Автор: Ольга Троицкая, семейный психолог, телесно-ориентированный терапевт.
"Все болезни от нервов" - в этой расхожей шутке много правды. Психосоматика - это когда болит то, что по медицинским показаниям болеть не должно: еще нет болезненных изменений в мышцах и сосудах, но они саботируют. Не стоит махать рукой на психосоматику: очень часто такие болезни перерождаются в настоящие. Ведь если несколько раз перегибать палку, она сломается - почему же не сломаться органу, если его постоянно зажимают?! Фрейд считал, что психосоматические болезни выполняют коммуникативную задачу. Это попытка тела вступить с нами в коммуникацию, остановить и заставить задуматься.
Побег в тошноту
"Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя" Эрих Мария Ремарк
Существует представление, что нижний уровень персонала в организациях не страдает от психосоматических заболеваний. Это мнение справедливо, однако, только для уборщиц, дворников и охранников, и то бывают исключения. Так счастливы только люди, не боящиеся за свое место или не сильно включенные в организацию. У остальных же сотрудников страх "получить" от начальства и тревога часто вызывают сдерживаемое желание убежать. Поэтому они непроизвольно "поджимают хвост". "Зажимается" низ тела. Отсюда типичные болезни рядового менеджера - гастриты, циститы, неполадки с кишечником, боли в спине.
У мидл-менеджера в организации шире обзор, а значит - больше ответственности и страхов. К примеру, страшный перегруз, когда дела и информация "лезут из ушей", неспособность это "переварить" вызывает тошноту. Та же реакция организма может быть на грустную мысль: "Это не мое место, мне все здесь надоело". Не зря же есть выражение: "Меня от них уже тошнит!"
Но большинство психосоматических болезней мидл-менеджера провоцируется тем, что у него больше обзор в организации, а значит, он лучше видит, что можно было бы сделать по-другому. Это очень удобная площадка для размышлений о несостоятельности руководства: свобода осуждать начальство и полная безответственность. Мечты встать на место руководства и невозможность их воплощения порождают гнев: "Я был бы лучше на этом месте!" За счет поднимающейся агрессии взлетает давление, начинаются головные боли.
Интересно, что если у человека адекватная самооценка, и ему кажется, что его на работе не ценят, он находит выход без болезней: меняет работу или выясняет отношения с начальством. А вот для человека, у которого компетентность не тождественна самооценке, ощущение "я не на своем месте" становится источником болезни. Если такого человека не повышают - его унижают. Он отвечает гневом и агрессией. А поскольку он не только не может выразить агрессию вслух, но зачастую даже боится признаться в ней себе, гнев бурлит внутри, превращаясь в гипертонические кризы и больное сердце.
Иногда возможна следующая ступень - аутоагрессия: "Что же я за идиот, что меня не замечают?!" И человек начинает сам себя "поедать". По мнению специалистов, язвенная болезнь несет в себе большую долю психосоматики - "я вынужден сам себя бить, чтобы не сорваться". И наступает момент, когда тело говорит: "Все!" Если не можешь остановиться сам, это сделает болезнь. Хочешь - не хочешь, но на время придется расслабиться. Живот схватило - хоть на пять минут, а придется выйти из ситуации. А может быть, даже не на пять: "Не могу я ничем заниматься - я никакой, болею! Дайте отдохнуть!" Человек завершает свое убегание в психологической форме - на больничную койку или в отпуск.
Психосоматика - ответ тела на крик души. "Я больше свое начальство видеть не могу!" - "Не можешь - не смотри, заклиним ноги в коленях, сожмем диафрагму, загнешься - на работу не пойдешь!" Но это еще и способ коммуникации с начальством - молчаливый упрек ему: "Вот вы до чего меня довели! Не ценили такого человека!" Руководители, обратите внимание на своих часто болеющих подчиненных и подумайте - может быть, в болезнях виноват вовсе не вирус?
Заболев, не стоит лезть в справочники - велик шанс найти у себя, как у героя Джерома К. Джерома, все болезни, кроме родовой горячки. Важно понять, что это сигнал: "У меня что-то неблагоприятно". Поэтому надо остановиться, проанализировать, что на самом деле напрягает - и выбрать один из 2 выходов:
1. "Если нельзя сменить обстоятельства - измени отношение к ним". Если Вы пока не готовы поменять компанию - надо "сменить обстановку", то есть сделать компанию более лояльной к себе. Например, если болезнь возникает из-за того, что вы сидите на 2 стульях, у вас перегрузки и начальство не ценит то, что вы делаете два дела, можно попросить более удобную позицию - организовать себе помощника, сменить кабинет или хотя бы взять более удобный стул.
2. Если управление компанией никак не ложится на то, что у вас внутри, если "примирение невозможно" и психосоматика душит, если у вас "то понос, то золотуха", - надо задуматься о смене работы. Причем, может быть, не только компании, но иногда и профессии. Возможно, болезнь - сигнал, что Вы занимаетесь не своим делом. Это непростое решение, но, как бы банально это ни звучало, здоровье важнее.
Другие статьи Ольги Троицкой:
Парнерские отношения. Про отношения в паре.
Счастье=сейчас "Странности" детского поведения, когда взрослые додумывают за детей Архетипы и отношения: воин, маг, любовник и король Про тех, кто не боится взять ответственность за себя в свои руки Документальный фильм "Женщины в поисках счастья" с комментариями Ольги Формирование "ролей выживания" Роли выживания в семье