Начало в
http://humorable.livejournal.com/208359.html Барокко - период, весьма сложный для определений или классификаций.
С одной стороны, это грандиозность, пышность и размах, которые сразу приходят в голову , с другой стороны - необычайная глубина эмоции, а с третьей - изящество, хрупкость.
Вот я это написала и решила проверить, что думают другие музыковеды по этому поводу.
Оказалось, что , как чаще всего бывает, я неоригинальна. Действительно, термин этот относительно к музыке был предложен лишь в 20-х годах 20-го века, и вплоть до 60-х музыковеды спорили о том, можно ли объединить Вивальди со Скарлатти, Маттесоном, Купереном или Генделем. Не говоря уже о Бахе...
(О Бахе я говорить не буду здесь - он не может быть среди прочих.
Эта тема следующей встречи, которую планирую под Новый год.)
В это время ( вторая половина 16-го - первая половина 17-го вв.) коннотация, взаимодействие разных частей Европы усиливалось, и абсолютизм исторический должен был отразиться каким-то образом и в искусстве?
Если говорить обизобразительных средствах музыки - то, да. Все было готово для созревания совершенного кристалла классики.
Что общего все-таки между протестантским хоралом и пышностью барочного театра, между музыкой фейерверков и торжеств либо клавесинной ювелирностью?
Думаю, это:
эмоция, ее индивидуальность и развитие. Если перевести слово "эмоция" в язык утилитарный, то появление мелодии.
Мелодии роскошной, из тех, которые заставляют сердце таять - развернутой, требующей сильного артистического начала в исполнении. В тот период ее называют монодией - одноголосием. Гомофонно-гармоническое, светское уравновешивает свою чашу весов по сравнению с другой, на которой мощно и крепко стоит полифония.
И гармония - т.е., сочетание и последовательность аккордов - приближены полностью - на 99% к привычным нашему слуху. Каждый аккорд получает свою функцию, централизуясь вокруг главного аккорда - первой ступени гаммы тоники.
Это очень легко объяснить.
К каждому звуку простой гаммы прилагается аккорд, составленный исключительно из множества звуков данной гаммы. Эти аккорды отличаются по степени важности.
Главные строятся на I( тоника), IV( субдоминанта) и V( доминанта) ступенях. Использование одного аккорда тянет за собой почти автоматически следующий. Если этого не происходит, мы чувствуем себя слегка обманутыми. Иногда такой обман забавен, иногда неприятен - наше ухо в любом случае его отмечает.
Если говорить о формах, то в этот период происходит огромный качественный скачок во всех жанрах. Словно все дары, что вырастили на своих нивах разные композиторcкиe школы - балеты, оперы, оратории, кантаты, сонаты, сюиты, фуги и концерты - выложены на празднике урожая.
Покупатели-классицисты ходили и выбирали самое лучшее и пригодное для своих высоких целей...
То же самое происходит с инструментарием.
Технологические эксперименты Ренессанса привели к
цветнику разновидностей во всех группах инструментов.
Соответственно, появились и всякие новые изобразительные приемы игры - тремоло, пициикато ит.р.
Орган и клавир получили
темперацию, т.е. положение, при котором последний полутон, расходившийся у Пифагора с реальностью, был поделен между двенацатью полутонами шкалы, и все тональности звучали одинаково хорошо. Композиторы теперь могли сочинять в любом цвете, в любом тоне - что доказал Бах двуня томами "Хорошо темперириованного клавира".
А орган теперь может сопровождать хор без фальши.
Клавессинная школа эпохи барокко сравнима может быть сильнее всего с изобразительным искусством и его ответвлениeм
рококо.
Ювелирно, тщательно выписанное кружево, безупречные сбитые сливки :
Click to view
Эту музыку прекрасно воспринимать как фон для раздумий.
Скажем так, она украшает и и углубляет мысли.
Оркестр барокко, правда, звучит иногда хриповато- сипловато, а иногда слишком пронзительно, и медные духовые часто дают "кикс".
Но это уже оркестр почти классический, почти стандартный, нам знакомый.
Баланс - это ключевое слово, которого пока не хватает. Но которое работает, как мы увидим, в обе стороны.
Click to view
Что я хотела вставить?
Да: что если мы отбросим аутентичность, то эта музыка зазвучит несравненно ярче - как при электрическом свете, или протертая от некоей исторической пыли.
К сожалению, ни о ком я рассказать не смогу персонально.
Ни о ком, кроме
Георга Фридриха Генделя - короля барокко.
Кто-то его назвал "слоновьей натурой".
Я же вижу продолжателя славных традиций художника Ренессанса.
Гендель творит: биографию, музыку и слушателей.
Не публика диктует ему репертуар, а он диктует публике, что ей интересно слушать.
Увидев, что в Германии, вялой и скромной, делать ему нечего, Гендель уезжает оттуда навсегда.
В Италию он прибывает для того, чтобы писать итальянские оперы - и через три года уезжает оттуда в Англию, затмив итальянцев своими сочинениями.
Королевcкий дом до сих пор ассоциируется с Генделем и живет под его музыку.
Как написано в одном из комментариев на сайте YouTube,
"No wonder the British Royal family is so popular. They knew what they were doing when they picked Handel" Всю свою жизнь он легко отрясал прах с башмаков.
Xотите оратории?
Хотите оперы?
Хотите
кататься на лодочках по Темзе?
смотреть на
фейeрверки?
Его высмеивали, вызывали на соревнования, артисты бежали, театры горели, удар, слепота, встал, прозрел, откыл новый театр...
Для илюстрации я выбрала арию, которая всегда вызывает слезы.
это "Lascia ch'io pianga" из опереы "
Ринальдо" - первой итальянской оперы, написанной Генделем в Англии.
Об
опере мы еще не говорили. Истоками ее можно считать античную трагедию. По крайней мере, именно к воссозданию этого жанра - комбинации драмы, музыки и танца в рамках одного спектакля стремились члены итальянского кружка «Камерата». Они были поэтами, философами и музыкантами,
Конечно, второй по счету в истории оперой ( поставленной в 1600 году во Флоренции) былa "
Эвридика".
Слишком тесно приближение к реальности не может долго читаться искусством.
Мелодекламация сменяется пением, сюжеты и так сказочные и мифологические, а искусство декорации и театральных эффектов развивается максимально в соответствии с техническими возможностями того времени.
То развитие мелодии, о котором мы говорили вначале, как нельзя лучше подходит для оперы. Арии, канцоны, вокальные ансамбли в сочетании с игрой актеров производят сильнейшее впечатление. Так всегда бывает, когда искусства синтезируются, т.е., приходят к слиянию - не к тому, что было первичным, а на основе свободного выбора, точнее, отбора!
Храм ли это, театр ли - удачное сочетание картинки, музыки и слова радует.
Другое дело, что неудачное сочетание раздражает намного сильней.
В поисках подходящего исполнения я колебалась, сочтя, что "
Фаринелли" затаскан, видеоряд слишком активен, и кроме того, в записи арии использован микст двух голосов - сопрано и контратенора. И вот, продолжая искать среди контратеноров - есть также запись
Филиппа Ярусски - я вдруг увидела официальное название арии: "Ария Амирены". Амирена?
Фаринелли поет арию в мужском образе.
Bообще, сюжет там довольно обычный: среднее между "русланом и Людмилой" и "Волшебной флейтой".
Крестоносцы осаждают Иерусалим.
Cредь них Ринальдо - главный крестоносец.
Как вдруг злодей ( Черномор, и хуже, ну а на самом деле, правитель Иерусалима) невесту похищаает.
Невесту Амиреною зовут.
Ему в том страшном деле помогает волшебница ( как злобная Наина).
В итоге всех Ринальдо побеждает, попутно заставив злодеев принять христианство.
Вот в плену Амирена и поет о том, что лучше смерть, чем жизнь в неволе.
.
..и вот пошла я искать среди женщин. Великолепная
Юлия Лежнева,
Чечилия Бартоли,
Монсерат Кабалье.
Но - дело в том, что до "Ринальдо" эта ария чуть-чуть в ином виде присутствует в оратории "Триумф Времени и Истины", а до этого - в качестве танца в опере "Альмира"!
Так какое нам дело - кто поет - сопрано ли, мужчина ли...
Потому каждая ссылка ведет к другому исполнению - все они прекрасны, и выбор я оставляю вам.
Барочная красота безлична.
В ней нет еще реалистической привязки к конкретному образу - птицелова, скажем, или парикмахера.
Зато эмоция выражена так концентрированно, что раздирает душу толпам : ария
"Vedro con mio diletto" Вивальди,
Ария Петра из "Страстей по Матфею",
плач Дидоны из оперы Перселла, знаменитая
"Песня Гения Холода" из "Корoля Артура" Перселла.
Умоляю: слушайте!