Кейсовый метод обучения в Гарвардской школе бизнеса: только новые данные. Часть 3.

Mar 12, 2009 17:55


Кейсовый метод обучения в Гарвардской школе бизнеса: только новые данные. Часть 3.

38.  Выпускник HBS Tom Fishburne показал жизненный цикл кейса в своих известных карикатурах о HBS следующим образом:

а) Brand New, Tied Delicately with thread (совсем новый кейс, изящно перевязанный ниткой);

б) Devoured by Highlighting, Short-hand, & Coffee Stains (весь в подчеркиваниях, пятнах от кофе);

в) Organized & Labeled for Exam Use (подшит в папку с другими кейсами по предмету, который будет нужно сдавать на экзамене, с наименованием предмета на папке, например LEAD);

г) Archived for future career reference (в папке с другими кейсами по предмету, поставленной на полку, для дальнейшего использования на протяжении карьеры);

д) Boxed in the Garage, Never to be seen again (положен в ящик или коробку в гараже, никогда больше не понадобится).


39. К столетию с момента основания Гарвардской школы бизнеса Исполнительным директором HBS Rock Center г-ном Mike Roberts написан специальный кейс «HBS in 2008». Кейс появился в январе 2008 г. В кейсе студенты, сотрудники и профессора бизнес школы играют роль декана HBS Джэй Лайта, размышляющего о будущем HBS. В кейсе можно найти сведения о том, как возникла HBS, о различных образовательных программах, сотрудниках и преподавателях, данные о финансовых показателях, миссии и стратегии, проблемах, с которыми сталкивается бизнес-школа.

40. Наиболее популярной книгой по кейсовому методу обучения является «The case Study Handbook: How to Read, Discuss, and Write Persuasively About Cases», написанная William Ellet. Книга появилась в 2007 г., ее объем 273 стр. Стоимость книги составляет около 25 USD, продается как в бумажном, так и в электронном виде. Можно также купить отдельные главы из книги через HBSP. Стоимость электронной главы - около 7 USD. От других подобных изданий книгу отличает то, что она ориентирована непосредственно на студентов, а не на преподавателей. Книга написана в результате 16-ти летней работы автора со студентами HBS.

41.  В течение многих лет сотрудники Harvard Business School Publishing слышали от профессоров и студентов, что кейсы слишком длинные. В этой связи, в 2008 г. HBSP начал публиковать серию кратких кейсов (HBSP Brief Case series). Brief Case содержит 5-7 страниц текста, несколько exhibits, а также Teaching Note. У данных кейсов также есть free online Excel tool, который упрощает работу с данными. Пока Brief Cases совсем немного и они касаются только области маркетинга, но в дальнейшем их количество будет увеличиваться. В том числе, кейсы будут затрагивать и другие дисциплины.

42. Главными героями кейсов выступают не только банкиры, директора компаний, но также и спортсмены. Например, кейс «Maria Sharapova: Marketing a champion».

43.  Для оказания помощи профессорско-преподавательскому составу в развитии навыков и уверенности в ведении кейсовых обсуждений Гарвардской школой бизнеса разработана мультимедийная программа PARTICIPANT-CENTERED LEARNING (обучение, центральную роль в котором играет участник). Ее адрес в Интернете - http://harvardbusinessonline.hbsp.harvard.edu/b01/en/files/pcl/pcl_index.html. О ней я подробно писал в своем блоге http://hsw-mba.livejournal.com в сентябре 2008 г.

44.  Официальная позиция HBS относительно своего развития в обозримом будущем заключается в том, что какие бы изменения в своей программе HBS в конце концов не приняла, бизнес школа продолжит использовать кейсовый метод обучения. Изменения в программе, которые в настоящее время рассматриваются, будут только дополнять кейсовый метод обучения.

45.    Кейсовый метод обучения в последнее время попал под шквал критики, поскольку преподаватели размышляют над тем, как внедрить новые методы и средства обучения, которые стали доступны благодаря развитию информационных технологий. В частности, существует мнение, что кейсовый метод обучения отнимает много времени, что таким способом трудно обучать студентов quantitative technics, что кейсовый метод основан на том, что не существует правильных ответов, просто одни из них лучше, чем другие. Декан Columbia Business School R. Glenn Hubbard предлагает развивать и использовать так называемые «decision briefs», которые состоят из нескольких статей, описывающих возникшую проблему, плюс видеозапись человека, которому необходимо принять решение, которое позволит решить данную проблему. Студентам необходимо провести дополнительные исследования, в том числе, используя Интернет, и на их основании сделать рекомендацию.

46. Фрагменты главы «Как анализировать кейс» из книги William Ellet «The case Study Handbook: How to Read, Discuss, and Write Persuasively About Cases».

- Главное - думать, а не читать.

-  В кейсах существует 4 типа ситуаций: problems, decisions, evaluations, rules.

-  Важную роль в анализе кейса играет активное чтение. Вы задаете себе вопросы по кейсу и ищете на них ответы. Ответы на вопросы ведут Вас в нужном направлении. Как только Вы почувствовали, что бесцельно читаете кейс - остановитесь и перестройтесь на нужный лад.

- Активному чтению способствуют 3 концепции: цель (например, выделить на рассмотрение кейса 2 часа), точка зрения (поставить себя на место главного героя и понять его точку зрения), гипотеза.

-  Процесс работы над кейсом имеет 5 фаз: а) ситуация, б) вопросы, в) гипотезы, г) доказательство и действие, д) альтернативы.

а) Ситуация. Длительность - 5 мин. Начало является самым трудным в анализе кейса. Сначала нужно понять big picture и лишь затем детали. Начните с вопроса «Какая ситуация?». Обычно чтение первого и последнего разделов кейса достаточно для того, чтобы определить ситуацию. Часто случается так, что главный герой рассуждает над ней и задается вопросом «Что делать?». После чтения первого и последнего разделов кейса  отложите его на некоторое время в сторону и рассмотрите то, что Вы только что изучили. Определите тип ситуации: problem, decision, evaluations или rules.

б) Вопросы. 15 мин. Знание ситуации позволяет Вам задавать вопросы, относящиеся к problem, decision, evaluations или rules. Самый важный вопрос - «Что мне нужно знать о ситуации?» Полезно провести быструю инвентаризацию содержания кейса. Для этого просмотрите все заголовки в тексте. Используйте ручку или карандаш, чтобы делать пометки в кейсе.

в) Гипотеза. 45 мин. «Какая моя гипотеза?». Пометки позволяют организовать и запомнить информацию, но основная их цель заключается в записи Вашего мыслительного процесса. Нужно выработать привычку подчеркивать нужную информацию. Это позволяет чувствовать, что Вы что-то делаете, а не просто читаете кейс.

г) Доказательство и действие. 40 мин. Задайте себе следующие вопросы: «Какие имеющиеся в наличии факты поддерживают гипотезу? Какие дополнительные факты мне необходимы?» Оцените их сильные и слабые стороны.

е) Альтернативы. 15 мин. Может показаться парадоксальным, но в последней фазе анализа кейса нужно поставить под сомнение собственную гипотезу. Задайте себе следующие вопросы: «Какая самая слабая сторона гипотезы? Какая лучшая ей альтернатива?».

mba, harvard business school, columbia business school, maria sharapova, Гарвард, Гарвардская школа бизнеса, кейс, tom fishburne, hbs

Previous post Next post
Up