Я буду долго гнать велосипед...
(с)
А.Барыкин В последнее время стало модно расписывать жизнь в СССР - кто-то ищет там сплошной позитив, кто-то - напротив, видит один негатив.
На самом деле жизнь в СССР была как зебра - были как плюсы относительно нынешней действительности, так и жирные минусы.
Я не преследую цели давать оценки тем или иным сторонам советского образа жизни - тут у каждого своя шкала ценностей - а просто расскажу о некоторых нюансах, испытанных на собственной шкуре, и как мы тогда из этих нюансов выпутывались.
Возвращаясь к теме, заданной в заголовке, скажу так - самодеятельных туристов во времена СССР, особенно позднего, было много, а вот хорошего и высокотехнологичного снаряжения для занятия туризмом - было, наоборот, чрезвычайно мало или такового не было вовсе.
Не вырабатывала таких вещей советская лёгкая промышленность - и всё тут.
Есть вот в ассортименте "рюкзак туристический" - и будьте любезны, не выпендривайтесь и наслаждайтесь.
Потому, если у кого и было что-то из снаряжения современного, высокотехнологичного, удобного и отвечающего веяниям времени - то это был либо импорт (в исчезающе малом меньшинстве - ибо где его взять в большинстве своём "невыездным" туристам с оборонных заводов и НИИ?), либо "самопал".
Вот за "самопал" мы и поговорим сегодня ;)
"Настоящий" самодеятельный турист-походник в СССР должен был уметь многое.
Как минимум - уметь шить.
Шить рюкзаки, штормовки, анораки, штаны-самосбросы, беседки, обвязки, спасательные жилеты, кепки, панамы, куртки, и т.д., и т.п.
Шили из старых парашютов, капрона, авизента, ткани "500" и "1000", палаточной ткани или вообще любой другой, которую удавалось "достать".
За основу обычно брались либо увиденные где-то образцы изделий западной "фирмЫ", специализирующейся на выпуске спортивного и туристического инвентаря, одежды и оборудования, либо те же изделия (что чаще), увиденные на фотографиях в каких-либо передаваемых из рук в руки каталогах, проспектах или журналах.
Были и умельцы, конструирующие свои собственные идеальные рюкзаки, штаны или палатки - к таким умельцам зачастую записывались в очередь те. у кого или руки не из того места росли, или были "лишние" деньги, но не было времени.
После того, как я купил после окончания института велосипед "Турист" и скатался на нём в несколько ПВД и небольшой поход по Крыму, передо мной в полный рост встал вопрос, в чём перевозить свой нехитрый велотуристский скарб - поначалу я пользовался тем, что имелось в наличии - сиречь, промышленно выпускавшимся тогда в СССР брезентовым рюкзаком системы
Виталия Абалакова, изобретённым этим выдающимся советским альпинистом еще в 1930-х, и брезентовой же 4-местной палаткой весом килограммов под 8:
Этот рюкзак вполне устраивал меня в лыжных пробегах километров на 20-25:
... и даже в длительных пеших забросках по Саянским горам в походах водных (я с моим верным "абалаковым" - слева):
Однако, как вы понимаете, для велосипедного туризма, которым я тогда увлёкся, это снаряжение подходило крайне мало - палатка была чертовки тяжелой и громоздкой, а от рюкзака сильно уставала спина, да и и устойчивость системы "я и велосипед" резко снижалась ввиду высоко расположенного центра тяжести и большой парусности "абалакова".
Потому перед вторым нашим велопоходом в Крым, куда мы с братом собрались в августе 1988 года, я всерьёз задумался о велорюкзаке.
О велорюкзаках из прочтённой книжки о самодеятельном велотуризме, которую я одолжил у кого-то из знакомых, я тогда знал только то, что назывался он "штаны", и, подобно штанам, "сажался верхом" на велобагажник.
Остальные познания ограничивались впечатлениями от увиденных издалека "штанах" на багажниках группы каких-то велоиностранцев во время первой поездки по Крыму.
Остальное я решил додумать сам - выучился же я на авиастроителя, что ж, какого-то паршивого четвырнадцать лет велорюкзака не смогу сконструировать, что ли? ;))
Сказано - сделано, и для начала я начал формулировать свои требования к велорюкзаку для велопоходов по Крыму ;)
1. Поскольку дорога до Крыма дальняя, а способ ее преодоления был уже опробован на практике - велосипеды перевозились со снятыми колёсами на третьих полках плацкартного вагона, куда они отлично помещались поперёк в количестве двух штук на плацкартный отсек, то рюкзак должен был трансформироваться так, что бы его было удобно переносить, неся в руках разобранный велосипед - с тем. что бы попасть в вагон со всем своим багажом быстро и за один проход - иначе проводница успевала опомниться и пыталась "не пущать" :))). В нашем же случае к моменту её появления велики уже лежали на третьей полке, а мы уже распаковывали рюкзаки, доставая неизменную советскую варёную курицу ;))
Единственное разумное решение, которое напрашивалось в данном случае - мой велорюкзак должен был, как самый обычный рюкзак, надеваться на плечи и помещаться за спиной, имея при этом габариты, не мешающие проходить, неся в руках велосипед со снятыми и примотанными сбоку рамы колёсами, по коридорам и тамбурам вагона.
При этом мне хотелось бы, что бы оная трансформация производилась в обе стороны (транспортное и походное) за минимально разумное время, и, по возможности, не требовала полностью разгружать рюкзак.
Опять таки - лямки для переноски на спине должны были быть удобными, не натирающими плечи, и в рабочем положении не болтающимися где попало.
2. Исходя из того, что часть объема поклажи в процессе движения будет расходоваться (все продукты предполагалось везти с собой - СССР же, в первом попавшемся магазине что надо не купишь), да и использовать его я планировал в разных по требованиям к объему снаряжения походах - рюкзак должен был иметь регулируемый объём. Эта задача решалась и вовсе просто - по примеру "абалаковского" рюкзака можно было снабдить его боковой шнуровкой.
3. Поскольку велопоход подразумевает, в частности, возможность попасть под ливень - как минимум верхняя часть рюкзака должна была быть непромокаемой.
4. Мой опыт походов показал, что рюкзак должен иметь несколько приличного размера карманов с быстрым доступом к ним - для всякой постоянно или внезапно необходимой мелочи - ремнабора, например, или карт/компаса.
5. В наиболее быстродоступном с седла месте должен был быть большой карман для фотокамеры. Я решил, что это будет большущий карман на крышке рюкзака.
6. Рюкзак должен хорошо держать форму, воспринимать нагрузки от веса поклажи и передавать их на багажник и части рамы велосипеда, иметь надёжные и в то же время быстросъёмные и быстрозастёгивающиеся крепления, надёжно фиксирующие его к раме и багажнику велосипеда и не допускающие его болтанки и смещения.
7. Габариты и форма рюкзака должны, во-первых, вмещать стандартный набор моего снаряжения ("пенку" для сна, палатку, спальник, примус, запас бензина и воды в 2л канистрах, еду на несколько дней, смену одежды лёгкой и утеплённой, фотокамеру и КЛМН (кружку-ложку-миску-нож), котелок.
8. Опыт первого велопохода по Крыму показал, что велорюкзак обязательно должен иметь тубус, позволяющий кратковременно существенно увеличить объём рюкзака без потери его прочих качеств - для транспортировки до места ночёвки фруктов (в том числе арбузов), и прочих ништяков, кои по дороге попадаются ;))
9. Крышка рюкзака должна быть на молнии, открывающейся в обе стороны двумя замками - это быстро, прочно, достаточно герметично и эстетично.
10. На внутренней поверхности крышки-клапана рюкзака должен быть карман для документов, внутри рюкзака - потайной карман на молнии для самого ценного.
Вам не показалось, что в этом списке как минимум несколько взаимоисключающих требований? ;))
И тем не менее, я умудрился все их вместить в мою конструкцию, которая медленно созревала у меня в голове ;))
Начал я с макета, сооруженного из ватмана в натуральную величину - это позволило подобрать размеры и углы всех компонентов, подогнав их прямо по раме и багажнику.
На макете же было размечено и положение силовых элементов, которые предполагалось изготовить из капроновой ленты, нашитой на ткань рюкзака в местах соприкосновения оной с элементами багажника и рамы.
За минимальную ширину нижней части рюкзака была принята ширина складной "пенки" для сна - её же в количестве 2 штук я планировал использовать как элемент жесткости.
Соответственно, минимальная высота "штанов" рюкзака также определялась высотой этого коврика из "пенки".
В самый низ рюкзака, после того, как поверх пары ковриков из "пенки" ложился сложенный буквой П спальник, должно было помещаться по паре стандартных банок тушёнки ;))
Макет был склеен, и на нём же опытным путём была выбрана точка подвеса плечевых ремней в ЦТ системы.
После корректировки размеров макета путём натурных испытаний на наличие свободных зазоров между элементами рюкзака и моими пятками и задницей при посадке/слезании с велосипеда и во время движения, а также примерной прикидке, как будет висеть на спине рюкзак в транспортном положении, макет был разрезан по швам, и на основе его элементов была сделана выкройка (разумеется, с добавлением припусков на швы ;))
Вот вам для наглядности рисунок того, как я себе видел и как затем реализовал в брезенте идеальный по моим тогдашним представлениям велорюкзак:
В качестве основного материала для пошива моего супервелорюкзака был взят брезентовый тубус от байдарки, в котором в стоке должны были переноситься все алюминиевые её части - но, поскольку байдарку я таскал практически всегда в одно лицо, то упаковывал её целиком (и еще кучу барахла в придачу) в стоковый рюкзак для байдарочной шкуры - а тубус был пожертвован на велорюкзак ;))
Этого брезента хватило ровно на сами "штаны" - а карманы и крышку-клапан я выкроил из синей, похожей на тонкий брезент, ткани, которую удалось найти в магазине "Ткани".
На тубус пошла зеленая подкладочная ткань из отреза, выданного отцу то ли на китель, то ли на шинель, "молнии", кольца для замков и капроновые ремни нашлись в магазине "1000 мелочей", а пеноплен для накладок под плечевые ремни я и вовсе нашел где-то на помойке ;))
Далее в дело вступила мамина ножная швейная машинка подольского завода, которая неплохо справилась с брезентом ;))
Ведь советский турист, как говаривал Кот Матроскин -
Я еще и вышивать могу, и на машинке тоже... (с)
Получившийся рюкзак выглядел вот так (
слайд из велопохода по Южному Уралу 1990 г.) - видно, что стандартного объёма с застегнутой "молнией" на крышке мне не хватило, и для увеличения объема был использован тубус:
Верхняя крышка-клапан была сшита из тройного слоя синей тряпки, между которыми для непромокаемости был вшит кусок полиэтилена, узлы крепления плечевых ремней и ремней-ручек были пришиты внутри накладных боковых карманов и усилены кусками толстого брезента, ремни-стяжки для крепления крышки при заполненном и стянутом вверху шнуром тубусе также были вшиты внутрь задних накладных карманов.
В результате все транспортировочные ремни и лямки в походном положении прятались в карманах и совершенно не мешались.
В транспортном положении обе "штанины" рюкзака состёгивались между собой молнией, и получившийся немного трапециевидный рюкзак мог переноситься как за плечами, оставляя свободными обе руки, так и как большая сумка за две прочные ручки из капроновых строп, которые доставались из боковых карманов.
В походном положении с заполненным на четверть "ништяками" тубусом рюкзак крепился капроновыми стропами с пряжками в 4 точках к нижним перьям рамы и в одной точке - к подседельной трубе, и выглядел вот так:
Данная конструкция была испытана во время нашего с братом крымского велопохода вдоль всего ЮБК и показала себя отлично, выявленные мелкие недочёты были учтены по приезду в конструкции второго рюкзака такой же конструкции - разве что крышку у него мы сделали не плоской, как у первой модели, а перевёрнутым "корытцем" для облегчения закрывания и увеличения объёма барахла под крышкой ;).
Внутренняя часть "штанов" в точке соприкосновения с гайкой крепления заднего колеса усилили накладкой из кожи, которую мы отрезали от голенищ старых отцовских яловых офицерских сапог - и на этом я посчитал, что конструкция достигла идеала ;))
К третьему нашему крымскому вояжу пара рюкзаков моей конструкции и изготовления позволила нам с братом увезти с комфортом не только всё самое необходимое, но и пару масок с трубками, пару ласт и
20-кратный бинокль БПЦ 20х60 с его штатным футляром-чемоданом ;))
Рюкзак верой и правдой отслужил мне несколько лет - вот он в походе на Южный Урал в 1990 году, когда мы пытались проехать по узкоколейке Катав-Ивановский завод - Верхнеаршинский рудник:
Потом родилась дочь, рюкзак долго использовал мой братец, потом он подарил его кому-то, и следы моей суперконструкции затерялись в веках ;)
P.S.
Сорри за качество иллюстраций - всё никак не соберусь нормально отсканировать слайды, а с экрана проектора - вот так ;))