Кейсовый метод обучения в Гарвардской школе бизнеса: только новые данные. Часть 1.
Сердцем учебной программы Гарвардской школы бизнеса (HBS), или, как иногда говорят «кирпичами и скрепляющим раствором» является кейсовый метод. О кейсовом методе обучения уже довольно много написано. Поэтому, в данном посте постараюсь отразить только новую информацию, собранную из многочисленных источников за последние несколько лет, которая не публиковалась в русскоязычном сегменте Интернета.
1. Когда Гарвардская школа бизнеса только открылась в 1908 г. кейсовый метод обучения был только идеей первого декана Edwin F. Gay. В его представлении обучение в классе должно было строиться вокруг обсуждения проблем, связанных с управлением бизнесом. В 1911 г. Arch Wilkinson Shaw начал преподавать курс Business Policy, в котором представил классу реальные проблемы, с которыми сталкиваются руководители компаний. Этот метод преподавания называют еще методом «проблем». Эти презентации стали первыми примерами кейсового метода обучения в HBS.
2. HBS опубликовала свой первый кейс «The General Shoe Company» в 1921 г. Кейс написан помощником декана Clinton Biddle.
3. Кейсовый метод обучения появился отнюдь не в HBS. Его впервые ввел в практику декан Harvard Law School Christopher Columbus Langdell в 1870 г.
4. Студенты проходят за время обучения в HBS более 500 кейсов, примерно 13-14 кейсов в неделю.
5. Каждый год в HBS создают около 350 кейсов.
6. В среднем на написание одного кейса уходит от 1 до 4 месяцев.
7. В 2008 г. появилось 170 новых глобальных кейсов.
8. В 2008 г. продано 8.240.000 кейсов, в 2007 г. - 7.785.000, в 2006 г. - 7.428.000, в 2005 г. - 6.958.000, в 2004 г. - 6.999.000. Всего за 2004-2008 гг. продано 37.410.000 кейсов.
9. Доходы от продажи кейсов и обучающих материалов (teaching materials) достигли в 2008 г. рекордной суммы в 30 млн. $, в 2007 этот показатель составил 26 млн. $.
10. Чемпионом по обучению кейс-методу в HBS считается ныне покойный профессор Chris Christensen - одна из легенд HBS. C. Christensen возвел этот метод обучения в HBS в ранг искусства. Два главных качества для успешного преподавания кейса в классе - систематическая подготовка и интуиция, т.е. когда и каким образом переходить в кейсе от одного обсуждения к другому. C. Christensen написал сотни кейсов, а также книгу «Education for Judgment: The Artistry of Discussion Leadership and Teaching and the Case Method».
11. В HBS один из профессоров сравнивает кейс-метод с обучением плаванию. На лекции разучивают механизм плавания, теорию, физику и т.д., но Вы так и не побываете в бассейне, пока не закончите институт. В кейсовом методе профессор толкает Вас в бассейн с первого же дня.
12. Проведенный в HBS в начале 2009 г. опрос среди студентов на тему «Насколько эффективно кейсовый метод помогает Вам в учебе?» показывает, что 63.3 % студентов кейсовый метод очень помогает, отчасти - 32.7 % студентов, не очень помогает - 2.7 % и
плохо помогает - 1.3 %.
13. Профессор HBS Tom Piper говорит о кейсах: «Что меня беспокоит - так это коэффициент времени на подготовку кейса к дискуссиям над ним. Раньше было как: кейсы 5-6 стр., 25-30 мин. на подготовку, затем 1 ч. 30 мин. на дискуссии. Теперь, 1 ч. 30 мин. на подготовку, 30 мин. на дискуссии».
14. Как говорят в HBS «правильных ответов на вопросы кейса нет, зато есть не правильные».
15. В среднем кейс содержит около 15 стр.
16. Всего Harvard Business School Publishing содержит более 5000 кейсов.
17. Harvard Business School Publishing разработал специальный сайт для преподавателей, которые используют кейсы в обучении. Его услугами пользуется более 20.000 человек. Только в 2001 фискальном году с сайта было свободно (бесплатно) загружено около 500.000 кейсов.
18. В мае 2008 г. HBS приняла решение изменить дизайн кейсов, чтобы сделать их более изящными, литературными, в яркой обложке и продавать их в качестве книг возле касс в магазинах. Подобные кейсы могут предназначаться, например, для домохозяек. В этой связи, HBS заключила соглашение с популярной романтисткой Даниэлой Стил (Danielle Steele).
19. Поскольку кейсы пишутся внутри бизнес школ, там знают, что по разным причинам в кейс не попало. Так как компании, о которых идет речь в кейсе, подвергают его цензуре.
20. Во время Reunions в HBS проходят занятия по кейсам для детей выпускников HBS от 10 лет и выше «Kids Case Discussions». Дети 10-14 лет посещают полноценный класс, во время которого рассматривается NeoPets сase, дети от 14 лет - класс с IDEO case. Классы ведут действующие профессора HBS. Во время занятия дети рассматривают и участвуют в обсуждении самых настоящих, не упрощенных гарвардских кейсов.
21. В HBS часто случается так, что профессор, который ведет обсуждение кейса в классе, сам является его автором. Также часто бывает, что главный герой кейса непосредственно присутствует в классе при разборе кейса или отвечает в режиме лайв-видео на вопросы студентов и объясняет, какое решение он принял в реальной ситуации.
22. Влюбленная пара Kevin и Abigail из HBS говорят о кейсах: «Мы так были поглощены кейсами, что могли заснуть, говоря о кейсах, могли мечтать о них во сне. В конце концов, мы приняли решение, что перед сном в постели не будет разговоров о кейсах».
23. Кейсовый метод обучения используют в ряде других школ Гарварда - например, в Medical School, Law School и в Kennedy School.