Обычай ставить на Рождество елку совсем не древний. В 17 в. он стал известен в Эльзасе, а затем на юге Германии. В Рурском регионе елка появилась в 1802 г. Конечно, это была елка в очень богатой семье. Подсвечники тогда еще не были известны, поэтому свечи к еловым лапам крепили проволокой. В качестве угощений для детей на елку повесили чернослив, инжир, печенье "Спекулациус" и много позолоченных орехов. Дети и соседи изумленно смотрели на это чудо. В первый день Рождества, в 17 ч., всё семейство вместе с детьми и слугами собралось вокруг дерева. Они ели, пили и пели песни.
До сих пор у немцев сохранился обычай ставить елку в полдень 24 декабря, наряжать ее и до последнего момента не показывать детям, готовя сюрприз. У каждого в семье своя задача: отец выбирает дерево и устанавливает его, мать и старшие дети - украшают. Затем отец зажигает свечи, всех зовет звоном колокольчика, потом все поют священные песни и, наконец, раскрывают подарки.
Позже появился обычай ставить елку в церкви, освящать и украшать ее свечами. Причем этот обычай в 17 в. принесли протестанты со стороны Пруссии, католикам он был неизвестен. Мартин Лютер вместе с другими протестантами объявил символом Рождества елку, а у католиков это была люлька. Из Германии рождественская елка в 1832 г. перебралась в США, а чуть позже - в Англию и остальные страны Европы. Хотя есть версия, что первая елка в Америке появилась в штате Огайо в 1847 г. - ее поставил в своем доме немецкий эмигрант. Далее домашняя елка превратилась в коммерческий продукт. Публичные большие елки появились в Европе только после Первой мировой - их ставили на площадях, в магазинах, на предприятиях, в больницах и тюрьмах.
Сохранился старый деревенский обычай иметь дома зимой какую-то зеленую веточку "на счастье". Зеленый цвет ассоциировался с весной, продолжением жизни, урожаем, здоровьем. Всё это было жизненно важным. Например, в альпийских деревнях крестьяне в честь зимнего солнцестояния ставили елки или втыкали лапник возле входа в хлев, чтобы животные потерлись об ветки и были здоровыми в будущем году. 25 декабря отмечался как день смены года. Это могла быть любая зеленая ветка - туя, можжевельник, омела... или "ветка Барбары", ветка любого плодового дерева.
В христианской вере зеленый - это жизненная сила вечнозеленых растений, которые защищают людей от злых демонов.
Само немецкое слово "Рождество", "Weihnachten", известно с 12 в. Оно происходит от старого немецкого слова "wih", "святой". А слово "nacht" не нужно воспринимать буквально как "ночь". В то время, согласно немецкому обычаю, сутки считались не по дням, а по ночам.
**********
На старой немецкой рождественской елке обязательно присутствовала ламетта, "дождик". Сейчас ее можно редко встретить, она считается "бабушкиной", старомодной. Разве что остались редкие любители "винтажного рождества". Возможно, это следствие глобализации - за последние 20 лет продажа мишуры снизилась на 60-70%.
"Я помню, как бабушка Эмма в канун Рождества, пока дедушка устанавливал елку, разглаживала утюгом ламетту". Металлический "дождик" был серебряным и золотым. Сейчас уже нет необходимости держаться за традиции своих родственников - мир оказался больше и разнообразнее. Региональные особенности постепенно стираются.
Немцы, которым за 55, разглаживают ламетту и хранят ее в пергаментной бумаге. Перед Рождеством они ловко накидывают ламетту на елку, чтобы она висела ровно и ни в коем случае не спутывалась.
**********
Елку устанавливали на Рождество исходя из старых языческих традиций, что вечнозеленое растение приносит здоровье. Ее украшали яблоками - символом грехопадения человека. Позже яблоки превратились в красные стеклянные шарики.
Первые деревья были украшены яблоками, вафлями, орехами, печеньем и конфетами; позже в семьях мастерили бумажные цепочки, фигурки из ваты и соломенные звезды. В 20 веке их постепенно заменили стеклянные украшения и ламетта.
Исторически более традиционным рождественским растением была омела. Римляне отмечали смену года зелеными лавровыми ветвями. В день зимнего солнцестояния зеленые ветви должны были символизировать новое начало, возвращение солнца, победу Митры, богини солнца, возвращение весны и пробуждение природы. Но христиане и не думали перенимать у римлян этот обычай.
Зеленый цвет означает пробуждение жизни, а круг - вечность. Вечный круговорот жизни.
1900 г. Украшение дома веточками омелы. Существует обычай целоваться парам под омелой, ожидается, что после этого они не расстанутся никогда. Германские народы считали, что омела защищает от ведьм, призраков, огня и молнии.
Женщины верили, что если носить омелу при себе или класть под подушку, то можно забеременеть.
Открытка, 1911 г.
Во времена Средневековья в Германии дом и двор зимой часто украшали елкой, омелой или можжевельником для защиты от опасностей. Церковь очень не одобряла этот обычай и сохранилось несколько письменных запретов.
Елки не всегда стремились покупать, их просто крали из леса. Сохранился документ 1521 г. из небольшого немецкого городка, по которому лесник получил 4 шиллинга за охрану деревьев, начиная с 21 декабря.
В 1535 г. в Страсбурге уже продавали рождественские деревья - это были тисы, падубы ("рождественское дерево"), самшит. Их подвешивали в комнатах, ничем не украшая.
В 1570 г. этот обычай пришел в северные немецкие города. В гильдиях мастеров Бремена елки украшали яблоками, фундуком и финиками. Потом детям мастеров разрешалось их съесть.
На границе 16-17 вв. в Страсбурге елки в богатых домах начали украшать разноцветной бумагой, золотой бумагой из тонкой латуни, из которой делали цветы, ангелов и звезды, яблоками, облатками (маленькими круглыми вафлями, сейчас их можно увидеть в основании немецких пряников) и сахаром. Но священники критиковали этот обычай, называя его "детской игрой".
Почему украшали елку сахаром? Потому что до 1800 г. это был очень дорогой импортный продукт, привозимый из-за моря. У крестьян и ремесленников была горькая, бедная жизнь, и они могли себе позволить сахар только по большим праздникам. Первые сахарные заводы появились в немецких землях только в начале 19 в.
Сохранилось письмо 1708 г., в котором принцесса Лизелотта из Пфальца пишет своей дочери, принцессе Орлеанской:"... можно поставить стол как алтарь, и на него поставить елку, и вокруг разложить множество подарков для детей. Если прикрепить к каждой ветке по свече, будет очень красиво". Также герцогиня описала свое детство в замке Гейдельберга:"... в 1671 г. в замке стояли вечнозеленые деревья со свечами на ветках".
Традицию украшать елки на Рождество было уже не остановить. Богатые горожане в 17 в. стали активно украшать елки сладостями и игрушками. Свечи появились только около 1730 г. Однако даже тогда украшенная елка была скорее частью традиции богатых людей, чем религиозным символом.
В 1800 г. рождественская елка переехала в Лондон вместе с немецкой принцессой Шарлоттой.
После войны с Наполеоном елка стала рождественским символом объединения всех германоязычных земель, независимо от веры. Эти настроения усилились после войны между немцами и французами в 1870-1871 гг. В то Рождество командование распорядилось повсюду поставить елки - на улицах, в приютах, в больницах - они должны были стать воспоминанием о семье и о мирной жизни, должны были усилить стремление немецких солдат быстрее одержать победу и вернуться домой. Возвращающиеся домой немецкие солдаты видели, что в каждом доме светится елка, словно во дворце кайзера. Это было для них символом немецких побед, проявлением национальной гордости и шовинизма.
Роскошная елка 1900 г. У ее основания стоит большой игрушечный корабль. Это было время империи Балина, владельца морской компании HAPAG, охватившей своими рейсами весь мир.
Еще сильнее национальные идеи воплотились в немецких елках в период Первой мировой - их украшали немецкими флагами (черный-красный-белый), портретами кайзера, игрушечными цеппелинами, винтовками, подводными лодками, минами и гранатами из стекла.
Первая мировая, Рождество в окопе.
До 1932 г. католическая церковь по-прежнему была против обычая наряжать елку на Рождество - такие елки были только в 1/3 католических церквей.
На Рождество 1933 г. под елкой стояли игрушечные танки, пушки и солдаты.
В Третьем Рейхе нацисты также использовали елку для демонстрации своей идеологии. Было объявлено, что праздники важно отмечать ночью и на открытом воздухе, с огнями. Зеленые ветки елки как надежда на жизнь, здоровье и возрождение объявили как надежду на вокресение германского рейха. Вспомнили про древнегерманский культ зеленых растений в середине зимы. Символика Рождества была полностью переработана. Вместо рождения Христа должны были вспоминать павших солдат - на ветки прикрепляли их портреты и зажигали свечи в память о них.
В 1943 г. производство деревянных украшений и игрушек было запрещено, поскольку материалы и рабочая сила использовались для других целей. Но у людей денег было так мало, что вряд ли кто-то мог позволить себе купить новую рождественскую игрушку. На Рождество 1945 г. вконец обедневшие люди украшали елки чем могли, даже папиросами. Не было ни свечей, ни елок, ни радости. Людей окружали разрушенные дома, пыль, отсутствие еды, пустые полки в едва начавших работу магазинах и толпы беженцев из восточных земель. Хотя зима была относительно теплая, в Берлине приходилось сжигать столы и стулья чтобы согреться. Еда стала намного хуже, чем на Рождество 1944 г., тогда в деревне было больше еды, чем в городе, потому что теперь ввели карточки. На них можно было купить не бог весть какую еду. А чтобы дома появились сливочное масло, сахар или мясо, нужно было идти на черный рынок и менять там какие-то вещи. У людей оставалась только вера, поэтому в Сочельник 1945 г. все уцелевшие церкви были наполнены людьми.
Потом появилась мода на украшение елки во дворе перед домом или на балконе. Это подчеркивало богатство семьи. Даже сейчас высота елки является проявлением особого статуса ее владельца.
Кстати,в Лондоне, на Трафальгарской площади, традиционно устанавливается елка, привезенная из Норвегии. Она напоминает про совместную борьбу стран против нацистской Германии.
Первая рождественская елка на площади Св. Петра в Ватикане появилась только в 1982 г., что еще раз подчеркивает, что этот обычай не имеет христианских корней. Для сравнения - в Вашингтоне первая украшенная рождественская елка была установлена в 1891 г. После Второй мировой рождественские елки завоевали Латинскую Америку - богатые люди в столице Боливии заказывали елки из Германии и украшали их ватой.
Девочкам - куклы, мальчикам - коней и оружие.
Девочке - куклу, мальчику - железную дорогу.
Девочке - игрушечную плиту. Чтобы привыкала к своему взрослому будущему.
*************
Какой смысл был заложен в елочных игрушках?
Украшала елку рождественская звезда - звезда Вифлеема, которая привела волхвов к Иисусу. Т.е. звезда - это символ библейской рождественской истории.
Еловые шишки являются символом плодородия и напоминают о зиме. Также символом плодородия считались маковые коробочки. Поэтому женщины, желающие забеременеть, украшали елку шишками и маковыми коробочками, а чтобы подчеркнуть важность своего желания - красили их золотым цветом.
Маленькие подарки, развешанные на елке, напоминают о дарах волхвов, а также о милосердии и набожности. Эти подарочки должны были напоминать людям, что с появлением новорожденного они получили величайший дар от Бога. Позже люди стали богаче, подарки - крупнее и их стали складывать под елкой.
С 17 в. богатые люди украшали елку только свечами - они символизировали надежду и воскресение. В 19 в. этот обычай переняли и простые горожане. Но т.к. пчелиный воск был для них слишком дорогим, они делали свечи из сала, фитиля и ореховой скорлупки. С изобретением в 1830 г. парафина и длинного прочного фитиля свечи стали доступными для большого количества людей. Свечи делали цветными - красными, белыми, синими, гладкими и гофрированными. С ростом благосостояния рождественские свечи к началу 20 в. пришли в самые бедные семьи рабочих. Правда, они пользовались самым дешевым вариантом - сальными свечами, восковыми палочками, обернутой в красную шерстяную нить сосновую щепу.
Вскоре после изобретения электрической лампочки елки стали украшать яркими гирляндами. Их впервые выпустили в США в 1901 г. Правда, подключение гирлянды требовало присутствие электрика, а одна неработающая лампочка отключала всю гирлянду. Но немцы были верны настоящим свечам на елке и электрические гирлянды переняли только у американских солдат в 1950-х. В США же быстро перешли на электрические гирлянды, т.к. страховые компании сразу предупреждали, что свечи на елке - это предсказуемый риск пожара. Немцы понимали опасность пожара, но считали, что настоящий свет огня и запах теплой хвои гораздо важнее.
В 21 в. немецкие города, желая сэкономить, стали переходить на светодиодное освещение уличных елок. При этом очень важным оказалось, чтобы освещение было белым или желтоватым, но ни в коем случае не холодно-голубым, иначе горожане начинали возмущаться, как это случилось в Аугсбурге в 2005 г.
На елке обязательно должны присутствовать ангелы как посредники между небом и землей. Они провозглашали рождение Христа.
Соломенные звезды напоминают о том, что Иисус родился на соломе, в яслях, а затем осветил весь мир. Таким образом звезда объединяет рождение в простых условиях и воскрешение в славе.
Шарики на елке - это бывшие яблоки и другие плоды из рая. Они напоминают про изгнание Адама и Евы.
Первые стеклянные шары появились в Европе в середине 19 в. Но они были очень тяжелые. В 1870 г. в Тюрингии химиком Бунзеном была придумана особая горелка, с помощью которых можно было делать тонкостенные стеклянные шары и другие фигуры. Прообразом шаров послужили яблоки - первоначально ими украшали елку в знак благодарности за хороший урожай. Яблоки ради красоты заворачивали в золотую и серебряную бумагу.
Город Лауша (Lauscha) в Тюрингии до сих пор является мировым центром стеклодувного мастерства. Теперь елочные игрушки должны быть модными, поэтому можно купить даже стеклянные мобильные телефоны.
Также до Второй мировой большим центром производства стеклянных елочных украшений был чешский город Яблонец.
Колокольчик должен своим звоном напоминать о рождении Христа, должен призывать людей в церковь и это в общем благожелательный символ.
Ламетта, "дождик", серебряного цвета появилась в 1878 г. в Нюрнберге и должна была напоминать сосульки. С одной стороны ламетта напоминает солому, с другой - сосульки. Ламеттой впервые украсили итальянские елки, отсюда и ее название:"лама" - металл.
В период модерна считали, что на елке не должно быть ничего лишнего - только ламетта и белые свечи. Они должны создавать ощущение зимнего дерева.
Орехи считаются метафорой божьего слова, которое не сразу можно понять (нужно расколоть невзрачный орех, чтобы добыть ценное ядро). Также орехи - это символ плодородия, процветания. К ним добавились конфеты и печенья. Таким образом возникла большая проблема для детей - с елки не разрешалось снимать съедобные украшения вплоть до Сочельника.
С 17 в. стали создавать деревянные украшения для елки - прежде всего это были ангелы и звезды. Потом появились лошадь и Св. Николай. Обычно деревянные украшения встречались только в богатых дворянских семьях.
Про деревянные игрушки вспомнили и в Восточной Германии. Из дерева вырезали всё - игрушки, животных, кукольные домики, мебель, машинки и конные экипажи. Также было много связанных и сшитых подарков. Еще детям дарили модели железных дорог, металлический конструктор, фигурки индейцев и ковбоев. Тогда еще в ГДР существовала традиция, что мальчишки за небольшую плату приносили елки другим людям в дом. Очень многие ребята на этом зарабатывали.
1920 год, Берлин. Мальчик несет домой рождественскую елку. Фотография сделана знаменитым фотографом Вилли Ромером (Willy Römer). Он жил с 1887 по 1979 г. и подробно запечатлел жизнь берлинцев в первой половине 20 в. Особенно его интересовали обычные сцены из жизни. Вилли Ромер сотрудничал с еврейским партнером Уолтером Бернстайном, за это в 1933 г. их агенство "Фототек" было байкотировано при поддержке государства, а в 1935 г. закрыто совсем. Его архив нашли только в 1980-х, поэтому он прекрасно сохранился.
1925 г. Школьник вырезает деревянные рождественские фигурки.
1921 г., за вырезанием фигурок для рождественских яслей.
1924 г., за вырезанием Раухманна, Человека с трубкой.
Дети прошлых лет были намного скромнее в пожелании подарков. К тому же подарки у всех были одинаковыми год от года. А еще детям очень нравилось, что им читали или рассказывали сказки: все дети собирались в детской комнате, им раздавали какао и они внимательно слушали бабушку-рассказчицу. Это была очень личная, семейная традиция, сейчас уже немодная. Но она была про общение людей друг с другом.
В ГДР в школах дети обязательно делали подарки своими руками - девочки вязали, а мальчики мастерили из дерева. Никто не уходил с пустыми руками, каждый ребенок делал по крайней мере два подарка. В то время не считали ценность подарка исходя из потраченной на него суммы, дети не копили на подарок, откладывая еженедельно с денег на еду. Самым главным было, что подарок создавался самостоятельно и лично для каждого, будь то вязаный свитер или сделанная из дерева свинка. "Меня никогда не беспокоило, что бабушка дарила мне на Рождество свитер и вязаные шапку и шарф. Главное - она сделала это для меня".
Тогда двухдневные визиты на Рождество были не унизительной обязанностью, а стремлением подарить радость. Тогда дети не говорили:"Да я лучше в плейстейшн поиграю или фильм посмотрю, чем пойду к бабушке". Это был праздник общения с родственниками. Конечно, большинство визитов делалось пешком, потому что мало у кого были машины. Сейчас люди более безразличны друг к другу и делают что-то скорее по привычке, чем по велению сердца. Часто покупают бессмысленные вещи, чтобы просто был подарок, устраивают шоппинги. Это усиливает чувство обязанности. Дети хотят всё более дорогие подарки. И вот уже родители прикидывают - хватит им денег на детские желания или нет?
Все же приятнее получать в подарок то, что действительно желанно, нужно и будет использоваться.
Использовались материалы:
-
https://www.welt.de/lifestyle/article5411282/Mit-Lametta-stirbt-ein-Stueck-Weihnachtstradition.html.
-
https://www.svz.de/deutschland-welt/panorama/warum-eigentlich-lametta-id15671411.html.
-
https://www.wissen.de/woher-kommt-die-tradition-des-geschmueckten-weihnachtsbaums.
-
https://www.ndr.de/kultur/geschichte/Die-Geschichte-des-Weihnachtsbaumes,weihnachtsbaum18.html.
-
https://jura27.wordpress.com/2013/12/12/fruher-war-weihnachten-schoner/.
-
http://blog.smb.museum/advent-advent-historische-weihnachten-in-berlin/.
-
http://www.brauchwiki.de/Christbaumschmuck.
-
http://www.brauchwiki.de/Christbaum.
-
https://www.deutschlandfunk.de/weihnachten-1945-ohne-hoffnung-und-lametta.871.de.html?dram:article_id=340551.
Материалы по теме:
-
История возникновения зимних и рождественских немецких рынков. Рождественские рынки Германии, Австрии, Страсбурга...
- Рождество в Германии в картинках. Рождественских фотографий, которые иллюстрируют жизнь немцев в 20 веке. -
Рождественская выпечка. Ароматная история рождественского нюрнбергского пряника. Почему пряник так называется, процесс его производства и рецепт.
-
Рождественская выпечка: Марципан, хлеб Святого Маркуса, покровителя Венеции. История афродизиака для взрослых, лекарства для больных и рождественской сладости для детей.
-
Рождество и Новый год в Берлине в 1986 г. Описание 15-летнего подростка старых традиций, подарков из Западной и Восточной Германии.