В живописном парке Панфиловцев (до революции - Пушкинском парке) в самом центре Алматы расположилось уникальное архитектурное строение - Вознесенский Кафедральный собор (он же - собор Зенкова, до революции - Туркестанский Кафедральный собор).
Этот исторический памятник считается одной из главных достопримечательностей города.
Инициаторами постройки храма выступили епископы Туркестана и Ташкента в самом начале XIX столетия.
В 1903 году проект утвердили, и с 1904 по 1907 год шло строительство собора.
Руководил всеми работами
Андрей Павлович Зенков.
С 1927 по 1994 год в здании собора находился Центральный Музей Казахстана.
Колокольня собора использовалась для организации первых радиопередач в Алма-Ате.
В 1995 году власти Республики Казахстан приняли решение вернуть строению религиозную значимость, здание передали в бессрочное и безвозмездное пользование РПЦ, и после реставрационных работ в соборе снова стали проводиться православные богослужения.
Я застал собор в лесах - сейчас проводятся реставрационные работы на фасаде здания.
Что б вы представили себе собор во всей красе - придётся показать вам чужое фото ;)
Поскольку во время моего визита собор был в лесах -
Фото из Википедии, Автор: Roman Plischke Руководитель строительства собора - А. П. Зенков - был одним из основоположников сейсмостойкого строительства.
Построенные им здания, в том числе Вознесенский кафедральный собор (проект П. Гурде и А. Зенкова, архитекторы К. Борисоглебский и С. Тропаревский, роспись иконостаса - художник Н. Хлудов), выстояли во время сильнейшего Верненского землетрясения, которое произошло 4 января 1911 года в 4 часа 25 минут (23 декабря 1910 по старому стилю).
Это же землетрясение иногда называют
Кеминским - по расположению эпицентра в долине реки Чон-Кемин.
А. П. Зенков писал "При грандиозной высоте, собор представлял гибкую конструкцию.
Колокольня гнулась и качалась, как вершина высокого дерева, и работала, как гибкий брус".
Отличительной чертой этого деревянного строения является то, что оно было возведено по уникальной старинной технологии - практически без гвоздей, только с использованием подвижных металлических скоб для скрепления балок.
Пятиглавый и трехпридельный собор с пристроенной колокольней вошел в восьмерку самых высоких зданий мира, полностью возведенных из дерева.
Вознесенский собор является уникальным архитектурным сооружением.
Это самый высокий в мире православный деревянный храм.
Высшая точка на верхнем конце креста на главном куполе составляет 39,64 м, то же самое на верхушке колокольни - 46м.
Вместительность - 1,8 тысяч человек.
Знаменитый русский талантливый художник и иконописец Н. Г. Хлудов трудился над внутренним убранством храма. Десятки святых ликов украшали интерьер собора. Лепнины и кованые украшения, сделанные мастерами, дополняли красоту этого святого места. Золоченые купола с крестами заиграли на солнце, и храм стал заметен издалека.
О том, как собор пережил землетрясение 1911 года, пишет в своём блоге
viktorshestakov:
....после катастрофы 1887 года в городе долго работала специальная комиссия знаменитого геолога Мушкетова, что дало толчок появлению сейсмологической науки в российской империи. По результатам работы комиссии верненский архитектор Андрей Зенков предложил свою технологию спасения зданий. По его проекту вокруг здания выкапывалась траншея заполнявшаяся сыпучим и вязким материалом (опилки, стружки, песок). Так создавалось пространство смягчающее удар земной мощи.
Андрей Павлович Зенков вспоминал:
«Услышал гул, затем вместе со стулом оказался на полу.
Стены трещат, стекла лопаются, со стен картины валятся, штукатурка сыплется!
Выбежав на улицу, понял, что началось землетрясение, падая, побежал к собору!
Подбежал на площадь парка, увидел собор целым и от радости плакал, смеялся и кричал: «Ура-а! Победа, ребята!».
А потом выяснилось, что в эту ночь к собору сбежались почти все его строители.
Кафедральный собор, высотой в 56 метров с крестами, выдержал землетрясение, более чем в 9 баллов».
О мощи и последствиях землетрясения в Верном вы можете судить по фотографиям Абрама Лейбина из поста
viktorshestakov:
фото из поста
Катастрофа в Верном viktorshestakov:
Гигантские трещины буквально порвали землю, в некоторых местах создав разрывы и уступы на несколько метров:
фото из поста
Катастрофа в Верном viktorshestakov:
А вот творение А.П. Зенкова устояло!
Раз уж мне не удалось показать вам этот замечательный собор во всей красе снаружи - то постараюсь восполнить этот недостаток, показав вам его интерьеры - в отличие от многих и многих иных православных культовых сооружений, в которых мне доводилось бывать, в Вознесенском соборе снимать запрещено только во время проведения богослужений.
Восьмигранный барабан главного купола собора, с сожалению, с зашитыми на время реставрационных работ окнами, а потому снимок несколько темноват - но, тем не менее, кое-что видно ;)
Царские врата и иконостас работы
Н. Хлудова.
Центральный придел Туркестанского собора был освящен в память праздника Вознесения Господня:
Северный придел был освящен в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, которых принято было считать покровителями Семиречья:
Фрагмент этого же придела - Богоматерь
Оранта:
Живший на территории современной Турции Святитель Николай Мирликийский, он же - Никола, известен также на Западе как Санта Клаус, а в бывшем СССР - как Дед Мороз ;):
Он же - крупным планом:
Иконостас центрального придела достаточно богато расписан и декорирован:
Список Владимирской Богоматери с богато украшенным окладом - как минимум сусальное золото, горячая эмаль, рубины, аметисты, изумруды и мелкие бриллианты детектед ;)
На иконе - реликварии в виде звёзд с частицами мощей святых и иными реликвиями.
Южный придел - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы:
В соборе сохранились фрагменты первоначального пола:
Теперь вы в курсе, как выглядит изнутри крупнейший православный деревянный сеймостойкий храм - согласитесь, если бы я вам не сказал, что он - полностью из дерева, вы бы никогда не догадались ;)
Источники:
Кафедральный Собор ЗенковаВикипедия Катастрофа в Верном - пост
viktorshestakovВоскресенский Кафедральный собор города Алматы Фото, авторство которых не указано явно - мои собственные.