В 2021 г. на французском телеканале Arte вышел документальный фильм "Мы не куклы!", История домохозяек, "Wir sind keine Puppen!", Die Geschichte der Hausfrau. Очень интересный фильм с точки зрения культуры семейной жизни Западной Европы. Он охватывает период с 1945 по 1986 г. и основан на дневниках французских жен. Фильм можно посмотреть здесь -
https://www.arte.tv/de/videos/100809-000-A/wir-sind-keine-puppen/ или он выложен на Youtube.
1946 г. Они познакомились на танцах и полюбили друг друга. В том же году поженились, "потому что быть вместе - это счастье". В медовый месяц уехали в Венецию лучше знакомиться друг с другом. Потом вернулись во Францию и стали жить в маленькой скромной квартирке, где из мебели были только ее девичья кровать, стол, 4 стула и те нехитрые бытовые вещи, которые им подарили на свадьбу. Уже через 10 месяцев после свадьбы у них родился ребенок.
Барышни и во Франции тоже считали, что "вышла замуж, значит наконец-то взрослая" и "родители рады, что теперь я под присмотром". Ощущение, что женщина - это некоторая вещь, табуретка, которая передается из рук в руки, и за ней нужно присматривать. Недееспособная, конечно.
После свадьбы началась счастливая, но короткая жизнь. "Наконец-то я могу осуществить свои детские мечты", - писала она в дневнике. И вот уже она высыпается, никуда не выходит из дома, завела маленькую собачку и кормит золотых рыбок в аквариуме.
Потом молодая жена стала жаловаться в своем дневнике, что она каждый день встает в 6 утра, а ложится спать не раньше 22 ч. Можно подумать, что 8 часов сна ей недостаточно. Жалуется, что каждый день занята работой - мытье посуды, стирка белья (в фильме не сказано, как именно она его стирала, на чем), развешивание белья, глажка (зачем гладить белье? его достаточно аккуратно сложить). Можно подумать, ее муж всё это время не был занят работой, а лежал в шезлонге.
Если в детстве она считала, что перед ней открыт весь мир, то теперь поняла, что перед ней открыты только те грани мира, которые интересны мужу.
Молодая женщина жаловалась, что все дни у нее одинаковые, без выходных и отпуска. Почему с мужем не разделить домашние дела? Он тоже всё это может, это и его дом тоже. Жаловалась, что у нее не будет пенсии, т.к. она не работает. И тут я подумала:"Стоп. Почему она не работает?" И вспомнила историю, что западные женщины, выходя замуж, не работали. Они были домохозяйками. А если посмотреть на уровень образования послевоенных женщин, то можно увидеть, что они в большинстве своем заканчивали Hauptschule. Если сравнить с советским образованием, это словно 6-7 классов с уменьшенным количеством предметов по программе и с меньшим количеством учебных часов по оставшимся предметам. Зачем девушкам учиться, если они всё равно скоро выйдут замуж и никогда не будут работать? Ну максимум будут помогать мужу в его деле. Если муж разрешит.
Потом наступил 1953 год и в воздухе начали витать первые мысли о том, что "мужчина тоже может заниматься домашним хозяйством, а женщина - работать". Но общество было еще не готово к реализации этих мыслей, об этом всего лишь говорили по радио. К этому времени молодая семья (несомненно, зажиточная) уже переехала в новый свой двухэтажный дом (в фильме не говорилось, на чьи деньги он был приобретен), с газоном и участком земли, они уже купили холодильник (хотя он стоил баснословно дорого, месячную зарплату), плиту, стиральную машину, ждали доставки посудомоечной машины и телевизора. "Телефона у нас пока еще не было", - прозвучало в фильме и тут я чуть не разрыдалась слезами по гороху. Телефона! Да в СССР к его окончанию только половина жителей страны имела домашний телефон, всё бегали к ближайшему таксофону и звонили любимым и мужьям на рабочий телефон (тогда еще все коллеги выходили, понимающе, из комнаты).
Только спустя 6 лет после брака муж с женой, вдвоем, оставив детей родственникам, вырвались в недельный отпуск, чтобы вспомнить, что они любовники, а не только родители.
В 1963 г. уже наступил рай для домохозяек. Для них появились шикарные плиты, холодильники, посудомоечные, готовые наборы кухонной мебели, кухонные комбайны, пылесос, стиральный порошок "Persil", мыло "Dove", заварное картофельное пюре, бумажные полотенца... Домохозяйкам облегчили быт, теперь они могли во всей красоте, в платьях, в бижутерии, с макияжем и маникюром встречать мужа с работы.
У жен появились машины, они ездили в супермаркеты, где набивали огромные тележки продуктами. Да, в тот самый Сarrefour. Но при этом почему-то чувствовали себя в клетке и в тюрьме, и почему-то называли себя рабынями. Хм, рабство на сахарных плантациях 16 в. выглядело совсем по-другому. У них были деньги, было свободное время, был автомобиль, но они были несчастны. У них не было ни личной жизни, ни близкого человека рядом. Они принадлежали детям и мужу.
1967 год. Молодая женщина приходит в банк, хочет открыть счет. Ей говорят:"Нет ничего проще. Давайте ваш паспорт и разрешение от мужа на открытие счета". Это реальность Западной Европы, где женщины не могли сами, по своей инициативе, открыть счет в банке на свое имя (у нее же нет источника дохода, какой ей счет?), не могли решить сохранить беременность или нет, не могли купить крупную мебель в дом, не могли устроиться на работу, на всё это нужно было письменное разрешение мужа. Например, в Западной Германии женщины были недееспособны до 1973 г. А в Восточной они тем временем получали высшее образование и работали. До сих пор в Восточной Германии женщин с высшим образованием больше, чем мужчин с высшим образованием. 97% детей в Восточной Германии ходили в ясли и детские сады. Если в Западной Германии гастарбайтеры отстраивали страну заново и создавали "второе экономическое чудо", то в Восточной этим занимались женщины.
А что с мужем? Его командировки стали всё дольше и дальше. На смену ж/д поездам пришла эра пассажирских авиаперевозок. И рядом с ним всё чаще была красивая секретарша. Жена, которая обслуживала домашнее хозяйство и воспитывала наследников этого человека, была в негодовании. Спустя 20 лет брака наступил семейный кризис. Им по 43 года и они - чужие друг другу люди, иногда засыпающие в одной кровати. За всё время повествования истории домохозяйки не прозвучало ни одного "мы". Оба жили отдельной своей жизнью. И мало знали про повседневную жизнь друг друга, про горести и радости, про трудности и решения. Для меня осталось загадкой, почему молодой женщине за все эти годы не захотелось пойти учиться, работать, путешествовать, нанять приходящую няню и вызывать уборщицу раз в неделю, чтобы проводить время с мужем или поехать вместе с ним в командировку.
Вобщем, к 45 годам оба от скуки и ненависти к партнеру уже попробовали любовников и любовниц, поняли, что уже не в той физической и эмоциональной форме, вернулись обратно в семью, продолжили играть в молчанку.
В 1969 г. первый человек шагнул на Луну. И домохозяйки западного мира задумались:"А чего добилась я?" Вокруг был только чистый дом, выросшие дети и отсутствующий на работе/в командировке муж.
Тут в начале 1970-х фармацевтическая промышленность подарила миру нейролептики, антидепрессанты, в США появился диагноз
"депрессия домохозяек", а главным лекарством от нее стал
Валиум. Хотя достаточно многие женщины после 20 лет брака, полностью разочаровавшись в семейной жизни, выбирали самоубийство.
И тут выросли дети, сказали:"Мама, ты не так жила. Я не хочу повторять твой образ жизни, жить в этом вечном расписании, что по понедельникам - день стирки, по вторникам - день с детьми, по средам - день рынка и покупок. Я хочу стать археологом!"
- Кем?, - переспросила мать.
- Археологом!
- А как же ты это будешь совмещать с семьей? Как же ты будешь хорошей домохозяйкой?
- Я НЕ буду домохозяйкой. Я буду жить по-другому.
Пошел конфликт поколений. Выросли те, у кого уже всё было в бытовом и финансовом плане. Уже появилось разрешение на прием в ВУЗы равного количества парней и женщин. И если женщинам раньше разрешалось (и поощрялось обществом) иметь только профессии, связанные с материнством (воспитатель, медсестра, повар, швея...), то теперь женщины становились капитанами морских и воздушных судов, водителями техники, инженерами. С появлением
Таблетки они даже могли решать, становиться ли им матерями. Они перестали быть обреченными на беременность. Это стало выбором.
В начале 1970-х у студенток в телеэфире спросили:
- Как вы видите свою дальнейшую жизнь?
- Мы хотим работать. Не хотим заниматься домом и бытом, не хотим быть как наши матери.
Потом спросили молодого человека, их ровесника:
- Что вы думаете о феминизме?
- Это просто громкое слово.
- Какая жена вам нужна? Какой она должна быть?
- Она должна мне подходить. И не очень много работать.
Тут барышни взорвались, посмотрели на него ядовитым взглядом:
- Вы хотите, чтобы жена была вам удобна? Вы подумали о том, что она - тоже человек, у нее есть свои личные интересы и своя работа?
И пошло время студенческих демонстраций, требований со стороны женщин равноправия, равных зарплат, равных юридических прав. Чего-то с тех пор, несомненно, достигли.
Вот такой другой мир Западной культуры. Впрочем, в Японии тоже женщина после замужества должна перестать работать и полностью уделять внимание домашним хлопотам, детям и мужу.
Заканчивается фильм 1986 годом, когда муж и жена вышли на пенсию, наконец-то они что-то делают вместе, занимаются спортом, путешествуют, принимают гостей. Дети давно создали свои семьи, завели своих детей, все большой кучей время от времени приезжают к ним на праздники. Наконец-то есть время на себя, свои увлечения (они появляются!), можно увидеть мир и научиться чему-то новому. Но всё это удовольствие - только на пенсии.
И напоследок две картины социального мира.
Картина художницы
Елены Лукш-Маковской, Ver Sacrum, Священный источник, Автопортрет с сыном Петром, 1901.
Фотография с выставки "Мать!", которая путешествует в этом году между Швейцарией и Южной Германией.
Fuck Motherhood: "Mein Hund Ist Süßer Als Dein Hässliches Baby" von Elina Brotherus.
"Моя собака прекраснее, чем твой ужасный ребенок" Элина Бротерус - финский фотограф, награждённая высшей государственной наградой для деятелей искусства - медалью «Pro Finlandia» (2012).
Обе эти работы с разницей в 120 лет очень похожи. На первой женщина предъявляет обществу новорожденного, словно говоря "Я наконец-то реализовалась как женщина, я могу быть замечена и признана обществом". При этом сама женщина в тени, на заднем плане, она не важна, а ребенка выставляет для других людей напоказ, как на витрину. Выставляет голого, чтобы все видели - это первенец, мальчик, что в то время считалось еще более повышающим статус матери в обществе.
Именно поэтому на современной фотографии женщина точно так же предъявляет обществу кобеля таксы. И заодно показывает, насколько ей наплевать на мнение общества.