Читатели моего блога, вероятно, уже в курсе загадки, над разрешением которой я бьюсь несколько последних недель - я про
поиски участка старинного почтового тракта и вероятном местоположении не сохранившегося деревянного моста через Б. Кинель на этом тракте.
Как вы помните,
в прошлую велопоездку по этим местам я ориентировался на различные данные из разных источников, а самую "свежую" карту, выпущенную в 1919 году (отражает состояние местности на 1918 г), ввиду слишком прямого на ней изображения тракта, я проигнорировал (малиновая прямая), полагая не соответствующей действительности:
В силу разных хозяйственных забот в прошедшие выходные очередная велоэкспедиция всё никак не вытанцовывалась - но среди наших семейных традиций последних почти 10 лет есть одна практически незыблемая - хоть в дождь, хоть в снегопад, хоть в бурю или землетрясение - каждые выходные мы выгуливаем своих псов на природе по часу - по два, а, поскольку велоразведка в прошлый раз показала, что дорога вполне проезжабельна и для автомобиля, то мне показалось разумным совместить приятное с полезным - сиречь, поиски почтовой дороги с обязательствами перед своими четвероногими домочадцами.
Посему, исходя в первую очередь из проезжабельности грунтовок, в субботу мы со обоими зверопотамами отправились гулять к тому месту, которое указывала нам карта 1918 года, попытавшись приблизиться к тракту с северной стороны.
Как видно на наложении карты на спутниковый снимок, немного севернее отмеченного на карте 1918 года тракта, возле его пересечения современной веткой южного обводного железнодорожного пути, находится озеро, вернее, старица - старое заболоченное и не имеющее ныне сообщения с рекой русло Большого Кинеля.
Вот вдоль него мы и прогулялись - 180-градусная панорама этой старицы с Туем на переднем плане (кликабельно):
Судя по карте и данным GPS/ГЛОНАСС в навигаторе, та самая дорога, обозначенная на карте малиновой прямой, проходила в левой трети панорамы - но в прошлый мой визит на эту старицу проехать и даже пройти туда не было никакой возможности ввиду высокого уровня паводковых вод.
Впрочем, вода с тех пор если и упала, то весьма незначительно, и перебраться на тот берег невозможно и теперь - что со всей очевидностью доказал смелый рыжий Туй, отправившись на промер глубин:
А вот дорога на той стороне, как раз там, где нарисована на карте прямая, вполне возможна - во всяком случае, нечто похожее на некую протяженную насыпь на том берегу явно угадывается (кликабельно):
На том берегу видно что-то весьма напоминающее насыпь, как раз совпадающую по месторасположению и направлению с тем, что изображено на карте 1918 года, но попасть туда в субботу мне не удалось.
Посему утром в воскресенье я решил таки продолжить поиски вместе с зверушками по вчерашней схеме, но уже с другой стороны этой лужи.
Грунтовку, ведущую в те края, я на велике проезжал пару недель назад - так что имел все основания полагать, что и моя машина там пройдет.
Решив, что псы возражать против прогулки туда и подавно не будут, заехал по уже известной по велопоездке дороге, только почти перед самой ж/д свернул не налево, а направо, в сторону заветной фиолетовой прямой на карте - впрочем, этот вариант (жирная красная линия) я и ранее предполагал.
Впрочем, далеко уехать не удалось - впереди была явно не проезжабельная для моего пепелаца лужа, а потому решили мы с псами пройтись дальше пешочком:
Рич сходил, промерял глубину и подтвердил - "не проедем" ;)
Решил обойти эту низинку слева, псы ломанулись вперёд разведывать дорогу - но буквально через сотню метров стало ясно, что и тут засада и пока не проехать:
Впрочем, пешком перебраться через лужу сложности не составило ни мне, ни тем более собакам, и мы пошли дальше.
Дорога вполне могла тут проходить - да и сейчас иногда ездят, судя по следам:
Левее, перед "железкой", как и следовало из рассматриваемого на смартфоне космоснимка, оказалось очередное озеро, оно же - кусок старицы:
Но мы, помочив лапы псам в прозрачной водичке, помчались дальше по явным следам, ведущим к точке пересечения линии почтового тракта с железной дорогой - она примерно посередине следующего снимка - Рич точно знает ;):
А вот и насыпь железной дороги чуть левее нашей дороги в прогале меж деревьев показалась - на фоне раскидистого старого дуба, возможно, даже ровесника ведущей нас сегодня карты 1918 года ;))
Трава скрывает множество старых колей - тут явно ездили, и ездили довольно много.
Но вот, судя по данным навигатора, именно этот поворот ведет прямо к скрывающейся метрах в 50 за деревьями насыпи железной дороги - если тут когда и был почтовый тракт, то уходить под более позднюю насыпь он должен именно здесь - по крайней мере, так утверждает карта РККА 1918 года:
Современная же грунтовка поворачивает вправо, и идёт параллельно насыпи железной дороги, ничинающейся прямо за деревьями слева - а справа, метрах в 10-15, тоже за деревьями, скрывается старица, через заливчик которой мы не смогли перебраться в субботу:
Решаю пройтись немного по этой дорожке - что б понять, куда ведёт и нет ли какой трубы под железнодорожной насыпью.
Дорожка идёт прямо у подножия нагромождения камней насыпи, по самой кромке воды старицы - обгоняю где-то застрявшего Рича и снимаю его в сторону, откуда мы пришли:
Старица выглядит весьма живописно:
А вот и следы квадроцикла, показывающие, где можно удобно пересечь насыпь по бетонному довольно пологому откосу:
Псы уже ходят по полотну, поднимаюсь вслед за ними - и вижу, что справа, метрах в 200 из-за поворота идёт поезд.
Быстренько возвращаюсь назад и кликаю собак - похоже, исследование продолжения тракта за насыпью нам придётся отложить - ходить с собаками вдоль железной дороги с то и дело снующими поездами кажется мне не безопасным.
Рич послушно прибегает на зов, Туй так уже давно об ноги трётся, а поезд уже грохочет метрах в 100.
Все на месте, никого не забыли - можно и переждать поезд.
А вот и товарняк:
Псы послушно стоят у меня за спиной и с интересом следят за поездом - а может, вагоны считают ;))
Фотографирую мохнатого на фоне пейзажа - и кличу собак, пора возвращаться.
Ветра нет, потому довольно ощутимо пригревает - и мохнатый пёс предпочитает идти не со мной рядом по дороге, а шлёпать по мелководью, распугивая лягушек и ужей:
Дорога пока что местами сыровата:
Решаю вернуться к той луже, через которую не смогли перебраться в субботу - да и псам надо очередной раз освежиться.
Вот с того берега я снимал вчера - а сегодня мы уже тут ;):
Туй рад промерять брод еще раз - но мельче со вчерашнего дня не стало ;)))
Решаю проверить свою вчерашнюю гипотезу и пройтись по малиновой линии на карте - она идёт здесь параллельно еще одной заросшей тростником старице, вдоль которой шлепает самостоятельный Рич:
Туй же стоит явно на дороге - и дорога эта совершенно совпадает с малиновой линией на карте.
Неужели это он, тот самый почтовый тракт?
Впрочем, ездили тут чуть не везде - линия с карты уходит в левый угол снимка, а вот на горизонте - какие-то насыпи - может, это позиции защитников тракта - чешских легионеров или бойцов Народной Армии КОМУЧа?
Надо проверить - да нам и так в ту сторону надо.
Впрочем, вблизи кучи уже не выглядят похожими на что-то упорядоченное - так что это вроде бы не позиции, кучи больше похожи на отвалы.
Пересекаем явно искусственное сооружение - то ли ров, то ли канал - именно на его берегу находятся эти кучи.
На горизонте справа маячит оставленная нами машина, но мы решили сначала пройтись вдоль предполагаемого тракта, идущего прямо перпендикулярно этому то ли каналу, то ли рву.
По берегам рва растут довольно-таки старые деревья - но наша цель сегодня тракт.
Справа ров, слква тянется старица - ну чем не тракт?
И ведь идет прям точь-в-точь по линии на карте!
Если смотреть в обратном направлении, на железную дорогу - то тоже видны следы дороги - а вот самой "железки" и вовсе не видать за деревьями:
Точно - тракт, ей-богу, это он!
Решаю пройтись еще вдоль линии на карте - пока всё сходится, и даже сейчас тут можно ездить:
Однако чуть дальше линия на карте уходит прямо, пересекая небольшую заросшую деревьями то ли лощинку. то ли очередную старицу, а реальная дорога - уходит от фиолетовой прямой чуть влево:
Но зато выглядит она вполне себе проезжей дорогой
Дальше дорога выходит к Р225, минуя всего один овражек, вернее, углубление очередной заиленной старицы впереди:
В принципе, всё тут уже ясно, и дальше можно не ходить - свистаю собак возвращаться.
На обратном пути фотографирую предполагаемую точку, где расходятся реальная дорога, по которой мы возвращаемся, и нарисованный на карте тракт:
Вновь выходим на фиолетовую линию на карте - тут дорога и правда могла идти практически прямо к самой железной дороге:
В общем, вот трек наших воскресных пеших скитаний:
Не очень понятно?
Не беда - наложим на снимок карту 1918 года, и добавим трек прошлой велопоездки:
Как видим, фиолетовая линия, показывающая трассу почтового тракта по версии карты 1918 года, на значительном участке почти от ж/д и до ухода дороги влево, в сторону Р225, совпадает с нашим треком (синий).
Окончательный ответ даст исследование следов тракта за железной дорогой и возможных остатков моста на берегу Кинеля - теперь именно этот вариант кажется мне довольно перспективным.
Если присмотреться, то на спутниковом снимке (точка 1) вроде бы даже прослеживается некая прямая, совпадающая с линией на карте и ведущая прямо к берегу Б.Кинеля...
Но - не будем гадать, надо сгонять туда на велике в очередную экспедицию, да проверить на местности ;)