В ходе краткой дискуссии в комментариях к
предыдущей публикации выяснилось, что имеется недопонимание относительно предмета, которому она была посвящена. Действительно, я долго не мог даже подобрать нужное название для публикации - посвящена ли она именно государству, или посвящена нации. И действительно ли идет речь об их «силе». Во всяком случае, я вкладывал в публикацию несколько иной смысл, однако мне так и не удалось подобрать нужной терминологии, которая бы позволила точно выразить суть. После некоторых размышлений, я пришел к выводу, что в русском языке вообще отсутствует требуемое понятие. Не говоря уже о том, чтобы данная тема поднималась кем-либо ранее. Поэтому я решил восполнить данный пробел.
Говоря о государстве и о нации традиционно принято разделять данные понятия. В то же время, очевидно, что данные понятия в той или иной мере связаны между собой. Тем не менее, данное разделение порождает многочисленные споры в среде политизированных граждан, пытающихся определить, какое из этих двух понятий первично и более приоритетно. Именно с этим связано разделение на патриотов и националистов. Патриотам традиционно пеняют за абстрактную любовь к Родине, будь она даже на 100% заселена, например, этническими китайцами (разумеется, в таком случае Россия Россией являться уже не будет). С другой стороны, националисты в своей риторике доходят до ненависти к собственному государству (а порой, и к стране) и призывают к его уничтожению.
Мое мнение, что не правы обе стороны. В действительности, и государство, и нация могут рассматриваться в качестве своего рода «ипостасей» одной и той же сущности, физически проявляющей себя в виде государственных границ и населения, традиционно проживающего в этих пределах. Но описание данной сущности не было бы полным, если не принять в расчет третий составной компонент - культурную матрицу, носителем которой является упомянутое население. Таким образом, описываемая метафизическая сущность, является своеобразным аналогом христианской Троицы, и имеет три «ипостаси» - государство (Бог-Отец), народ (Бог-Сын), духовность (Святой Дух).
Для описанной сущности не существует названия. Поэтому я решил ввести в оборот собственный термин - нациум. Данное название выбрано по той причине, что, на мой взгляд, первостепенным компонентом в рассмотренной выше триаде все-таки является народ (что в ряде случаев является синонимом слова «нация»), в то время, как государство может меняться и даже исчезать с политической карты, а культурная матрица склонна к эволюции. Впрочем, если читатели моего блога предложат более звучный и емкий вариант, то я буду только рад.
Таким образом:
Нациум - абстрактная сущность, проявляющая себя в виде трех «ипостасей»: государство, народ, духовность.
Возвращаясь к
предыдущей публикации, то с учетом введенной терминологии, речь в ней шла о силе нациума. В этом случае, территория государства и безопасность (военная, промышленная и продовольственная) являются характеристиками первой «ипостаси» (нациум-государства), численность и здоровья населения - нациум-народа, и духовно-интеллектуальное состояние общества - нациум-духовности. И целью деятельности представителей нациума, прежде всего в лице его руководства, должна быть максимизация упомянутых показателей, увеличение силы нациума, повышения его потенциала. Напротив, призывы к уменьшению какого-либо одного из этих показателей или реальное его уменьшение должны трактоваться как враждебное по отношению к нациуму в целом и к каждой из его «ипостасей» в частности.
Исходя из изложенного, весь мир можно рассматривать как совокупность нациумов, которые периодически зарождаются, борются друг с другом, и погибают, будучи поглощенными более сильными. Терминальным состоянием этой борьбы будет являться либо состояние, когда в мире останется только один нациум, либо будет достигнуто равновесное состояние между несколькими из них, имеющих комплементарные и соразмерные нациум-духовности.