Начну со старинного советского анекдота:
В деревню приезжает лектор, на клубе появляется афиша "Практическое руководство по любви со слайдами".
Естественно, задолго до назначенного часа в сельский клуб набивается все наличное деревенское население, не исключая бабу Нюру, помнящую еще Александра-Освободителя.
Подростки "до 16-ти" висят на окрестных деревьях, заглядывая в окна.
Выходит лектор профессорского вида, в бородке и очках, начинает лекцию, все ерзают в ожидании показа слайдов.
Лектор - "Бывает любовь обыкновенная - между мужчиной и женщиной..."
Зал робко - "Слайды! Слайды!"
Лектор - "Не торопитесь, бывает любовь голубая - между мужчиной и мужчиной..."
Зал уже громче - "Слайды! Слайды!"
Лектор - "Подождите, бывает еще любовь розовая - между женщиной и женщиной..."
Зал, сатанея, скандирует - "Слайды! Слайды!"
Лектор - "Секунду!
А бывает еще любовь к Родине...
А ВОТ ТЕПЕРЬ СЛАЙДЫ!"
Сегодняшний мой пост - о когда-то весьма популярных, а ныне ушедших в прошлое форматах хранения и способах демонстрации визуальной информации - о слайдах.
Все студенческие летние каникулы
я проводил в стройотрядах, где, помимо работы от зари до зари и практически без выходных, для иных занятий времени практически не оставалось, а после окончания института в 1986 году все свои первые инженерские зарплаты я потратил на приобретение велосипеда, байдарки, палатки и прочего туристического снаряжения, увлекшись самодеятельным туризмом.
В серьёзные категорийные водные походы фотоаппарата я не брал - тащить на себе надо было много, и потому тогда среди самодеятельных тургрупп было принято назначать штатного фотографа, фотоаппарат и принадлежности которого включались в вес общегруппового снаряжения, а потому групповой фотограф делал фотографии и слайды для отчета о походе и на всех участников группы.
По этой причине почти все сюжеты для съёмок были расписаны заранее - контрольные точки маршрута, на фоне которых должна была позировать группа, препятствия ...
их преодоление экипажами судов...
разного рода примечательные места маршрута - например, вот этот десятиметровый водопад на реке Урик в Восточных Саянах...,
... для съёмки общего плана которого фотографу пришлось даже взобраться на соседнюю гору...
несколько бытовых сцен - например, ловля хариусов...,
поломки/починки и т.п. нештатные ситуации:
Весь процесс выбора сюжетов и съёмки проходил мимо меня и без моего участия, однако наблюдение со стороны за процессом и его результатами дали мне кое-какой опыт и понимание того, что и как надо снимать, что бы потом об этом было интересно не только рассказывать, но и смотреть и слушать.
Параллельно с категорийным водным туризмом я увлекся походами выходного дня, в которые отправлялся практически каждые выходные, то на байдарке, то на велосипеде, а иной раз и просто пешком.
Тогда же я вспомнил и об
отцовском фотоаппарате "Киев-4", но вместо того, что б делать популярные тогда черно-белые фотографии, увлекся съёмкой слайдов, благо к тому времени в СССР появилась цветная обращаемая
фотопленка ORWOCHROM, а служба быта стала предоставлять услуги по её проявке, тем самым существенно упростив "порог вхождения" - для съёмки слайдов теперь не нужно было приобретать кучу реактивов, бачков, термометров и прочего химического геморроя для цветного фотопроцесса - эту работу за фотолюбителя стали делать за вполне вменяемые деньги в службах быта специально обученные люди.
В то время показ слайдов стал чрезвычайно популярен как мощное дополнительное визуальное средство при проведении различного рода лекций, особенно на входивших в моду дискотеках - диджеи сопровождали свои рассказы о различных исполнителях и группах аудиорядом из композиций тех или иных поп- или рок-групп, а в качестве визуального ряда обычно демонстрировались переснятые на слайды обложки альбомов или фотографии из зарубежных музыкальных журналов.
Такая форма подачи материала использовалась также и многими самодеятельными туристами при отчетах о походах в турклубах.
Этот приём - сопровождение рассказа показом слайдов - понравился мне, и я решил активно его использовать для иллюстрации собственных походов и покатушек.
Фотографии или те же слайды в те времена старались снимать в стиле "я на фоне Пушкина", "мы с друзьями" и т.п. - именно в таком стиле стал снимать свои первые слайды и я...
Однако я понимал, что для сопровождения более или менее связного рассказа слайдами требовались совсем иные сюжеты, в том числе снимаемые как от лица самого рассказчика, так и от третьего лица.
С очередной зарплаты был приобретен достаточно простенький, но с довольно мощной лампой, слайд-проектор (см. первое фото поста), и я начал опыты ;)
Первым путешествием, о котором мне удалось снять логически более или менее связанный слайд-рассказ, оказался наш
внезапный вояж в Бухару и Самарканд с Виталей Мечиком в ноябре 1986 года.
Уже тогда, во время всего-то трехдневного вояжа, стало понятно, что основная проблема - это "вилы" между желанием снять как можно больше интересного, попавшегося на глаза, и весьма ограниченным количеством пленки, часть которой необходимо было держать про запас на случай непредвиденных красивостей или крутого поворота сюжета ;).
Прежде всего мне стало ясно, что съёмка должна была происходить по какому-то логически завершенному сценарию - впрочем, сама задача туристического похода или даже однодневной покатушки значительно процесс сочинения сценария упрощала - ведь рассказ предполагался о путешествии, его целях, увиденных красотах и пережитых приключениях - соответственно, именно это и надо было снимать.
С достопримечательностями всё было просто и очевидно - увидел, выбрал ракурс, снял...
... но съёмка лишь их одних делала будущий рассказ слишком сухим и более похожим на милицейский протокол, а не на связное повествование ;)
Посему было решено, что достопримечательности следует разбавлять портретами участников похода, причем на фоне используемого снаряжения или тех же достопримечательностей.
Этот слайд одновременно показывает и участника покатушки, и рассказывает о нашем тогдашнем снаряжении - моей гордости,
самолично сконструированном и пошитом велорюкзаке, и знаменитом Виталином самодельном багажнике из куска толстой фанеры и алюминиевых трубок:
Конструкция была настолько мощная, что совершенно свободно позволяла с комфортом на нем разместиться для отдыха или ожидания "Кометы", на которой мы планировали уехать в Феодосию:
Поскольку предполагалось, что у будущих зрителей наших слайд-фильмов вполне закономерно возникнет интерес не только к самим поездкам и достопримечательностям, но и к тому. как мы решали те или иные логистические и бытовые вопросы, то мы старались освещать и эти моменты наших путешествий, тем более, что мы с каждым разом учитывали накапливавшийся опыт и меняли снаряжение на все более и более удобное, на наш взгляд, а богатый опыт перевозки велосипедов в плацкартных вагонах поезда позволял обойтись минимальным уровнем демонтажа велосипеда с использованием минимума чехлов, закрывавших только цепную передачу.
Если в нашу первую веловылазку в Крым летом 1987 года мы ехали с обычными абалаковскими рюкзаками, примотанными к багажникам, то уже к следующему вояжу в Крым я сшил уже упоминавшийся велорюкзак, который благодаря встроенной подвесной системе одевался за плечи, тогда как в освободившихся руках я нес велосипед.
К третьей поездке в Крым я сшил еще один велокзак, для брата, в конструкции которого были учтены выявленные недостатки первой конструкции.
На этом слайде вы можете видеть одновременно и Виталин багажник, и оба велорюкзака моего изготовления - второй был пошит значительно более вместительным, ведь в Крым мы планировали брать и здоровенный
20-кратный бинокль БПЦ 20х60 в чехле, и ласты с масками ;)
Несомненно удачной находкой явились 2 двухлитровых пластиковых канистры, одну из которых вы можете увидеть на слайде ниже:
Одну канистру мы использовали для питьевой воды, а во второй возили бензин для примуса, алюминиевый бокс-котелок которого стоит рядом с палаткой на следующем слайде.
Эту палатку где-то купил по случаю Виталий Мечик, и благодаря ее компактности, небольшому весу и возможности поставить её даже на каменной плите, примотав 2 растяжки к булыжникам, она была неизменным спутником всех наших велопоходов - Виталий, даже если не мог сам в них участвовать, великодушно выдавал нам ее напрокат.
Отличными сюжетами для эпизодов нашего слайд-рассказа всегда служили разного рода препятствия, которые мы с честью преодолевали ;)
Отдельного упоминания всегда удостаивались участки, которые мы преодолевали, ведя своих стальных коней в поводу:
Разумеется. любые нестандартные решения тоже запечатлевались для потомков - например, вот этот случай, когда Виталий приехал на Грушинский фестиваль 1988 года на велике, а мы приплыли туда на байдарке, однако обратно в Самару решили плыть все вместе, поместив Виталин пепелац в наш двухместный "Таймень", носивший гордое имя "Наяда" ;)
Никогда мы не упускали случая и просто подурачиться, прокатившись, например, по полосе прибоя на велосипеде в ластах и маске для подводного плавания ;)
Аналогичный приём мы использовали, когда однажды отправились в пригородный лес, что бы зажарить целиком тушу барана на вертеле - несмотря на то, что баран получился местами не прожаренный, мы получили ценный опыт, а зрители - прикольный слайд ;)
По возможности я старался фотографировать природные красоты с привязкой к местности, в качестве которой отлично годились различного рода дорожные указатели и стелы.
Одним из очевидных ограничений будущего слайд-фильма - а именно-так я видел себе формат своего будущего повествования - являлось количество кадров в приобретенных пленках - учитывая, что обычно одна достаточно недешевая обратимая пленка вмещала 32 кадра, а бюджет позволял брать в поход их 2, 3 или в крайнем случае 4, то с учетом возможного технического брака и количества рамок для слайда в одной упаковке (50 шт.) продолжительность моего слайд-фильма получалась либо 50, либо 100 кадров, в которые я и старался вместить все повествование, примерно поделив количество кадров на количество дней похода ;).
Посему иной день можно было себе позволить поснимать себя, мужественно преодолевающего небольшой подъёмчик, ввиду однообразия окружающих ландшафтов...
... а иногда внезапная остановка для починки сломавшегося велосипеда подкидывала неожиданный сюжет, никак не планировавшийся в первоначальном сценарии, на который нужно было выделить несколько внеплановых кадров:
Благодаря Виталию и его гитаре наши слайд-фильмы, которые мы показывали в кругу старых и новых друзей, сопровождались не только авторским текстом, но и подходящими к тому или иному случаю музыкальными темами ;)
Таки образом и сложился стиль, которым я до сих пор пользуюсь при написании постов в этом блоге, разве что вместо слайдов теперь цифровые фотографии, а вместо рассказчика - набранный на компьютере текст ;)