Начало
здесь. Предыдущая
здесь.
В отличие от Титаника, к которому на помощь фактически пришла только одна "Карпатия", на подмогу пассажирам Лузитании пришло множество судов, в основном рыболовецких. Но при опросах выживших пассажиров выяснилось, что многие совершенно не помнят подробностей спасения. А некоторые вообще пришли в сознание только через пару дней уже в больничной койке.
Одной из тех, кому посчастливилось спастись, была Маргарет Макворт. «Я внезапно ощутила воду вокруг себя и пришла в ужас при мысли о том, что оказалась запертой в каком-то замкнутом пространстве, наполняющемся водой, - вспоминала она позже. - Я довольно долго плыла под водой, а когда наконец выбралась на поверхность, то сначала наглоталась воды, пока не пришла в себя и не догадалась закрыть рот. Я была практически без сознания, однако мне удалось вцепиться в [спасательную] шлюпку, которую я увидела прямо перед собой, и уже не отпускать ее... Спустя какое-то время, все еще находясь в воде, я снова потеряла сознание. Следующее, что помню, - это то, что лежу на палубе Bluebell и вижу над собой склонившегося моряка... В общей сложности я пробыла в воде два с половиной часа».
Тем не менее, мне бы хотелось про спасателей на корабле и вне его рассказать побольше.
Команда «Лузитании» предприняла героические усилия по спуску на воду спасательных шлюпок, но судно получило слишком большой крен на правый борт, что не позволило спустить шлюпки с левого борта. Шлюпбалки отказывались функционировать, тросы застревали, ограничительные цепи срывались, и неуправляемые шлюпки разбивались вдребезги о борт судна, не успевая достичь воды. Несколько шлюпок врезались прямо в ожидающих пассажиров, некоторые из них были убиты на месте, многие покалечены. Еще одна шлюпка, заполненная до предела женщинами и детьми, опрокинулась и повисла вертикально, в море попадали все, кто в ней находился. В возникшем хаосе был отдан приказ: шлюпки людьми больше не загружать.
Один импульсивный американец Исаак Леманн выхватил свой пистолет и приказал ответственному за эту работу офицеру продолжать. Офицер не стал спорить - загрузка шлюпки возобновилась, а когда ее спускали на воду, она разлетелась на куски. Со шлюпками на правом борту дела обстояли не лучше. Они раскачивались и отклонялись слишком далеко от корпуса судна, сверху на них падали обломки корабля. В конечном итоге из 48 спасательных шлюпок только 6 дошли до Куинстауна (все эти шлюпки были спущены с правого борта).
На Лузитании были спасательные плоты, но для их сборки нужно было около получаса, так что они совсем не помогли.
Пассажиры и команда были в невероятном смятении. Из 2400 спасательных нагрудников пассажирам было роздано не более пятисот, команда толком не знала, где они хранились. Записаны случаи, когда члены экипажа пытались указать, что спасательный пояс надет неправильно, но люди убегали в ужасе, думая, что его хотят отобрать.
Спасательные работы были плохо организованы. Но, тем не менее, 764 человека спаслись. Если говорить цифрами, то спаслись 41% мужчин и 36% женщин из команды, 38.8% мужчин и 38.6% женщин из пассажиров. Детей спасли 27.1% (59 человек до 17 лет включительно, но большинство намного младше, 8 не достигли 3 лет. Самому младшему выжившему было 2 месяца). Лично для меня эти цифры показатель того, что организаторы спасения хоть и были застигнуты врасплох, но всё же довольно честно распределили шансы на спасение. Если сравнить с тем же Титаником, то там уцелело 20 % всех взрослых мужчин и 74 % всех взрослых женщин. Из детей выжило 56 (чуть больше половины всех детей).
Спасательные шлюпки с Лузитании на приколе в Куинстауне.
Переданный в эфир SOS был принят радиостанциями на побережье Ирландии и судами, находившимися поблизости. На помощь пошли американский танкер «Наррагансет», английские пароходы «Этониан» и «Сити оф Эксетер», английский крейсер «Джуно», которым командовал адмирал Худ. Но всем этим судам не пришлось дойти до места, указанного в сигнале бедствия: появились немецкие подводные лодки, и спасатели предпочли удалиться. (тем не менее, в списке спасённых есть 4 человека, которые попали на Джуно - тут мои источники противоречат друг другу).
Несмотря на близость Лузитании к берегу, корабли находившиеся в гавани, не поспешили на помощь тонущему лайнеру. Только несколько небольших рыбацких шхун, находившихся поблизости, пришли на помощь потерпевшим крушение. Но они были очень медленными и у большинства заняло около 2 часов, чтобы добраться до места трагедии.
Большую часть оставшихся в живых подобрала флотилия небольших судов, вышедших на помощь из Кинсэйла и Куинстауна.
Самые крепкие нервы оказались у капитана греческого грузового парохода «
Катрина», который, не обращая внимания на видневшиеся из воды перископы, спас 52 человек из нескольких шлюпок «Лузитании». Настоящими спасателями явились рыбаки с побережья Ирландии и несколько буксиров. Траулеры «Индиана эмпайр» и «Колк» спасли 200 человек, буксир «Стормкок» - 160, буксир «Флайинг» - 100, мотобот «Элизабет» - 79 человек. Остальные были сняты со шлюпок рыболовными ботами.
Вот какое драматическое описание места гибели «Лузитания» дал пассажир судна Missanbie, которое пришло сюда 24 часа спустя. «Боже мой, какая трагедия здесь разыгралась... Эти спасательные шлюпки: В одной из них лежали пара ботинок и шляпа: Разборные лодки: Некоторые без бортов. А вот весло: Вельботы, перевернутые кверху килем: Тело человека со спасательным жилетом, соскользнувшим на шею. Буквально в 20 футах от нас на поверхности воды покачиваются ничем не покрытые людские головы - это какой-то ужас в солнечном свете. Вода практически неподвижна. Безмолвие. Пронзительное безмолвие:» Предельно сжатый комментарий дал еще один оставшийся в живых, доктор Пэйдж. «Не спрашивайте меня об этом, - сказал он. - Я не буду говорить, даже если вы пообещаете мне по гинее за слово».
Место трагедии в представлении художника Уильяма Лайонела Уайли - картина "След "Лузитании""
Выжившие и тела погибших были доставлены в Куинстаун.
Двое мужчин выгружают ящики с телами со спасательного судна
Консул Фрост, потрясенный увиденным, докладывал: «Этой ночью при свете газовых фонарей мы увидели жуткую череду спасательных судов, выгружающих живых и мертвых. Суда начали подходить около 8 часов и продолжали прибывать с небольшими интервалами почти до 11 часов ночи. Судно за судном появлялось из темноты, и временами можно было различить два или три из них, ожидающих своей очереди в облачной ночи, чтобы выгрузить покрытых синяками содрогающихся женщин, искалеченных и полуодетых мужчин, маленьких детей с широко открытыми глазами, число которых было незначительным...»
Продолжение в
следующем посте