Люди издавна путешествовали по земле, прокладывая сначала тропы, затем караванные пути и скотопрогонные тракты, сменившиеся во времена Екатерины Великой казёнными почтовыми трактами, а уже в наше время - железными и шоссейными дорогами.
На выбор маршрутов всегда влияли объективные факторы в виде рельефа местности, рек, ручьёв, бродов и перевалов, а затем - и сооруженных руками человека мостов, путепроводов и туннелей.
Помимо объективных факторов, на выбор пути влияли и факторы технологические - но, как гласит довольно избитая шутка (отчасти основанная на совершенно реальных событиях) - диаметр твердотопливных ускорителей американских "Шаттлов" был предопределен еще во времена Римской Империи шириной идущих параллельно лошадиных задов римских квадриг ;)))
Так и в наших краях выбор нитки той или иной дороги зачастую складывался исторически задолго до появления паровозов, автомобилей и дорог с твёрдым покрытием - но тем не менее, нюансы в этом деле есть, и именно ими вызвано отклонение некоторых ныне существуюзих дорог от исторических - а где есть отклонение, там и появляются заброшенные и ныне позабытые участки некогда оживленных магистралей.
Вот истории некоторых из них - а именно, скотопрогонных и почтовых трактов, проходящих мимо Кинеля, в котором я живу, я и хочу сегодня посвятить своё исследование.
Начнем с карт - например, небезызвестной
карты Стрельбицкого:
Дорога, ведущая из Самары через Смышляевку, пригород Алексеевск и с. Бобровка - это
Оренбургский почтовый тракт:
Оренбургский почтовый тракт - дорога между Симбирском и через переправу в Самару на левый берег Волги, проходит по территории Самарской луки.
Оренбургский почтовый тракт был создан в XVIII веке в связи с началом деятельности в Оренбурге почтовой службы. Строилась дорога там, где проходил казачий тракт, скотопрогонные и торговые дороги, проложенные кочевниками. Тракт считался самым крупным для того времени. Ширина от 200 до 300 метров, протяжённость 320 км. На всем протяжении были установлены каменные верстовые столбы, на перекрёстках - указатели, так называемые «руки», через примерно 25 км выкопаны государственные колодцы (некоторые до сих пор действуют).
Тракт был для Самарской луки и губернии в целом - транзитным и представлял собой главную дорогу. Связывал между собой Москву и восточные провинции империи.
Этот же тракт изображен на
Карте Самарской губернии 1864 года - на ней же мы видим, что на этом тракте был обозначен мост через Большой Кинель:
Список населенных мест Самарской Губернии за 1900 год описывает этот тракт следующим образом:
Как видим, мост через Большой Кинель должен был быть деревянным.
Военно-Статистическое Обозрение Российской Империи (том 5, часть 3, Самарская губерния), изданное в 1855 году, гласит:
Вся сѣть, проведенныхъ по Самарской губ., дорогъ раздѣляется на четыре разряда путей:
1) почтовые трактовые,
2) проселочные, или сельскіе,
3) солевозныи и
4) скотопрогонные, они же и торговые пути.
Первые есть продолженіе главныхъ трактовъ, идущихъ изъ столицъ въ Оренбургъ и Уфу...
Проселочныя, или сельскія, дороги проложены предпочтительно отъ г. Самары, какъ находящагося на главномъ трактѣ изъ Москвы въ Оренбургъ и при томъ какъ отъ самой значптельной прнстани на Волгѣ вь этомъ краѣ; просёлочныя дороги проходятъ ко всѣмь тѣмь селеніямь изъ которыхъ сбывается хлѣбъ къ Самарской и Болаковской пристанямъ, во всѣ станы, окружныя и волостныя нравленія и приказы удѣльнаго вѣдомства, къ Сергіевскимъ мпнеральнымъ водамъ, въ г. г. Ставрополь, Николаевскъ, Ново-Узенскъ и, въ прямомъ направленіи , въ г. г. Бугульму и Бугурусланъ, независимо отъ почтоваго тракта, идущаго черезъ г. Бузулукъ.
Также эти дороги проведены изъ всѣхъ означеыныхъ городовь и главныхъ сельскнхъ складовъ хлѣбной торговли къ пристанямь на Волгѣ.
Солевозныи тракть проложенъ оть Эльтонскаго солянаго озера къ Покровской слободѣ , находящейся на луговомъ берегу Волги, противъ г. Саратова;
наконецъ скотопрогонные пути съ давнихъ временъ проторены кочевками Татаръ, Башкиръ и Киргизовь; по нимъ проходили прежде караваны изъ Россіи въ разныя части Средней Азіи, а въ послѣдствіи стали Ѣздить скотопромышленники, для закупки, у кочевыхь народовь, обитавшіихъ на степяхъ, по обЬимъ сторонамъ р. Урала, разнаго скота, который по этимъ же дорогамъ и перегоняли въ Россію, что производится и до настоящаго времени.
На рѣчкахъ Кинелѣ и Самарѣ сообщеніе также прекращается во время напора льда, но не надолго.
Въ Самарскомъ уѣздѣ, у г. Самары, мостъ черезъ р. Самару на плашкотахъ, а весной перевозъ и, въ Алексѣевскомъ пригѳродѣ, мостъ черезъ Квнель и перевозъ черезъ него, въ вешнее половодьѣ.
Сверхъ тѳго, ва всѣхъ проселочныхъ и скотопрогонныхъ дорогахъ построены, черезъ пересѣкающія ихъ рѣки и ручьи -мосты и гати, а весной учреждены перевозы.
Список населенных мест Самарской Губернии за 1900 год обозначает эту часть тракта как скотопрогонную дорогу:
Въ историческомъ отношеніи, замѣчателенъ первоначальвый путь, проведенный нервыми поселенцами въ этой странѣ, сзадв вала, устроеннагѳ непрерывною линіею для эащиты части нынѣшнихъ Самарскаго и Ставропольскаго уѣзд. отъ хищвическихъ набѣговъ Башкиръ и Киргизѳвъ. Теперь эта дорога оставлена и почти незамѣтно слѣдовъ ее; только пѳлуразрушенный валъ указываетъ первоначальноё ея направленіе Валъ бывшей за-Камской линіи идетъ отъ эаштат. г. Сергіевска; или отъ устья р. Сургута въ Сокъ, на с. КраснЬій-Яръ, почти параллельно лѣвому берёгу р; Сока, направляясь на югъ и доходя до пригорода Алексѣевска, или къ устью р. Кинеля въ Самару. Землянои валъ этотъ имѣетъ высоты отъ 7 до 8 фут. , и толстоты отъ 6 до 9 Футовъ; крона бруствера 4-5 фут.; глубина рва, проходящаго съ восточной его стороны, доходитъ до сажени; нынѣ крутости вала, эскарпа и контръ-эскарпа совсѣмъ обсыпались и завалили ровъ такъ, что въ иныхъ мѣстахъ онъ сровнялся съ горизонтомъ. На 130 верст по длинѣ своей, валъ этотъ имѣетъ до 180 исходящихъ угловъ, или батарей, служившихъ для фланговой обороны.
Мост был совершенно определённо - теперь нам осталось выяснить, где именно.
Вновь обратимся к картам.
Фрагмент карты Самарской Губернии за 1900 год издания Ильина:
Из приведенного фрагмента карты можно сделать два вывода:
- на карте изображена старая железнодорожная ветка, разобранная в 1915 году
- Мост на почтовом/скотопрогонном тракте находился существенно ниже по течению р. Б.Кинель
Но вот где именно?
Ответ попробуем найти на
карте, выпущенной в 1919 году и отображающей состояние местности в Самарской губернии на 1918 год.
Увеличенный фрагмент интересующего нас участка приведён ниже - видна действующая на тот момент железнодорожная ветка, совпадающая с современной, и недействующая старая, уже без рельсового пути, отмеченная как ряд выемок.
А ниже - искомая нами почтовая дорога - выходит, что мост на ней - уже третий по счету через Б. Кинель:
Лично меня смущает нитка почтового тракта, состоящая из отрезков прямых - ну не может быть такого, просто в принципе не может быть, особенно учитывая рельеф местности.
Верней, может быть только зимой.
Очень похоже, что почтовый тракт изображен слишком схематично.
Так как же шел этот тракт?
Обратимся к американской карте 1950-х, собранная из нескольких попавших в руки американцам карт, в основном дореволюционных и потому нам интересных - тут мы видим все три дороги, пересекающие Большой Кинель в разных местах - старая ветка железной дороги с старым мостом, взорванным чехословаками в 1918 году и не восстановленном, новая ветка от 1915 года с новым мостом, также взорванном в 18-м и воссстановленном в марте 1919 года, и почтовую дорогу со своим, третьим, мостом:
Примерно там же позиционирует пересечение трактом реки и
План Генерального Межевания Самарского уезда Самарской губернии - где-то неподалеку от Самаро-Кинельской стрелки
Потратив несколько часов в один из вечеров, таки удаётся привязать карту РККА 1918 года к местности:
На карте отмечены основные линейные ориентиры:
старая железнодорожная ветка - красным
современное шоссе - желтым
исторический вал - зеленым
почтовый тракт - малиновым
грунтовая дорога, идущая из Алексеевки в Белозёрки - синим
современная железнодорожная линия, построенная в 1915 году - белая линия
Исследование спутниковых снимков высокого разрешения и выезд на местность дают однозначный вердикт - на карте 1918 года почтовый тракт изображен весьма схематично.
Казаввшийся перспективным прямой путь (малиновая линия) мог быть разве что зимником - ибо изначально выглядящий вот так:
... буквально через несколько десятков метров он упирается в явно видную со спутника старицу - и никаких признаков хоть когда-то существовавшего здесь моста:
А ведь до самого Кинеля отсюда еже не одна сотня метров.
Проверив несколько вариантов и накладывая полученные нарисованные по ним треки друг на друга, прихожу к выводу, что наиболее перспективная нитка старой почтовой дороги на фоне карты 1918 года должна была выглядеть вот так (жирная красная линия):
Окончательный ответ даст новый выезд на местность.
Он же. возможно, и принесет какие-либо признаки оборонительных сооружений Народной Армии - этот мост тоже кто-то должен был прикрывать в октябре 1918 г.
Stay Tuned, продолжение следует!