилие и его присутствие на стороне закона, а не в гангстерской шайке простое стечение обстоятельств, так легла карта и уже поздно что-либо менять. Микер в роли Хаммера реалистичнее симпатичного Стейси Кича из сериала. Он походит на Китона без проблеска интеллекта. Его персонаж полагается в основном на свою бульдожью хватку и умение выбить кулаками признание, чем на трезвый расчет. Там, где Марлоу решил проблему за час, Хаммеру требуются сутки постоянных перемещений. Волка, говорят, ноги кормят и эти конечности персонажей фильма Олдрича дают зрителю информации больше, чем лживые речи и неискренние лица.
Действительно, к ногам у Олдрича приковано все внимание зрителя. Сначала мы видим женские ноги стремительно бегущие в ночи по загородному шоссе, пытающиеся привести их владелицу к кому-нибудь, кто может помощь вырваться из капкана, затем нам показывают те же ноги, но уже бьющиеся в смертельной агонии во время пытки в домике гангстеров. Мы можем уже не хуже привязанного к кровати Хаммера отличить дорогую обувь гангстерского босса от грязных туфель его подчиненного. Обманчиво лениво передвигающиеся ноги главного персонажа и преследующие их нервно семенящие ноги засланного киллера. Олдрич расчленяет тело, заставляя зрителя постигать целое по частям, а в финале наоборот оставляет от тела один лишь протяжный страшный крик. Магаффин фильма не уступает лучшим хичевским образцам, финал ленты входит в любое исследование по голливудскому кинематографу.
В фильме нет ни одного невиновного. Этот фильм наверняка понравился бы комиссару полиции из "Красного круга". Каждому персонажу воздается своей мерой. И возможно в этом самом грязном из миров Хаммер еще не самый плохой: огненная десница его только опаляет, оставляя в назидание нестираемую метку, тогда как другую подлую тварь сжигает в пепел.
Чудесное кино, 104 минуты нескончаемого драйва.
В допись Long Goodbye, The (Долгое прощание, 1971). Даже не хочется писать о фильме. Я, увы, не читал этот последний роман саги о Марлоу, поэтому видеть крах одного из своих любимых персонажей было неожиданно и почти физически больно. Очень хорошее кино, но совершенно рвущее душу в клочья.