Православное Рождество и Святки. Часть 3.

Jan 13, 2020 06:36

Продолжим..




Тему отправлю к Каталин  paprika_andlife для её ФМ "Пришла Коляда, отворяй ворота!"
Нашлись и прекрасные цитаты отовсюду в одной теме, ниже дам ссылку.


В середине декабря начиналась предпраздничная суета. Огромные цветные шары фонарей, розовых и голубоватых, делали улицы сказочными. Ярко освещенные магазины гостеприимно зазывали на рождественскую распродажу. В их запушенных инеем витринах появлялись куклы, разыгрывающие вечную сцену; Дева Мария, волхвы и белые овечки склонялись над Младенцем в яслях. Иногда куклы "оживали" и давали целые представления, а на тротуарах перед ними скапливалась довольная толпа детей и взрослых.

Анастасия ЦВЕТАЕВА "Воспоминания"

"На прогулках с мадемуазель останавливаемся перед витринами магазинов, игрушечных, писчебумажных, и смотрим на обрамленные искрами морозных узоров предметы, пригодные стать подарками: бумагу для писем с серебристой окантовкой и двумя колокольчиками у левого угла, чернильницы в виде собак, лошадей и кошек, альбомы для стихов и рисования, карандаши в причудливых футлярах, россыпь перочинных ножей''

Александр ВЕРТИНСКИЙ "Дорогой длинною..."

К Рождеству готовились: не только с любовью выбирали подарки, придумывали и шили забавные маскарадные костюмы, но и всей семьей делали елочные украшения. Дети - неисчерпаемые фантазеры - чудо творили из самых обычных вещей. К примеру, выдували из сырого яйца содержимое, на пустой скорлупе рисовали веселую рожицу, надевали сверху бумажный колпачок, снизу гофрированный воротник - и получался клоун. В ход шли также желуди, орехи, шишки, фольга, моточки шерсти, тесто, из которого лепили фигурки людей и животных. Такие самодельные игрушки приносили массу удовольствия всем членам семьи.
С базара приносили ВЫСОКУЮ пышную елку, устанавливали ее в гостиной, и, отогреваясь, она наполняла дом ни с чем не сравнимым запахом хвои, запахом Рождества. Из глубин старого стенного шкафа извлекались вороха пахнущих пылью коробок, полных прошлогодних чудес, шелеста, шуршаний и блеска. И начинали священнодействовать.
Сначала вешали на нее крымские румяные яблочки, потам апельсины и мандарины на красных гарусных нитках, потом золотые и серебряные орехи, потам хлопушки, под самый конец - свечи. Елка стояла нарядная, огромная и была похожа на какую-то древнюю царицу, разубранную в жемчуга и парчу, гордую и прекрасную.

По традиции, пока взрослые украшали елку, дети ждали в другой комнате. Им не разрешалось входить в гостиную, где с самого утра что-то заносили, тихонько постукивая и шурша тонким звуком картонных коробок. Немаленькие сорванцы прекрасно знали, что родители накупили им множество чудесных подарков и сейчас расставляют их под елкой.
Дом был полон шорохов, шелеста, затаенности за закрытыми дверями залы и чуткого прислушивания сверху, из детских комнат, к тому, что делается внизу. В этой таинственности и была главная интрига Рождества. Одним глазком, в приоткрытую дверь, дети видели приготовления к трапезе: раздвинутый на всю длину стол, горы парадных сервизов, перемываемых накануне, стопки отглаженных скатертей и салфеток, десертные китайские тарелочки, слышали звон бокалов и рюмок.
А на кухне, тоже праздничной, добела выскобленной, с новыми рогожками, кухарки с ног сбивались, колдуя над праздничным обедом или, вернее сказать, поздним ужином, потому что в этот день ничего нельзя было есть до вечерней звезды, разве что чайком "побаловаться" с сайкой или маковой подковкой. Но к рождественскому застолью уже тушилось, варилось, жарилось и пеклось всяких вкусностей превеликое множество.

Иван ШМЕЛЕВ "Лето Господне"

"Я украдкой сбегаю в кухню. Какие запахи! Пахнет мясными пирогами, жирными щами, гусем и поросенком с кашей... - пocле поста так сладко. Это густые запахи Рождества, домашние"

Анастасия ЦВЕТАЕВА "Воспоминания"

"Быстрые шаги вверх по лестнице входящей к нам фрейлейн, наскоро поправляемые кружевные воротники, осмотр рук, расчесывание волос, уже спутавшихся, взлетающие на макушке бабочки лент - под топот и летящих и вдруг запинающихся шагов вниз по лестнице - нам навстречу распахиваются двухстворчатые высокие двери... И во всю их сияющею широту, вo всю высь вдруг взлетающей вверх залы, до самого ее потолка, - она! Та, которую тащили, рубили, качали, устанавливали на кресте, окутывая ее зелеными небесами с золотыми бумажными ангелами и звездами. Которую прятали от нас равно с такою же страстью, с какой мы мечтали ее увидеть".

Дети, обомлев от восторга, замирали и смотрели на всё сияющими глазами: словно подарки доброй феи поблескивали в колючих веточках золотые орехи, сахарные петушки и бусинки леденцов; шаловливая обезьянка строила веселые рожицы обсыпанному кусочками слюды Коту в Сапогах; покачивалась на золотой ниточке танцовщица в юбочке из папье-маше; посверкивали десятки маленьких свечек, а на самом верху тускло горела Вифлеемская звезда. Под елкой были разложены подарки, к великому, повторяющемуся каждый год удивлению, - те самые, какие им хотелось. В такие минуты уют родительского дома казался вечным. На душе становилось тепло от счастья и любви к близким.

Цитаты взяты отсюда.
Там же можно посмотреть и открытки и найти другие замечательные темы о наших праздниках.

Когда я выкладывала цитаты и в них промелькнули строчки о том как в семьях готовились к праздникам, своими руками изготавливая игрушки и гирлянды на елку, то сразу вспомнила Толстого А.Н. с его книгой Детство Никиты,
она была всегда любима мною, поэтому я добавлю цитату и из неё тоже.
В ней очень хорошо передается праздничное настроение.))

Так вот, Александра Леонтьевна, что бишь я хотела сказать тебе?.. Да: привезла я целый чемодан разной дребедени для елки… Завтра надо заставить детей клеить.
- А по-моему, - сказала матушка, - надо начать клеить сегодня, иначе всего не успеем.
- Ну, делайте, как хотите. А я пойду письма писать. Спасибо, друг мой, за обед.
Анна Аполлосовна вытерла салфеткой губы, с шумом отодвинула стул и пошла в спальню с намерением писать письма, но через минуту в спальне так страшно затрещали пружины кровати, точно на нее повалился слон.
С большого стола в столовой убрали скатерть. Матушка принесла четыре пары ножниц и стала заваривать крахмал. Делалось это так: из углового шкафчика, где помещалась домашняя аптечка, матушка достала банку с крахмалом, насыпала его не больше чайной ложки в стакан, налила туда же ложки две холодной воды и начала размешивать, покуда из крахмала не получилась кашица. Тогда матушка налила в кашицу из самовара крутого кипятку, все время сильно мешая ложкой, крахмал стал прозрачный, как желе, получился отличный клей.
Мальчики принесли кожаный чемодан Анны Аполлосовны и поставили на стол. Матушка раскрыла его и начала вынимать: листы золотой бумаги, гладкой и с тиснением, листы серебряной, синей, зеленой и оранжевой бумаги, бристольский картон, коробочки со свечками, с елочными подсвечниками, с золотыми рыбками и петушками, коробку с дутыми стеклянными шариками, которые нанизывались на нитку, и коробку с шариками, у которых сверху была серебряная петелька, - с четырех сторон они были вдавлены и другого цвета, затем коробку с хлопушками, пучки золотой и серебряной канители, фонарики с цветными слюдяными окошечками и большую звезду. С каждой новой коробкой дети стонали от восторга.
- Там еще есть хорошие вещи, - сказала матушка, опуская руки в чемодан, - но их мы пока не будем разворачивать. А сейчас давайте клеить.
Виктор взялся клеить цепи, Никита - фунтики для конфет, матушка резала бумагу и картон. Лиля спросила вежливым голосом:
- Тетя Саша, вы позволите мне клеить коробочку?
- Клей, милая, что хочешь.
Дети начали работать молча, дыша носами, вытирая крахмальные руки об одежду. Матушка в это время рассказывала, как в давнишнее время елочных украшений не было и в помине и все приходилось делать самому. Были поэтому такие искусники, что клеили, - она сама это видела, - настоящий замок с башнями, с винтовыми лестницами и подъемными мостами. Перед замком было озеро из зеркала, окруженное мхом. По озеру плыли два лебедя, запряженные в золотую лодочку.
Лиля, слушая, работала тихо и молча, только помогала себе языком в трудные минуты. Никита оставил фунтики и глядел на нее. Матушка в это время вышла. Виктор развешивал аршин десять разноцветных цепей на стульях.
- Что вы клеите? - спросил Никита.
Лиля, не поднимая головы, улыбнулась, вырезала из золотой бумаги звездочку и наклеила ее на синюю крышечку.
- Вам для чего эта коробочка? - вполголоса спросил Никита.
- Это коробочка для кукольных перчаток, - ответила Лиля серьезно, - вы мальчик, вы этого не поймете. - Она подняла голову и поглядела на Никиту синими строгими глазами.
Он начал краснеть все гуще и жарче и, наконец, побагровел.

Ёлка

В гостиную втащили большую мерзлую ёлку. Пахом долго стучал и тесал топором, прилаживая крест. Дерево, наконец, подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком.
От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную вороха цепей и картонки с украшениями, подставили к ёлке стулья и стали ее убирать. Но скоро оказалось, что вещей мало. Пришлось опять сесть клеить фунтики, золотить орехи, привязывать к пряникам и крымским яблокам серебряные веревочки. За этой работой дети просидели весь вечер, покуда Лиля, опустив голову с измятым бантом на локоть, не заснула у стола.
Настал сочельник. ёлку убрали, опутали золотой паутиной, повесили цепи и вставили свечи в цветные защипочки. Когда все было готово, матушка сказала:
- А теперь, дети, уходите, и до вечера в гостиную не заглядывать.
В этот день обедали поздно и наспех, - дети ели только сладкое шарлотку. В доме была суматоха. Мальчики слонялись по дому и ко всем приставали - скоро ли настанет вечер? Даже Аркадий Иванович, надевший черный долгополый сюртук и коробом стоявшую накрахмаленную рубашку, не знал, что ему делать, - ходил от окна к окну и посвистывал. Лиля ушла к матери.
Солнце страшно медленно ползло к земле, розовело, застилалось мглистыми облачками, длиннее становилась лиловая тень от колодца на снегу. Наконец матушка велела идти одеваться. Никита нашел у себя на постели синюю шелковую рубашку, вышитую елочкой по вороту, подолу и рукавам, витой поясок с кистями и бархатные шаровары. Никита оделся и побежал к матушке. Она пригладила ему гребнем волосы на пробор, взяла за плечи, внимательно поглядела в лицо и подвела к большому красного дерева трюмо.
В зеркале Никита увидел нарядного и благонравного мальчика. Неужели это был он?
- Ах, Никита, Никита, - проговорила матушка, целуя его в голову, - если бы ты всегда был таким мальчиком.
Никита на цыпочках вышел в коридор и увидел важно идущую ему навстречу девочку в белом. На ней было пышное платье с кисейными юбочками, большой белый бант в волосах, и шесть пышных локонов с боков ее лица, тоже сейчас неузнаваемого, спускались на худенькие плечи. Подойдя, Лиля с гримаской оглядела Никиту.
- Ты что думал - это привидение, - сказала она, - чего испугался? - и прошла в кабинет и села там с ногами на диван.
Никита тоже вошел за ней и сел на диван, на другой его конец. В комнате горела печь, потрескивали дрова, рассыпались угольками. Красноватым мигающим светом были освещены спинки кожаных кресел, угол золотой рамы на стене, голова Пушкина между шкафами.
Лиля сидела не двигаясь. Было чудесно, когда светом печи освещались ее щека и приподнятый носик. Появился Виктор в синем мундире со светлыми пуговицами и с галунным воротником, таким тесным, что трудно было разговаривать.
Виктор сел в кресло и тоже замолчал. Рядом, в гостиной, было слышно, как матушка и Анна Аполлосовна разворачивали какие-то свертки, что-то ставили на пол и переговаривались вполголоса. Виктор подкрался было к замочной щёлке, но с той стороны щёлка была заложена бумажкой.
Затем в коридоре хлопнула на блоке дверь, послышались голоса и много мелких шагов. Это пришли дети из деревни. Надо было бежать к ним, но Никита не мог пошевелиться. В окне на морозных узорах затеплился голубоватый свет. Лиля проговорила тоненьким голосом:
- Звезда взошла.
И в это время раскрылись двери в кабинет. Дети соскочили с дивана. В гостиной от пола до потолка сияла ёлка множеством, множеством свечей. Она стояла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами. Свет от нее шел густой, теплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками.
Дети стояли неподвижно, потрясенные. В гостиной раскрылись другие двери, и, теснясь к стенке, вошли деревенские мальчики и девочки. Все они были без валенок, в шерстяных чулках, в красных, розовых, желтых рубашках, в желтых, алых, белых платочках.
Тогда матушка заиграла на рояле польку. Играя, обернула к ёлке улыбающееся лицо и запела:
Журавлины долги ноги
Не нашли пути, дороги…

Никита протянул Лиле руку. Она дала ему руку и продолжала глядеть на свечи, в синих глазах ее, в каждом глазу горело по елочке. Дети стояли не двигаясь. Аркадий Иванович подбежал к толпе мальчиков и девочек, схватил за руки и галопом помчался с ними вокруг елки. Полы его сюртука развевались. Бегая, он прихватил еще двоих, потом Никиту, Лилю, Виктора, и, наконец, все дети закружились хороводом вокруг елки.

Уж я золото хороню, хороню,
Уж я серебро хороню, хороню…

запели деревенские.
Никита сорвал с елки хлопушку и разорвал ее, в ней оказался колпак со звездой. Сейчас же захлопали хлопушки, запахло хлопушечным порохом, зашуршали колпаки из папиросной бумаги.
Лиле достался бумажный фартук с карманчиками. Она надела его. Щеки ее разгорелись, как яблоки, губы были измазаны шоколадом. Она все время смеялась, посматривая на огромную куклу, сидящую под елкой на корзинке с кукольным приданым.
Там же под елкой лежали бумажные пакеты с подарками для мальчиков и девочек, завернутые в разноцветные платки. Виктор получил полк солдат с пушками и палатками. Никита - кожаное настоящее седло, уздечку и хлыст.
Теперь было слышно, как щёлкали орехи, хрустела скорлупа под ногами, как дышали дети носами, развязывая пакеты с подарками.
Матушка опять заиграла на рояле, вокруг елки пошел хоровод с песнями, но свечи уже догорали, и Аркадий Иванович, подпрыгивая, тушил их. ёлка тускнела. Матушка закрыла рояль и велела всем идти в столовую пить чай.
Но Аркадий Иванович и тут не успокоился, - устроил цепь и сам впереди, а за ним двадцать пять ребятишек, побежал обходом через коридор в столовую.

И в конце темы я все же выложу сведения о календаре. Пусть сохранится.))

Как известно, в нашей стране церковь в начале 20 века не перешла с Юлианского календаря на новый григорианский, вследствие чего календарь на 13 дней отличается от календаря, используемого остальными христианами. Рождество, как праздник в России, значительно отличается от своего аналога в остальном христианском мире. Изначально Рождественские праздники были связаны со множеством народных обычаев, но они забылись, после того как в 1918 году празднование Рождества было запрещено. Лишь в 1935 году советская власть вновь разрешила ставить и наряжать елки - правда, уже не рождественские, а новогодние. И звезды на верхушке ели стали по-советски пятиконечными. А ранее звезды были семиконечными и символизировали ту самую звезду, которая, согласно Евангелию, привела к только что родившемуся младенцу Христу волхвов. Приблизительно то же самое произошло и с праздниками - Новым годом и Рождеством. Если до 1918 года Рождество отмечалось повсеместно, а Новый год был гораздо менее значимым праздником, то при советской власти они поменялись местами. Советский Союз оказался единственной страной в мире, где Новый год впитал в себя рождественские атрибуты, оставаясь при этом вполне советским праздником. И после дробления Советского Союза обратной трансформации не произошло - Новый год так и остался традиционным семейным праздником, в то время, как праздновать Рождество начала лишь часть населения страны, преимущественно православные верующие. В последние годы, однако, все больше людей посещает в Рождественские праздники церковь, вспоминая религиозный смысл праздника. Сегодня большинство верующих в России отмечает Рождество 7 января (по старому юлианскому календарю), соблюдают предшествующий ему сорокадневный Рождественский пост и приходят в храмы, чтобы присутствовать на всенощном бдении в честь Праздника Рождества Христова. Так, главная рождественская служба в храме Христа Спасителя в Москве в последние годы собирает более 5 тысяч человек ежегодно. Главное богослужение страны возглавляет патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Осталось несколько дней до Крещения.
А у меня и еще одна тема готовится.))
Впереди 3 дня еще, время еще есть её написать..

Рождество, Праздники., традиции, ФМ., Родина., цитаты.

Previous post Next post
Up