Бизнес-клятва «MBA Oath»

Jun 12, 2009 08:33


Бизнес-клятва «MBA Oath»

В эпоху после скандалов с компанией Энрон, финансовой пирамидой Madoff и т.п., которые подорвали доверие общества к бизнесу в целом, вопрос этики и социальной ответственности бизнеса стал играть важную роль.

Как следствие, в топовых бизнес-школах мира стали вводить в учебную программу новые курсы по этике ведения бизнеса, открывать новые центры этики, проводить семинары, конференции, чтобы студенты научились видеть бизнес в качестве составной части большого социального общества, а не только как компанию, зарабатывающую деньги.

10 лет назад в Уортоне только 1-2 профессора преподавали этику.  В настоящее время их семь и их предметы пользуются наибольшей популярностью у студентов. С 1997 г. в Уортоне действует Zicklin Center for Business Ethics Research. За пять последних лет студенты открыли ряд клубов, деятельность которых так или иначе связана с этикой. В Columbia Business School одним из обязательных предметов является курс по этике. Все студенты этой бизнес-школы должны соблюдать Кодекс Чести, который действует уже более 3-х лет.


Гарвардская школа бизнеса (HBS) не была бы Гарвардской школой бизнеса, если бы в ней не придумали что-то своеобразное, особенное, отличное от других бизнес-школ. Таким решением стала бизнес-клятва «MBA Oath». Она напоминает клятву Гиппократа, которую обязаны принести дипломированные врачи. У ее истоков стоит группа студентов второго года обучения на программе MBA. Ради справедливости стоит отметить, что впервые похожая бизнес-клятва была разработана и введена в Thunderbird School of Management (The Thunderbird Oath of Honor) в июне 2006 г., но широкого распространения за пределами этой бизнес-школы не получила.

Итак, бизнес-клятва «MBA Oath» - это добровольное обязательство выпускников программ MBA соблюдать нормы этики и нести ответственность за свои действия.

Как уже было сказано выше, идея создать бизнес-клятву возникла у группы студентов второго года обучения на программе MBA в Гарвардской школе бизнеса весной 2009 г. На двухгодичной программе MBA у студентов есть много времени поразмышлять над тем, что значит быть менеджером, лидером, профессионалом. Мыслительному процессу также способствовали два события, а именно, 100-летие со дня основания Гарвардской школы бизнеса и мировой финансовый кризис.

Саммит, посвященный 100-летию со дня основания Гарвардской школы бизнеса, поставил на повестке дня вопросы, как бизнес-образование изменилось за это время и каким оно будет в ближайшие 100 лет.

Второе событие в еще большей степени повлияло на мыслительный процесс студентов. Мировой финансовый кризис поднял вопрос о том, насколько успешно бизнес школы исполняют свою миссию по подготовке лидеров для общества. Почему случился кризис? Почему профессора бизнес-школ не смогли предусмотреть его заранее? Почему столько выпускников программ MBA было вовлечено в принятие решений, которые привели к кризису?

В апреле 2009 г. группа студентов второго года обучения на программе MBA в Гарвардской школе бизнеса (HBS) решила ответить на вышеуказанные вопросы. Студенты встретились с профессором HBS по Leadership and Corporate Accountability г-ном David Garvin, чтобы узнать, что тот думает по поводу идеи «обещания действовать честно» (integrity pledge) для студентов-выпускников программы MBA. David Garvin посоветовал студентам встретиться с профессором HBS Rakesh Khurana. Khurana известен тем, что написал книгу об истории бизнес-образования и в соавторстве с профессором Nitin Nohria опубликовал статью в «Harvard Business Review» о том, как сделать из менеджмента профессию. Статью читайте здесь http://hbr.harvardbusiness.org/2008/10/its-time-to-make-management-a-true-profession/ar/1 В ней профессора HBS предложили создать «Клятву Гиппократа для Менеджеров», которая послужит профессиональным кредо для выпускников программ MBA. Студенты встретились с Rakesh и Nitin и рассказали им о своей идее, которая заинтересовала профессоров. Rakesh и Nitin уже взаимодействовали с Всемирным Экономическим Форумом и Aspen Institute в части создания MBA клятвы, которую можно будет использовать по всему миру. На написание вышеуказанной статьи у них ушло около 10 лет. Студентам же понадобилось всего 10 дней на то, чтобы превратить написанное в реальность, в конкретные действия. Они предложили провести небольшую компанию, цель которой заключалась в том, чтобы около 100 студентов-выпускников программы MBA Гарвардской школы бизнеса приняли бизнес-клятву. Так и родилась идея.

Хотя первоначально планировалось, что бизнес-клятву MBA Oath будут принимать выпускники программы MBA Гарвардской школы бизнеса, организаторы связались с другими бизнес-школами. По состоянию на начало июня 2009 г. из 470 человек, принявших MBA клятву, более 100 закончили другие бизнес-школы. Автору данного поста удалось найти в списке две русские фамилии студентов, закончивших Уортон и HBS.

Организаторы надеются, что бизнес-клятва в значительной степени отразится на жизни студентов, которые ее приняли; что другие студенты будут работать более профессионально, независимо от того, принимают они клятву или нет; что клятва даст толчок обсуждениям в прессе, как сделать менеджмент более профессиональным и улучшить его.

Долгосрочная цель организаторов бизнес-клятвы «MBA Oath» - превратить менеджмент в настоящую профессию, в которой выпускников MBA будут уважать за честность (integrity), профессионализм, лидерство.

Создан специальный сайт http://mbaoath.org/, на котором можно прочитать и принять (подписать) текст клятвы, узнать историю ее создания, найти статьи по данной тематике, официальный список лиц, подписавших клятву. Есть также форум, блог.

Принять (подписать) бизнес-клятву MBA Oath могут лица, которые заканчивают учебу на программе MBA в 2009 г., а также те, кто уже получил степень MBA. Если в Вас нет степени MBA или если Вы не получите степень MBA в этом году, то можете внести свой вклад иным способом (о том как это сделать - читайте на вышеуказанном сайте).

Существует два варианта клятвы. В кратком варианте излагаются только ключевые идеи, так ее легче запомнить. В полном варианте раскрывается смысл 8 основных пунктов. Среди них (неофициальный перевод автора поста первых 3-х пунктов):

1. Я буду вести себя честно и работать, соблюдая нормы этики.

2. Я буду охранять интересы акционеров компании, коллег по работе, клиентов и общества, в котором мы осуществляем свою деятельность.

3. Я буду добросовестно руководить своим предприятием и не буду принимать решений или вести себя таким образом, если подобные решения или поведение служат удовлетворению моих собственных узких амбиций и наносят при этом ущерб предприятию и людям, которые на нем работают.

Появление клятвы MBA вызвало широкую дискуссию на страницах прессы и в Интернете. Далеко не вся реакция на нее была позитивной. На он-лайн форумах писали, что клятва - это пустая реторика. Существуют также определенные сомнения, что нравственный обет действительно изменит ситуацию в лучшую сторону, что подобная клятва вряд ли заставит одуматься потенциальных мошенников. Декан Sloan School of Management отмечает, что «это прямо противоречит философии многих бизнес-школ, где во главу угла ставится свобода мысли и свобода деятельности. Здесь важны поведение и результаты, а не клятвы».

«Аналогом бизнес-клятвы можно считать брачный обет», говорит один из студентов, инициировавших создание клятвы MBA, Maxwell F. Anderson. «Вы даете обет, но это не означает, что Вы его не нарушите, но мы, как общество, верим в силу данных обетов». Следует отметить, однако, что клятва MBA не является обязательным юридическим документом.

CEO одной из крупнейших компаний мира уже предложил спрашивать у потенциальных кандидатов на трудоустройство, подписали ли они MBA Oath.

Студенты-лидеры HBS Class of 2010 (выпуск через год) уже рассматривают, как закрепить этот успех. Очевидна тенденция сделать этику более видимой. Подобная страсть студентов к этике должна инициировать принятие важных решений в HBS и других бизнес-школах.

У клятвы MBA есть своя страничка на Facebook - http://www.facebook.com/pages/MBA-Oath/98555258896 (создана в мае 2009 г., по состоянию на начало июня 2009 г. - 437 поклонников) и на Twitter  - www.twitter.com/mbaoath (по состоянию на начало июня 2009 г. 170 following и 175 followers, 67 апдейтов).

Дополнительную информацию Вы найдете здесь:

Википедия - http://en.wikipedia.org/wiki/Mba_oath

Статья в New York Times «A Promise To Be Ethical in an Era of Immorality» - http://www.nytimes.com/2009/05/30/business/30oath.html?_r=1&hp

Статья профессоров HBS Rakesh Khurana и Nitin Nhoria - http://hbr.harvardbusiness.org/2008/10/its-time-to-make-management-a-true-profession/ar/1

При подготовке поста были использованы материалы Гарвардской школы бизнеса, сайта http://mbaoath.org/, TheCrimson, mbaconsult.ru, New York Times, Википедии.

mba oath, harvard, columbia business school, бизнес-школа, Гарвардская школа бизнеса, этика ведения бизнеса, wharton, этика, MBA клятва, hbs

Previous post Next post
Up