Напишу о такой группе проблем
В моем детстве было ощущение воли, соседство моря, ощущение некоей границы, выхода и безграничности. Прямо из окон дома видно было, как солнце заходит за густую и темную зелень, скрывающую заброшенные и заросшие развалины из теплого закопченного кирпича, далее местность было еще страннее, а дальше было море. Мне было что исследовать, были «топосы», наполненные сложным, будто бы совершенно «художественным», смыслом, драмой. Это было поле для понятия «свобода», может быть, «воля», в каком-то слегка казацко-цыганском, что ли, смысле. (Кстати, следом этого присущего детству момента, вероятно, является мое нынешнее упорное и скрытое нежелание принимать рамки и обязательства, тенденция к бегству от ответственности, например, то самое рассмотрение работы как принуждения, которое только я только теперь более или менее изживаю (были периоды, когда мне приходилось работать «полный день», но всякий раз я стремился этого избегать, и в итоге обычно удавалось передоговориться на более свободные режимы; я не могу себе представить режим 8ч*5дней как норму жизни, хотя вижу, что многие люди увлеченно и плодотворно пользуются таким графиком к своему и общему благу, и не хотят от него откаываться; очевидно, они, в отличие от меня, не переживают такой график как принуждение. Для меня же сама принципиальная возможность «принадлежать прежде всего самому себе» переживается как критически важная, и такой график ее, конечно, ущемляет (знаю, это некий мой глюк, связанный со более общим страхом несвободы (семейная история с невинно репрессированными и некоторые другие причины))).)
Итак, вот эта детская топографическая вольница, которой в современной городской жизни больше нет. С одной стороны, это исчезновение понятно и во многих отношениях хорошо: свободное время институциализируется, дети занимаются чем-то человеческим и совместным, например, всяким так называемым доп. образованием, это бывает добровольно и интересно. С другой стороны, жаль терять вот этот контакт с местностью, топографией, ее тайнами и смыслами, проекцией на нее внутреннего мира (или, может быть, проекцией самой местности в будущий внутренний мир!!).
Вот моему старшему ребенку 11 лет. В течение учебного года, пока мы более или менее в городе, его свободно доступный топос - маленький дворик с нежелательной для лазанья крышей сарая. Улица уже лет 6-7 как застроилась и стала не сильно располагающей к «свободному гулянию». И вот, по вечерам он играет понемногу в какую-то игруху, где надо строить «типа роботов» и сражаться на них (сражаться с «живыми» антропоморфными персонажами ему претит, чему я, надо сказать, очень рад, хотя далек от мыслей, что «жестокость в играх выплескивается на улицы» и пр. Жестокость сама по себе нелепа и нехороша, а что касается улиц, то, думаю, игры, скорее, наоборот абсорбируют агрессию из реального мира и делают его более мирным).
И вот, зимой я пытался взглянуть в сферу компьютерных игр и найти там для него что-нибудь интересное в художественном и, так, сказать, топографически-символическом плане. (тут надо сказать, что, хотя подростковый мой возраст пришелся на 90е, когда компьютерные игры уже были, в целом они каким-то образом обошли меня стороной: мне хватило одного автосимулятора с неплохой физикой и в качестве дани тренду я прошел первый Халф-лайф (без особого энтузиазма); это я к тому, что личного интереса к этой сфере у меня мало, и исследовать ее приходится искуственно).
Я рассудил так: считается, что игры, как и сериалы, это такой новый культурный институт. В сериалах, начиная с того же Твин-Пикса (который я благодаря третьему сезону действительно полюбил) - бывает сложное и художественное содержание, и, в том числе, отчасти «чувство местности», о котором я говорю. Не везде это достаточно сильно, конечно, но в испольнении «попроще» что-то похожее присутствует много где - Gravity Falls, Stranger Things, etc (хотя, наверно, там не столько реальная внутренняя тайна, сколько некая эксплуатация образа тайны, и тут отличие от Твин-Пикса не менее заметно, чем попытки ему наследовать). И вот я подумал: хорошо, но игры, интерактивный жанр - вот куда должно бы устремиться современное искусство, которое еще с начала 20го века уходит от прямой изобразительности в сторону взаимодействия со зрителем. Где же виртуальные инсталляции, авторские миры с теми смыслами, которыми, скажем, Ротко нагружал свои огромные психокалориферы. Мне виделась такая игра, где есть странный мир, законы которого предстоит понять игроку, он тонет в тумане и неопределенности, и методом проб и ошибок приходится ощупывать его смыслы. Не отдельные объекты, представляющие опасность или цель, как в большинстве игр а - ПОЛЕ, некую сложную функцию множества переменных.. Я был близок к тому, чтобы самому начать писать нечто минимальное в таком духе: абстрактное, лишенное фигуративных предметов поле, имеющее частично скрытые от игрока функции неизменных свойств (вроде ландшафта) и, кроме того, реагирующее на присутствие точки-игрока набором скрытых от игрока нелинейных математических функций, лишь частично визуализируемых в виде цвета того поля - функций, которые он должен ощупью «почувствовать», чтобы стало возможно это поле, скажем, пересечь.. Подобрать такие функции и их визуализацию, сделать их психологичеыми, даматичными - разве это не искусство... Или по-другому. Декорации природы. Панорамы, верхушки леса.. наступающие сумерки, в которых надо успеть до темноты.. То, как меняется цвет неба и освещение вообще - сложным образом связано с изменением скрытых свойств мира, его возможностей и угроз, как в мире, скажем, рыбаков, где интуитивная чувствительность к реальной погоде критически важна (с существенными содержательными и стилистическими измененями это, может быть, приближается к Пикнику на обочине Стругацких (хтя игра Stalker - это совсем другое))
Словом, я стал искать некие арт-игры, обзоры игр как произведений искусства. И нашел немного. Ну, да, есть различные (по тонкости, духу, вкусу и внутренней сложности) маленькие перформансы, как-то: Passage, The Marriage, Every Day The Same Dream, The Flower, One Chance, AnaSonmia..
Но ничего более масштабного я не увидел. Возможно, я плохо знаю большие игры. Возможно, дело в ттом, что многое меня в них отталкивает (особенно система мотивирования, намертво удерживающая склонных увлекаться подростков внутри, и, мне кажется, изматывающая их на более простом и грубом уровне, чем искусство, которое я ищу; книги так не делают)
Поэтому я (впервые) хочу задать вопрос: френдам, подписчикам и всем, кто почему-либо это читает:
Где искать сложное интерактивное цифровое искусство и есть ли оно? Может быть, вы знаете игры и/или интерактивные перформансы, производящие впечатление именно образным рядом, а не только увлекающие геймплеем и/или сценарием? Кроме того - может быть, вы знаете игры, отвечающие описанной мной выше «территориальной потребности», предоставляющие для нее мир, и при этом не испорченные слишком сильными простыми, вне-художественными мотиваторами..?
Не уверен, что выразился понятно.., но..
(Upd - да, в числе интересный в художественном отношении игр забыл упомянуть чешскую группу Amanita Design, сделавшую, в частности,
Ботаникулу; Данил эту Ботаникулу с большой приятностью прошел пару лет назад (вспомниается почему-то сцена -
концерт группы «Два» :), причем мы задействовали проектор, и получилось почти волшебство, вполне сравнимое с (моим) детским впечатлением от диафильмов; а в моем детстве смотрели не только станартные «детские» диафильмы, но и, например, слайды с различным изобразительным искусством - их, кажется, приносили дружественные семье художники и часто смотрели все вместе, что, конечно, тоже добавляло волшебства)
Вот, фотки для, может быть, даже большей понятности
(еще upd (9.04.2019) - отсматривая ролики игр, в том числе предложенные комментаторами, вдруг заметил, что в контексте некоей характерной романтизации и «фэнтезийности», присущей многим играм, мои фотки приобретают иной и совершенно не тот, который я имел в виду, оттенок.. Башня, развалины, улица - в контексте многих имеющихся игр все это тоже начинает отдавать какой-то «готичностью».. (к тому же широкий угол кадров с телефона напоминает скриншоты из игр). Это в каком-то смысле жаль (а может, наоборот, это что-то выявляет и значит?..). Я ищу в некотором смысле чего-то противоположного: не сказки с ее преувеличениями (и подыгрываниями, что ли, чему-то?), а некоторой реальности, хотя бы и симулированной. Может быть, символистской, дело не в том, но приложимой к реальной жизни, а не уводящей от нее. Задумался о природе (и причине популярности) этого романтико-«готически»-«друидически»-фэнтезийного.. ээ.. штампа?.. Почему узнаваемо? Почему именно эти атрибуты?.. Пока складывается впечатление, что это некий популярный жанровый канон, поверх которого, возможно, могут идти совсем другие и более интересные вещи). Надо подумать и понять