Если в славянской культуре есть Масленица с сжиганием чучела Масленицы, то в немецкой есть день Солнцеворота, Sommertagszug, когда тоже сжигают чучело зимы, радуются весне и возвращению солнца. Празднование солнцеворота происходит в Курпфальце и соседних регионах. Праздник происходит за 3 недели до Пасхи, хотя регионально даты могут меняться. Расписание всех Праздников Весны в регионе Рейн-Некар можно найти здесь -
https://rhein-neckar-wiki.de/Sommertagszug. Парады проходят в разных городах и деревнях с 8 марта по 10 мая.
Это языческий праздник, сохранившийся повсеместно у христиан, символизирующий борьбу холода и солнца, смерти и жизни, зимы и лета. В конце зимы многие кладовые уже пустели и дети шли по улицам просить милостыню. Этот обычай описывала еще Лизелотта, Елизавета Пфальцская, невестка короля Франции Людовика XIV (та самая барышня, из-за которой в конце 17 в. началась война за Пфальцское наследство и было разрушено около 300 крепостей и замков, в т.ч. замок Гейжельберга).
Церковь этот праздник объявила языческим и его проведение всячески порицала. Но с 20 в. фольклор, местные сообщества, экономика и туризм начали набирать популярность. Во время Первой и Второй мировых войн праздник солнцеворота не проводился, но в 1920-1930-х гг. в этот день устраивали большие парады. После 1945 г. во многих регионах этот праздник исчез и стал возрождаться лишь точечно, благодаря местным инициативам и организациям.
В этот день праздничный карнавал проходит через центр города (или, как в Мангейме, через Луизиенпарк) и объявляет жителям, что зима закончилась. Дети приклеивают к палочке длинные ленты из цветной бумаги. На кончик палочки насаживают свежеиспеченный брецель (крендель) и скорлупку яйца. С собой они носят на шестах или возят на платформах высокие конусообразные фигуры. Одни из них сделаны из соломы и олицетворяют унылую зиму, другие - украшены еловым лапником и означают зеленое лето. Часто с собой возят и снеговика из папье-маше. Помимо этого в параде могут участвовать и другие фигуры, машины, платформы, украшенные пасхальными и весенними мотивами. В параде участвуют и местные музыканты, исполняя весенне мелодии.
В конце парада фигуры Зимы и Лета танцуют вместе, а фигуру Снеговика сжигают. В некоторых деревнях на центральной площади поджигают стожок сена и дети через него прыгают. После чего всем детям дарят по свежеиспеченному брецелю.
Дети с украшенными палочками выгоняют Зиму и встречают Весну:
Этот праздник также способствует дружеским отношениям между городами и деревнями. Например, в Брухзале в праздничном шествии из 2 000 человек уже в течение 30 лет принимают участие жители Шпайера. Главные участники весенних парадов - дети из детских садов, младшие школьники и участники различных местных клубов, секций, тренировочных лагерей.
Праздники проводятся очень широко. Например, в Вайнхайме, симпатичном городке в 15 км от Гейдельберга, в параде принимало участие 57 платформ и 3 000 участников, а также приехали 10 000 гостей. В конце праздника жюри награждает группы за самые креативные платформы, костюмы и весенние палочки. Это могут быть наряженные ведьмы, вороны, тролли, гномы, цветы...
Для подростков могут устраивать спортивные соревнования. Тогда выигрывший получает зеленый венок, а проигравший - соломенный:
Почему используется палка? Это отсылка к старому языческому верованию, известному по всей Европе, что если мужчина женщину слегка побьет палкой, она будет плодородна. Т.е. палка - это такое животворящее начало. Всё, до чего она дотрагивается, начинает оживать и давать потомство.
Брецель символизирует круглое яркое солнце.
Весну встречают бабочками, пчелами и цветами.
Встреча Весны в Ладенбурге:
Встреча Весны в Гейдельберге: