3 января 1911 года сильнейшее землетрясение разрушает город Верный (современная Алма-Ата) в Туркестане. Сила подземного толчка в городе Верном (составила 9-10 баллов и привела к значительным разрушениям и человеческим жертвам. Землетрясение еще называют Кеминским по названию эпицентра - долины реки Чон-Кемин.
Российская еженедельная политическая и общественная газета «Родина» в 1911 году писала:
«Перед самым великим праздником Рождества Христова Среднюю Азию постигло бедствие - ужасное землетрясение в Гималаях, захватившее и юго-восточную часть наших среднеазиатских владений. 22-го декабря, в начале пятого часа утра, почувствовались сильные подземные толчки, ощущавшиеся в целом ряде городов: Верном, Ташкенте, Пржевальске, Чимкенте, Новой Бухаре и других.
Сила землетрясения доходила до восьми баллов. Особенно пострадали от землетрясения Верный и Пржевальск. В Верном нет ни одного неповрежденного здания: глинобитные разрушены до основания, каменные получили трещины, а некоторых из них выпали стены, вследствие чего они стали негодны для жилья, в деревянных домах осыпалась штукатурка, упали карнизы, обрушились трубы, выпали зимние рамы. Внутри попадали шкафы, буфеты, стенные лампы, зеркала, разбита посуда. В бакалейных магазинах и в аптеках - груды обломков. Во всех церквах кресты частью сломаны, частью согнуты».
Город уже пережил страшное землетрясение 1887 года, когда город был тоже значительно разрушен, однако зимнее испытание 1911 года сопровождалось не только толчками, но и раздвижением земной поверхности, из-за чего образовывались огромные трещины, поглощавшие и людей и животных и строения.
Газеты отмечали: «9/10 печей топить нельзя. Мороз ночью достигает 10 град. Лишенные крова размещены в училищах и казармах, но, из боязни повторения землетрясения, проводят ночи вне зданий. В северо-восточной части станицы Алматинской, смежной с городом, образовались глубокие трещины, опускания, поднятия почвы и сдвиги с выступлением воды, разрушившие даже небольшие дома. На правом берегу реки Алматинки, ниже города, произошли оползни.
На вершинах Алматинского пика наблюдаются сбросы к северу громадных скал, покрывших ледники и снежные поля черными пятнами. В горных ущельях к западу и востоку от меридиана Верного большими обвалами, по словам спасшихся киргиз, засыпано много людей и скота. Получены сведения о разрушениях в Токмаке, Пишпеке, Буамском ущелье и западной части северного берега Иссык-Куля.
В окрестностях Верного убитых киргиз насчитывают десятками. В Токмаке убито 11, в Буамском ущелье - 20 человек. В самом Верном убитых обнаружено пока 40 и до 400 раненых. Организована помощь пострадавшим. Войска принимают живое участие в раскопках и снабжают пострадавших горячей пищей».
Несмотря на мощность землетрясения, число жертв было сравнительно невелико, так как оно произошло в негустонаселённой горной местности, где люди, в основном, селились в лёгких юртах. По сведениям геолога Карла Ивановича Богдановича, в результате землетрясения было убито 452 и ранено 740 человек, разрушено 1094 дома и 4545 юрт, также умерло около 13 000 голов скота.
В актах оценочной комиссии приводятся немного другие цифры: число полностью разрушенных жилых домов составило 616, требующих капитального ремонта - 301, домов с более лёгкими повреждениями фундаментов, печей и штукатурки - 1010, разрушенных торговых помещений и складов - 121, повреждённых - 397, нежилых разрушенных построек - 3000, повреждённых - 2000. В некоторых участках города образовались глубокие разрывы почвы в виде трещин, достигавших 1 метра в ширину и 5 метров в глубину. Всего погибших насчитывалось 390 человек, при этом только 44 из них - в самом городе Верном.
Примечательно, что после катастрофы 1887 года в городе долго работала специальная комиссия знаменитого геолога Мушкетова, что дало толчок появлению сейсмологической науки в российской империи. По результатам работы комиссии верненский архитектор Андрей Зенков предложил свою технологию спасения зданий. По его проекту вокруг здания выкапывалась траншея заполнявшаяся сыпучим и вязким материалом (опилки, стружки, песок). Так создавалось пространство смягчающее удар земной мощи.
Андрей Павлович Зенков вспоминал: «Услышал гул, затем вместе со стулом оказался на полу. Стены трещат, стекла лопаются, со стен картины валятся, штукатурка сыплется! Выбежав на улицу, понял, что началось землетрясение, падая, побежал к собору! Подбежал на площадь парка, увидел собор целым и от радости плакал, смеялся и кричал: «Ура-а! Победа, ребята!».
А потом выяснилось, что в эту ночь к собору сбежались почти все его строители. Кафедральный собор, высотой в 56 метров с крестами, выдержал землетрясение, более чем в 9 баллов». Стоит заметить, что собор стоит на своем месте до сих пор.
P.S. Большинство фотографий сделаны Абрамом Лейбиным.