Uccello dalle piume di cristallo, L' (1970)
режиссер Dario Argento
в ролях Tony Musante Suzy Kendall Enrico Maria Salerno Eva Renzi
Как и обещал, пересмотрел эту ленту. Должен признать, что не видел ее очень много лет, практически ничего, кроме знания, кто из персонажей убийца и смутного воспоминания о финале, ничего не помнил, поэтому смотрел, словно бы впервые.Неожиданно, фильм очень понравился. Больше, чем "Кошка". Вообще, надо сразу отметить, что картина представляет собой конспект будущих фильмов режиссера. Примитивистская картина со сценой убийства и детская мелодия всплывет через пять лет в Profondo rosso вместе с главным героем-американцем. Там, Хэммингс будет изображать музыканта, здесь Мусанте играет писателя, но они оба странники в чужой стране. Музыкальная тема со всхлипами и вздохами перекочует в Suspiria, а сцена в темной комнате, где на героя падает труп с ножом в спине объявится в Inferno. Да, и очень сильная сцена с запертым в стеклянном аквариуме Мусанте, о которой вспоминал
miscast_ru, это ключевой образ к большинству фильмов режиссера. Все его персонажи бьются об стенки созданного автором мира, но не пытаются предпринимать реальных действий. Их поступки и действия лишены нормальной логики реальности, они подчинены лишь логике сценариста. Но подобная ирреальность добавляет дополнительный ужас происходящему. Не помню, рассказывал ли я одну историю. У меня был один знакомый, его жена работала прокурором центрального района нашего города. Как-то он взял у меня арджентовское Inferno, вернул дня через два со словами: "кино замечательное, жаль жене не понравилось". На мой вопрос, чем именно ей фильм не угодил, он ответил: "минут через двадцать, жена стала возмущаться и теребить меня вопросом: почему никто из персонажей не обратился в полицию? Почему?" Я ей ответил, что тогда бы на этом фильм и закончился. Жену ответ не удовлетворил". Я эти слова всегда вспоминаю, когда смотрю арджентовское кино. Разум на территории его фильмов не действует.
Так что фильм меня вполне устроил. В нем еще нет тех визуальных красот, которыми прославился режиссер впоследствии, кроме пары мест ( к примеру, начальная сцена с ножами или эпизод с нападением на спиральной лестнице). Как и в Profondo rosso, Ардженто пытается разбавлять сюжет комедийными вкраплениями (недаром он между съемками этих двух фильмов снял чистую комедию с Челентано), причем одно из них очень удачно (фрагмент с посещением антикварного магазина).
Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospetto (1970)
режиссер Elio Petri
в ролях Gian Maria Volonte Florinda Bolkan
Говорят, что это кино шло на советских экранах, я его точно пропустил. Возможно, что и врут, иначе эта кафкианская фантасмагория оставила бы след в моей памяти. Если персонаж "Процесса" не знал, в чем его вина и за что его в ночи ожидает топор палача, то герой Волонте, комиссар полиции,совершивший убийство своей любовницы, не может заставить коллег признать его виновным. Фильм слишком перенасыщен сатирой, чтобы оставаться в вечности рядом с произведениями писателя, но вполне понятно, почему киноакадемики присудили ему "Оскара". Впрочем, фильм стоит смотреть хотя бы из-за одного Волонте, он держит всю картину на себе. Причем смотреть стоит на итальянском,иначе большая часть витальности персонажа будет утеряна.