Лайнер "Лузитания". Часть 1. Постройка.

Nov 11, 2013 22:42

Так уж случилось, что именно этот лайнер сыграл в истории моей семьи очень важную роль. Поэтому не удивительно, что мне весьма интересна информация о нём. Поскольку сведений и фотографий много, то попробую разбить историю на несколько частей, пока не знаю на сколько.

А начнём, конечно, с начала - а именно с постройки. Моя особая благодарность ЖЖ-пользователю masterok, который фокусировался на этом вопросе. Благодарю его за этот и этот посты.

Постройка больших и быстроходных трансатлантических лайнеров заранее предусматривала несколько кораблей, поскольку компания «Кунард Лайн» планировала полностью закрыть регулярное сообщение по маршруту Великобритания-США, а конкретнее Ливерпуль-Нью-Йорк собственными судами таким образом, чтобы каждую неделю отправлять на другую сторону Атлантики пассажиров (и туда, и обратно), которые через неделю же прибудут в порт назначения. Для этого им необходимо было как минимум два судна, хотя потом оказалось, что двух недостаточно, но это уже тема для другой истории.

Подразумевая некоторую серийность этого изделия (если можно изделием назвать огромный океанский лайнер), проектировщик «Кунард Лайн» Леонард Пескетт создал проект, а после и большую модель предполагаемых судов к 1902 году. Проект и модель были трёхтрубными, но через два года были задуманы дополнительные котлы и для вывода их выхлопов добавили четвёртую трубу.

Строительство «Лузитании» и операционные затраты субсидировались Британским правительством, с условием, что судно в случае необходимости могло быть преобразовано в вооружённый вспомогательный крейсер, что впоследствии сыграло некоторую роль в судьбе лайнера.

В контракте, заключенном на постройку двух лайнеров, названных впоследствии «Мавританией» и «Лузитанией» (1907), правительство брало на себя обязательство оплатить фирме «Кунард лайн» постройку двух судов, если их строительная стоимость не будет превышать 2600 тысяч фунтов стерлингов. Помимо быстроходности (скорость не менее 24,5 узла), «Лузитания» и «Мавритания» должны были удовлетворять следующим условиям: на лайнерах в случае необходимости должны быть установлено двенадцать 6-дюймовых скорострельных пушек; машинное отделение должно быть расположено ниже ватерлинии и защищено по бортам угольными бункерами. И - главное: ни один из руководящих постов компании «Кунард лайн» не могли занимать иностранные подданные.

Закладка киля


Киль "Лузитании" заложили на верфи шотландской судостроительной компании «Джон Браун и К°» в Клайдбэнке под номером 367 16 июня 1904 года.

Лузитания на стапелях. Видны винты правого борта






Наиболее значительным новшеством, внедренным на «Лузитании», была замена обычных поршневых машин паровыми турбинами.

Опытной базой турбинной силовой установки будущих лайнеров послужило судно "Кармания", на которое установили оную в 1905 года для определения целесообразности использования такой технологии.

Лайнер имел четыре турбины и четыре гребных винта. Крайние винты приводились во вращение двумя турбинами высокого давления, средние - двумя турбинами низкого давления. Благодаря этим гигантским турбинам общей мощностью 70 тысяч лошадиных сил «Лузитания» развивала скорость в 25 узлов.

Спуск на воду 7 июня 1906 года


7 июня 1906 года состоялась грандиозная церемония спуска. Крёстной корабля стала Мэри, Леди Инверклайд - женой Джеймса Бёрнса, 3-го барона Инверклайд.

Как писала газета «Дейли Мейл», «ни на одном спуске коммерческого судна не присутствовало так много морских специалистов. Они прибыли со всех концов Англии и из колоний. Много ученых и конструкторов, работающих в области гражданского и военного судостроения, прибыло из Франции, Германии, Италии, Японии и России».

Двадцать тысяч человек явились свидетелями инженерного чуда, когда махина, весящая шестьдесят тонн, сошла в воду за… 28 секунд.

7 июля 1907 года Лузитания совершила пробный рейс вокруг Ирландии.

С 27 июля 1907 года начались предварительные и формальные испытания «Лузитании». Инженеры-судостроители и представители «Кунард Лайн» обнаружили, что высокая скорость вызывала сильную вибрацию в корпусе, поэтому пришлось произвести упрочнение корпуса. После этих модификаций судно было передано «Кунард Лайн» через год, 26 августа.

7 сентября будущая "умница и красавица" впервые отправилась через Атлантику. Маршрут пролегал от Ливерпуля с заходом в Куинстаун и далее в Нью-Йорк.

Прибывающую в Нью-Йорк в первый раз "Лузитанию" приветствуют с временного флагштока Зингер-билдинг, на то время самого высокого здания в мире.


На пересечение Атлантики Лузитании потребовалось чуть больше пяти суток. Рекорд не получился, потому что из пяти суток трое над Атлантикой стоял густой туман, но опытные кораблестроители и моряки высоко оценили новый шедевр Кунарда. Журнал «Марин Энджинир» по поводу этого лайнера писал:

«Для пассажиров всех классов Лузитания предлагает максимум роскоши и комфорта. В этом плавучем отеле предусмотрено все, что может быть во дворце или даже в двух соединенных между собой дворцах.

Из сотен пассажиров, которые приняли участие в первом рейсе Лузитании, многие ли смогут честно сказать, что они когда-либо путешествовали в столь роскошных условиях? Пожалуй, можно утверждать, что пассажиры всех классов, даже самых дешевых, наслаждались доселе невиданным уровнем комфорта».

«Лузитания» могла похвастать и другими новшествами, например, электрическим управлением рулевого устройства, дистанционным закрытием водонепроницаемых дверей, автоматической пожарной сигнализацией и электроприводом шлюпбалок для быстрого спуска спасательных шлюпок. «Лузитания», имея двойное дно и надежные водонепроницаемые отсеки, считалась непотопляемой...

Лузитания в Нью-Йорке после своего первого плавания (13-е сентября 1907 г.)




Уже во втором рейсе Лузитания установила рекорд Голубой ленты, впервые преодолев дистанцию менее чем за пять суток и развив среднерейсовую скорость 24 уз. Среди свидетелей этого феноменального успеха были четыре немецких инженера, которые весь рейс делали какие-то записи, фотографировали и снимали на кинопленку все, что представляло хоть малейший интерес. Все эти материалы впоследствии были использованы при создании новых германских исполинов.

И действительно, Лузитания вызвала самое пристальное внимание со стороны специалистов: это был первый крупный лайнер с паротурбинной установкой, первый лайнер с четырьмя гребными винтами, первый трансатлантик, пересекший Атлантику за пять суток, и первый пароход, который развивал средне рейсовую скорость 25 уз.

Кстати, своё самое быстрое путешествие на запад «Лузитания» совершила со средней скоростью в 25,85 узлов (47,87 км/ч) в 1909 году.

Лузитания на пирсе Челси в 1910 году


Джон Грей. "Прибытие Лузитании"



Впереди Лузитанию ожидала бурная и плодотворная жизнь, но об этом позже.

Продолжение здесь

Родословная, Моё, Интересное, Лузитания, Семейные места, Транспорт

Previous post Next post
Up