Про историю сахара в жизни человека, часть 1

Feb 22, 2022 15:46

На самом экваторе, напротив Конго, есть два вулканических острова - Сан-Томе и Принсипи, São Tomé e Príncipe. Островов чуть больше, но самые обитаемые - эти. Что примечательно в этих островах - на них португальцы в последней трети 15 в. начали первый в мире эксперимент по сочетанию рабовладельческого труда и плантаций.





Предыстория такая: португальцам нужны были новые земли, чтобы найти золото. С Северной Африкой не сложилось - там мусульмане. До волшебной, богатой Индии - далеко, она еще не открыта, путь в еще более богатые и волшебные страны Дальнего Востока - еще дольше. Тогда португальцы начали плыть вдоль берегов Африки на юг, до тех пор, пока не закончатся мусульмане (потому что с ними христианам не удавалось создать мирный диалог, всё превращалось в привычные Крестовые походы под благословением Папы).

И вот за поворотом нашли местечко Эльмина, Elmina, которое происходит от слова "Mina", т.е. копи, шахты. Там стали добывать золото. Но этого испанцам было то ли мало, то ли хотелось разнообразия и амбиции опять же... Вобщем, каравеллы доплыли до Конго, где удалось договориться с местным королем, что Конго португальцам будет поставлять рабов (совершенно чужих, отловленных по другим территориям негров, т.е. свободных людей из других племен), а португальцы потом этих рабов будут отвозить в Эльмину (и менять на золото) и в Португалию (и менять на деньги). Бизнес пошел очень хорошо.

Крепость Эльмина:



Про Эльмину, старейший торговый комплекс и европейскую крепость, построенную к югу от Сахары, можно прочитать португальскую статью на Википедии, которая сразу откроется на русском языке - https://pt-m-wikipedia-org.translate.goog/wiki/Elmina?_x_tr_sl=pt&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=wapp.

"С 1550 года португальцы вывозили оттуда примерно 310 кг золота в год. Также они вывозили через Эльмину черных рабов, например, из Бенина, которых им за золото поставляли местные африканские короли.  В 1500 г. 10% мировых запасов золота поступали из этого региона. Ни один другой европеец не ступал туда до начала 17 века. Португальская монополия Золотого Берега была нарушена только в 1637 г., когда Эльмину захватил голландский флот. Другие португальские форты в регионе также были оккупированы голландцами в 1642 году".

Карта Золотого берега Португалии, Costa do Ouro, начала 16 в. Внизу отмечена крепость Эльмина.



На островах Сан-Томе и Принсипи в замечательном климате рос сахарный тростник и это было настоящее "белое золото" для европейцев. Негры на плантациях работали по 14 ч. в сутки, часто по ночам (у меня ощущение, что в 21 веке для людей европейской культуры это правило сохранилось). Причем на плантациях работали исключительно привозные негры-рабы, местного островного населения португальцы не заметили, а оно там было.

Так выглядело производство сахара из сахарного тростника на островах:



В середине 16 века острова были крупнейшим экспортером сахара в Африке. Позже острова столкнулись с растущей конкуренцией со стороны сахарных плантаций в Латинской Америке. К середине 17 века острова были крупным транзитным портом для кораблей, перевозивших негров-рабов из Африки в Латинскую Америку.

Срезанные стебли сахарного тростника:



Мачете для рубки сахарного тростника:



Производство сахарного тростника было трудоемким как с точки зрения квалифицированного, так и неквалифицированного труда. Поля должны были быть расчищены и сожжены с оставшейся золой, а затем использованы в качестве удобрения. Иногда почву приходилось организовывать террасами (террасировать). Нужно было строить и содержать в чистоте оросительные каналы. Требовалось большое количество плантаторов и техники, чтобы посадить, прополоть и срезать тростник, который был готов к уборке через пять или шесть месяцев после посадки в самых плодородных районах. Поскольку тростник сажали каждый месяц в одной из частей плантации, сбор урожая шел непрерывно в течение большей части года, причем в более интенсивные периоды рабы работали день и ночь. Телеги должны были быть загружены, а волы доставляли тростник на перерабатывающий завод. Затем сахар нужно было упаковать и доставить в порты для отправки.

Все вышеперечисленные задачи могли выполняться неквалифицированным трудом и выполнялись в основном рабами и меньшинством наемных рабочих. Настоящей проблемой был процесс производства сахара. Как отмечал историк А. Р. Дисней, «производство сахара было одной из самых сложных и технологически сложных сельскохозяйственных отраслей раннего Нового времени».

Работа на сахарной плантации, около 1800 г., Тринидад.



Для измельчения и обработки тростника необходимо было построить и обслуживать машины. На ранних плантациях для измельчения тростника использовались ручные прессы, но вскоре они были заменены прессами с приводом от животных, а затем ветряными или, чаще, водяными мельницами; поэтому плантации обычно располагались возле ручья или реки. Чтобы сэкономить на транспортных расходах, плантации располагались как можно ближе к порту или крупному водному пути. Те владельцы плантаций, которые не могли позволить себе собственную мельницу, использовали мельницы более крупных концернов и платили за эту возможность процент от полученного урожая. Для работы мельницы требовалось от 60 до 200 рабочих. Кроме того, перерабатывающим заводам требовалось много древесины в качестве топлива для своих печей и ее обеспечение было еще одной трудоемкой задачей для рабов. Те, кто обладал навыками эксплуатации и обслуживания оборудования на сахарных заводах, пользовались большим спросом, особенно их главный надзиратель, мастер по сахару, который получал высокую зарплату. Со временем, по мере развития населения колоний, на эти технические должности нанимались местные европейцы смешанной расы, освобожденные рабы, а иногда просто рабы.

Срезанный тростник помещали на ролики, которые увозили его в дробильную машину. Сок из измельченного тростника кипятили в огромных чанах или котлах. Затем жидкость выливали в большие формы и оставляли для застывания, чтобы получились конические сахарные «головы», каждая «голова» весила от 15 до 20 фунтов (от 6,8 до 9 кг). Затем рафинированный сахар нужно было тщательно высушить, чтобы он был таким белым и чистым, как того требовали лучшие торговцы. Эта необходимость иногда была проблемой в тропическом климате. Сахар более низкого качества коричневатого цвета, как правило, потреблялся на месте или использовался только для приготовления варенья и засахаренных фруктов. Остатки тростника от всего процесса обычно отдавали на корм свиньям на плантации.

Процесс выпаривания чистого сахара. Для этого использовались конусовидные емкости. В условиях высокой влажности тропиков сушка сахара превращалась в довольно трудоемкое занятие.



Почему сахар в 15 в. был так важен европейцам? Людям нравился сладкий вкус. В Европе его можно было получить из меда, но "еда богов", созданная между небом и землей, на деревьях, была слишком дорогой, и меда было относительно мало. С 8 по 13 в. арабы в совершенстве освоили изготовление сахара из тростника. Позднее их знания (и сахар) попали в Египет, а затем в 13 в. из Египта и Ливана для Европы сахар стала закупать Венеция.

Европейцы тоже пробовали создавать сахар: венецианцы выращивали сахарный тростник на Кипре, испанцы - на Сицилии, португальцы - на Мадейре. Крестовый поход 11 века сделал сахар более популярным в Западной Европе. По возвращении домой крестоносцы рассказали об этом новом продукте и о том, какой он замечательный; в результате цена сахара выросла. Например, известно, что в 1319 году в Лондоне сахар стоил «два шиллинга за фунт», что означает около 100 современных долларов США за килограмм.

Средиземноморские сахарные плантации в основном располагались на Кипре и Сицилии, но производили относительно небольшое количество и не могли удовлетворить спрос. Окончательно плантации пришли в упадок из-за чумы и войн. Поэтому европейцы искали новые теплые страны, где можно было бы организовать плантации сахарного тростника.

Карта распространения производства сахара в Европе и Азии в 1500 г.



Слева на карте обведены фиолетовым цветом два архипелага островов. Один из них - Мадейра. Португальцы случайно обнаружили остров в 1418 г. Через 2 года остров заселили. Сначала там выращивали пшеницу, однако в теплом климате урожай был неважный и тогда с 1425 г. португальцы стали выращивать сахарный тростник. Он приносил бОльшую прибыль и экономика Мадейры процветала. В 1452 г. на Мадейру впервые завезли негров-рабов и это сделало отрасль более прибыльной. Однако вскоре, в начале 16 в., сахарные плантации появились на Сан-Тома, а позже в Бразилии, сахарные плантации и экономика Мадейры пришли в упадок. После заката сахарных плантаций основным продуктом Мадейры стало вино.

В числе первых поселенцев на острова Сан-Томе и Принсипи из Португалии были отправлены (изгнаны) 2000 евреев. Климат был настолько другой, а условия жизни в окружении тропических болезней настолько тяжелыми, что уже спустя год в живых осталось не более 60 человек.

Остров очень красивый и интересный с точки зрения вулканического ландшафта - посреди острова торчит одинокая гора. Это самая высокая вершина Сан-Томе - потухший вулкан Пику-де-Сан-Томе высотой 2024 метра.



Потом, когда португальцы открыли Бразилию, всё переместилось туда - рабы, сахарный тростник, посадки кофе и какао. Португальцы продолжили работать эдакими полезными "маршрутками", курсируя между Западной Европой, Конго и Бразилией. Самим жителям Конго это тоже было выгодно - они отправляли на кораблях в Лиссабон своих отпрысков, чтобы те учились, учили язык, и потом возвращались в Африку умными, чтобы еще лучше торговать с европейцами. Даже есть португальские картины из начала 16 в., где негры в Лиссабоне живут свободно (у них был свой квартал), носят такую же европейскую одежду и женятся на местных.



Лиссабон, район Альфама, где жили негры, 1570-1580 гг.







Кстати, португальцам было интересно, что будет, если скрестить европейца и негра. Таким образом у плантаторов от рабынь появилось так много бастардов (креолов), что даже подали официальное письмо в Лиссабон, чтобы их тоже разрешили считать гражданами Португалии.



Лиссабон, памятник морским первооткрывателям.



Вообще рабовладение в Португалии было официально отменено в 1883 г., но вся эта схема по принудительному труду на тростниковых и кокосовых плантациях действовала на островах и после Второй мировой. Потом, после бунта 3 февраля 1953 г., с более тысячей жертв, португальцы ушли, и, и, и.... местное население осталось у разбитого корыта, поскольку сами они были в вопросах экономики не очень. А 3 февраля до сих пор остался траурным днем в жизни островитян.

В итоге последние лет 25 на острове страшная нищета, страна должна всем вокруг, вся в долгах, был единственный свой самолет, и тот разбился. Люди работают на остатках плантаций, где здания разрушаются. Зарабатывают они даже не тарелку супа, а, наверное, пол-тарелки. Выживают за счет ловли рыбы. Население начинает большими темпами вымирать в возрасте от 30 лет, 50-летних уже относительно мало. Потому что на острове эпидемия СПИДа. Но у местной медицины денег нет ни на шприцы, ни на презервативы, ни на прививки от малярии. На 2000 человек приходится 1 врач. 11% жителей островов не имеют чистой питьевой воды, 74% - домашней канализации (на островах регулярно возникают вспышки холеры). Большая часть продуктов питания импортируется из других стран. Местные жители обычно едят фрукты, овощи и рыбу. Намного реже - курицу, а мясо слишком дорогое, поэтому - только по праздникам.

На острове очень плодородная земля и здесь хорошо выращивать кофе, какао, масличную пальму, кокосовую пальму. Но на международном рынке все эти плоды сельского хозяйства стоят очень недорого, что приносит местным жителям лишь минимальные деньги.



Кофе и какао завезли на острова голландцы в начале 1880-х. С 1908 года Сан-Томе и Принсипи стали крупнейшим экспортером какао в мире. Это по-прежнему самая важная культура в стране.



Повсюду в мире продается шоколад, созданный из какао-бобов, выращенных на островах Сан-Томе и Принисипи:

- Шоколад немецкой компании Gepa, 2,30 евро за плитку.



- шоколад французской компании Pralus, 6,20 евро.



- шоколад немецкой компании Edelmond, 7 евро.



- шоколад португальской компании Feitoria do Cacao, 6,50 евро.



Страна могла бы разбогатеть, ведь в конце 1990-х годов в Гвинейском заливе было открыто месторождение нефти объемом около 11 миллиардов баррелей. В 2001 г. было подписано соглашение с Нигерией о распределении доходов от нефти: Сан-Томе и Принсипи будут получать 40% доходов, а Нигерия - остальные 60%. Но в 2002 г. нефтяное месторождение привлекло внимание США, которые сразу же назвали Сан-Томе своим стратегическим партнером. Уже летом 2003 г. на островах произошел правительственный переворот. В 2004 году первые нефтяные права были проданы Американским нефтяным компаниям Chevron Corporation и ExxonMobil. Перспектива доходов от нефти сама по себе стимулировала экономику островного государства, но также развернула коррупцию, когда правительственные советники стали брать взятки и задешево продавать нефтяные концессии.

Каким-то образом европейцы построили на острове Принсипи несколько отелей. Они привлекают людей европейской культуры природой, климатом и тем, что можно перешагнуть Экватор. Почти половину туристов составляют португальцы. Остальные туристы - тоже из стран, когда-то в прошлом владевших тропическими колониями.



На архипелаге очень теплый и влажный климат. Среднегодовая температура в столице Сан-Томе, измеренная за период с 2001 по 2006 год, составила 26,3 ° C со средним максимумом 30,7 ° C и средним минимумом 22,0 ° C. В среднем за 89 дождливых дней выпало 899 миллиметров дождя при средней влажности 83%. В гористой центральной части острова среднегодовая температура значительно ниже, около 20 °C. На юго-западных склонах гор годовое количество осадков может достигать 5000 миллиметров. Сезон дождей длится с октября по май.

Сан-Томе имеет густую тропическую растительность. Около 74% островов покрыты влажными тропическими лесами. Более четверти территории острова Сан-тома и половина острова Принсипи являются природными парками.



Почитала отзывы на Booking про отели: дорогая и невкусная еда, бутылка воды 3 евро, плохо убрано в номерах, антисанитария.

Прилетают туда в основном жители Западной Европы и США. Наверное, ищут экзотики.



Ужасно жалко местных жителей. У них такая красота вокруг, такой климат, эта необычная вулканическая гора торчит посреди острова, а с правительством не задалось, живут в нищете, хотя совсем не ленивые люди. Кстати, у них до сих пор сохранилась кастовая система, наподобие Индии: все знают, кто свободный, кто бывший раб, кто местный, а кого привезли на каравеллах. Хотя большинство жителей - мулаты, или креолы, произошедшие из смеси европейцев и африканцев.

Большинство построек на острове - со времен рабовладения, построенные португальцами. Со временем они пришли в негодность, но на ремонт у маленького государства по причине экономического кризиса нет финансовых возможностей.



Колониальный стиль можно изучать по зданиям производства сахара, какао, по железнодорожным постройкам и боевым фортам.







Больше фотографий остатков ж/д индустрии острова можно посмотреть здесь - https://www.internationalsteam.co.uk/trains/saotome02.htm. Там есть и немного информации на английском. Железная дорога острова никогда не использовалась в качестве транспорта для людей, а исключительно для подвоза товаров из глубины острова к порту.

Использовались материалы:

- https://www.worldhistory.org/article/1795/life-on-a-colonial-sugar-plantation/.

- https://nl.wikipedia.org/wiki/Sao_Tom%C3%A9_en_Principe.

- http://www.zum.de/whkmla/sp/0910/mafia/mafia1.html.

Еда

Previous post Next post
Up