Те из вас, кто застал СССР и кому случалось бывать на крупных советских реках, наверняка помнят скоростные суда на подводных крыльях.
Волжские (и не только волжские) просторы рассекали белоснежные красавцы «Ракеты», «Метеоры» и «Кометы».
Эти суда на подводных крыльях (СПК) стали самым массовым речным транспортом в СССР и быстро завоевали популярность благодаря своей скорости - в среднем суда этого класса шли со скоростью около 60 км/час, позволяя быстро добраться из, например, Куйбышева в Ульяновск.
Типичнейший вид с Волги в те времена обязательно включал в себя одно из скоростных судов, которые в день делали несколько рейсов, и переплывая Волгу на байдарке в середине 1980-х, приходилось вертеть головой постоянно и на все 360 градусов, особенно тщательно высматривая скоростные суда на подводных крыльях.
У причала куйбышевского речного вокзала нередко можно было увидеть сразу несколько "Метеоров" и даже "Комету"...
Нередки были и "Ракеты" с "Восходами", и так продолжалось до конца 1990-х...
СПК "Метеор" был достаточно крупным теплоходом:
Пассажировместимость 78-123 человек (в зависимости от модификации)
В те времена мы с друзьями несколько раз добирались до Ширяево на этих просторных скоростных судах, одним из преимуществ которых являлось панорамное остекление переднего пассажирского салона, позволявшее наслаждаться видами, открывающимися перед судном:
Примерно такого же класса, как и речной "Метеор", была и морская "Комета", на которой мы с Виталей как-то раз вместе с велосипедами добирались из Морского в Феодосию.
"Комета", внешне весьма похожая на "Метеор", была на крыльях выше своего речного собрата, и отличало ее наличие на крыше двух выхлопных труб, высокой мачты и более крупного "балкона" на корме, на котором отлично поместились наши рюкзаки и велосипеды, да и ехать на кормовой палубе было интереснее, чем в застекленном салоне ;).
Этот слайд с отходящей "Кометой" я снял в Крыму в 1987 году:
Судакская крепость на фоне кормового стабилизатора соседней "Кометы", слайд того же 1987 года:
Затем ресурс имевшегося советского еще парка скоростных судов постепенно заканчивался, и судов на подводных крыльях с каждой навигацией становилось все меньше. К 2015 году у нас в Самаре и вовсе остался один "Восход" с бортовым номером 08...
В июле 2015 года я видел этот "Восход" на причале самарского речного вокзала:
Теплоход "Восход" был значительно меньше своих старших братьев "Метеор" и "Комета":
Двигатель: 12-цилиндровый двигатель М401
Скорость: 60 км/час
Пассажировместимость: 71 человек
Класс речного регистра и район плавания: «О». Внутригородские и пригородные линии.
В июле 2016 года "Восход" столкнулся с катером, и попал в ремонт.
В следующем году
этот "Восход" то и дело попадал в ремонты, но, тем не менее, СПК по Волге ходили по мере того, как пароходству удавалось отремонтировать капризничающий дизель.
И вот в этом году в Самаре появилось первое российское судно на подводных крыльях -
Скоростное судно на подводных крыльях "Валдай 45Р" прибыло в Самару в мае 2022 года:
Судоходная компания "Волга-Трэвэл" приняла в Самаре первое в регионе речное пассажирское судно на подводных крыльях "Валдай 45Р", сообщили в министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области. Оно прибыло из Нижнего Новгорода, где его собрали в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева.
В начале августа этого года таких судов стало в Самаре два:
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) поставила 1 августа в Самару еще одно скоростное судно на подводных крыльях «Валдай». Оно будет использоваться для пассажирских перевозок и речных прогулок по Волге, сообщает Telegram-канал компании.
Пассажировместимость новых российских СПК стала существенно ниже, чем у старых советских ""Комет", "Метеоров" и даже "Восходов" - всего 45 человек, но благодаря импортной силовой установке (вот такое у нас сейчас специфическое "импортозамещение") само судно стало более тихим и комфортным, в чем я лично смог убедиться не ранее чем вчера, прокатившись на "Вапдае" до Ширяево и обратно.
Надо заметить, что ввиду установившейся жары популярность скоростных рейсов в Ширяево в выходные такова, что уже во вторник я не смог купить билетов на сайте "Волга-Трэвэл" на 11-часовой рейс в Ширяево на субботу - пришлось брать билеты на воскресенье.
Впрочем, на нашем рейсе все же осталась пара-тройка свободных мест, которые смогли занять те, кто пришел прямо к отплытию и дожидался возможности купить билет на борту в порядке живой очереди.
Ну довольно слов - смотрите фотографии ;)
Салон вполне себе удобный - мягкие "самолетные" кресла по три с каждой стороны прохода, ремни безопасности, между первыми двумя рядами есть даже столики
Впрочем, позарившись на первый ряд, я малость прогадал - ибо именно этот ряд расположен спиной по ходу движения - мне-то, в принципе, все равно, но вдруг корму принципиально ;)
"Валдай" отходит от причала и довольно долго идет тихим ходом, отдаляясь от причала - но вот Самарский речной порт позади, и капитан плавно дает полный ход - в иллюминаторе пелена брызг смещается к корме ;)
Судно идёт на крыльях довольно плавно, слегка раскачиваясь - впрочем, и волны-то вчера никакой практически не было:
В салоне кондиционер, потому жара переносится нормально, несмотря на отсутствие ветерка, которого все же не хватает для ощущения скорости - впрочем, приложение на смартфоне говорит, что она в пределах 60-65 км/час.
Не прошло и 40 минут - и вот мы уже пролетаем мимо горы Верблюд - до Ширяево остается всего ничего...
Кому из пассажиров захочется купить обратный билет - могут перейти на сайт судовладельца прямо из салона СПК ;)
А я вам хотел показать багажные полки - рюкзачок на 35 литров поместился запросто ;)
Для тех, кто, как и я при покупке билетов на сайте, не удосужится найти там схему размещения кресел - подсказочка ;):
Но вот 45 минут плавания (или полета ;) позади, и мы швартуемся к пристани Ширяево.
"Валдай" имеет две посадочных площадки - одна низкая, над передним крылом, и вторая - через крышу, высокая - как раз такая оказалась нужна на пристани Ширяево.
35 километров "Валдай" преодолел за 45 минут - неплохой результат, если вы торопитесь и не готовы плыть в Ширяево на "Москве" почти три часа...
Немного технической информации:
«ВАЛДАЙ 45Р»Речное судно на подводных крыльях
Тип судна:
Речное мелкосидящее СПК, пассажирское, бескоечное.
Назначение судна:
Скоростная перевозка пассажиров (до 45 человек) в салонах, оборудованных креслами в светлое время суток в районах с умеренным климатом в бассейнах разряда «Р».
Длина габаритная, м 21,3
Ширина габаритная, м 5,2
Высота габаритная (от уровня воды) при ходе на крыльях, м 6,3
Осадка габаритная на плаву, м 1,1
Водоизмещение полное, т 21,4
Пассажировместимость, чел 45
Экипаж, чел 2
Скорость хода, км/ч 65
Дальность хода в полном водоизмещении по запасам топлива, км 400
Автономность плавания (продолжительность одного рейса), час 8
Главная энергетическая установка D2842LE410 «MAN», Германия
Мощность ГД максимальная, кВт 809
Мощность ГД на эксплуатационной скорости, кВт 610
Расход топлива на эксплуатационной скорости, кг/час 108,0
Фотография капитанской рубки с
сайта ЦКБ СПК :
На этом пока всё - нам путешествие понравилось, как и "Валдай".