And Then There Were None (1945)
режиссер Rene Clair
в ролях Barry Fitzgerald, Walter Huston, Louis Hayward, Roland Young, June Duprez, Mischa Auer, C. Aubrey Smith, Judith Anderson, Richard Haydn, Queenie Leonard, Harry Thurston
Иногда бывает так: смотришь кино, скучаешь, потом вдруг какая-то деталь цепляет тебя и ты начинаешь понимать, что фильм совсем не так плох, как думалось по началу. Но данное кино - совершенно иной случай. Уже первая сцена на лодке, снятая в духе прелестной пантомимы, настраивала зрителя на то, что мрачной, как всегда высосанной из пальца, истории Агаты Кристи не будет и в помине. Клер, очень изящно знакомит нас со всеми будущими участниками в этой вступительной сцене, заранее раскрывая некоторые черты характера каждого из персонажей. По приезду на остров, череда смешных гэгов не дает зрителю шанса воспринять всерьез данную историю. Дворецкий с супругой рассыпают поднос с едой, деловито собирают куски пищи с пола, переговариваясь на тему "немытых полов", а затем подытоживают сцену фразой: "Ну, пусть перед смертью грязью наедятся". Миша Ауэр (один из моих любимцев, из русских эмигрантов, всегда в ролях записных гаеров, он мне напоминает Эраста Гарина) душевно исполняет под фортепьяно песенку о десяти индейцах, добавляя после куплета по русски "какой ужас!". На вопрос, как он сюда попал, недоуменно отвечает: "Меня ведь пригласили!" На вопрос "не смутило ли его то, что он будучи не знаком с хозяином, получил приглашение приехать", гордо отвечает: "Я - профессиональный гость". Его убивают первым, едва он решает порадовать слушателей исполнением песни "Очи черные" Искренне жаль. Сцены с пьяным дворецким уморительны и я теперь знаю, откуда взял Блэйк Эндрюс лучшую сцену для своей "Вечеринки". Впрочем, что я так долго треплюсь. При таком кастинге, где все актеры вполне известные люди, прокола быть и не могло. Все персонажи имеют свою ярко выраженную индивидуальность, все актеры играют слаженно, а воздушная режиссура Рене Клера придает затхлой истории блеск и легкость потрясающей "черной комедии". Дивное кино, радость сердцу.
Интересно, что в американском прокате цензоры запретили оригинальное название "Десять негритят" из-за расистского подтекста и создателям срочно пришлось менять название и титры. Их нравы.