Велошлем - нужен или нет? Опыт Германии.

Jun 28, 2018 16:36

Часто вижу велосипедистов без шлема. Нужен ли он? Чем грозит поездка без шлема и какие опасности подстерегают велосипедистов? Как можно сделать велопоездки более безопасными?

Анализ аварий мотоциклистов и велосипедистов в Германии за 2016 г. Здесь зафиксированы только данные, предоставленные полицией. Несчастные случаи, не связанные с вызовом полиции, в статистике не учитывались. Например, если нет других пострадавших, кроме самого велосипедиста или дело было улажено двумя сторонами. Страховые компании сообщают, что неучтенных случаев, когда велосипедист не заявляет в полицию, примерно в 4 раза больше.

В 2016 году 125 192 мотоциклистов и велосипедистов получили травмы, 997 из них умерли. Это 31,3% всех жертв дорожно-транспортных происшествий. 81 274 случая аварий связано с велосипедистами (больше половины).

В 2016 г. пострадавших водителей мотоциклов, мопедов и велосипедов стало больше на 536 человек. При этом среди водителей мопедов и мотоциклов раненых стало на 10,5 % меньше, а среди велосипедистов - на 4 % больше.

"91 % людей используют защитные чехлы для своих телефонов, но только 17 % использует шлем для своей головы".



В 2016 г. смертность стала ниже среди мотоциклистов (-16,1 %), но выше среди водителей мопедов (+ 9,7 %) и велосипедов (+ 2,6 %). Мотоцикл остается самым опасным видом транспортного средства, поскольку его водители и пассажиры плохо защищены. На мотоциклах попадают в аварии чаще и с более тяжелыми последствиями. Например, на 1000 мотоциклов и мопедов приходится 7 травматичных аварий, а на 1000 автомобилей - только 4. Риск смертности для мотоциклов самый высокий - 13 смертей на 100 000 мотоциклов. Для сравнения - среди водителей и пассажиров мопедов и автомобилей смертность составляет по 3 человека на каждые 100 000 транспортных средств. В Германии зарегистрировано 6,2 млн. мотоциклов и мопедов и 44,6 млн. автомобилей. На зимние месяцы приходится только 25 % травм среди мотоциклистов.

Аварии с двухколесным транспортом - сезонные. С апреля по сентябрь произошло 79.7 % ДТП с мотоциклами, 64,6 % - с мопедами и 68,5 % с велосипедами.

Частота травм головы, вплоть до смертельных, одинакова для велосипедистов, пешеходов и автомобилистов. Это подтверждается немецким Институтом исследования дорог - в 2009 г. 64-68% серьезно пострадавших и 85-89% умерших получили травму головы. В 2011 г. на 1 погибшего велосипедиста пришлось 1,5 погибшего пешехода и 4,5 погибших автомобилистов. 98 % этих травм и смертей произошли на скорости менее 22 км/ч. Хотя в случае серьезного автопроисшествия разница в скорости с велосипедом составляет 30-50 км/ч.

Что интересно - если автомобилистов спрашивают, нужно ли велосипедистам носить шлем, 42 % говорят "да", а если спросить самих велосипедистов, то 47 % говорят "нет". Только 14 % велосипедистов носят шлем всегда и 15 % иногда.

По мнению немецкого Road Patrol и General German Bicycle Club (ADFC), шлем в 80 % случаев предотвращает серьезные повреждения мозга. Согласно ADFC, наиболее распространенными причинами несчастных случаев на велосипеде являются невнимательные водители автомобилей и грузовиков.

"Я никогда не ношу шлем. Он не выглядит круто".



По данным на 2011 г. в Германии ежегодно умирает 450 велосипедистов, примерно 50 % из них - от травм головы.

"Я не люблю носить шлем, он портит мою прическу".



Для горного велосипедиста велошлем обязателен в любом случае, в городе же люди думают, что шлем - это для детей, что в нем жарко, неудобно и он провоцирует водителей подъезжать ближе к велосипедистам, создавая тем самым аварии, что велошлем при ударе наносит еще большую травму.

"Я не хочу носить шлем. В нем я выгляжу глупо".



Конечно, чтобы шлем носили взрослые, нужно начинать с детей, рассказывая об этом в младших классах школы. Лучше шлем, надетый добровольно, чем из обязательства к государству.

Действительно, в Германии велошлем носят в основном дети 6 - 10 лет. С наступлением младшего подросткового возраста его перестают носить. Но чаще всего смертельные велоаварии происходят в возрасте от 65 лет и старше (примерно 60% случаев). В Финляндии похожая статистика, ведь с возрастом замедляются реакции и ухудшается внимание. Примерно 25% велоаварий происходят в возрасте 45-65 лет. 58 % велоаварий со смертельным исходом происходит в городах. Выход - строить больше велодорожек, чтобы автомобилисты и велосипедисты ехали раздельно и видели друг друга.



Немецкий велоклуб (ADFC) считает, что если ввести принудительную обязанность надевать велошлем, то достаточно много людей перестанут пользоваться велосипедом вообще. А это большая государственная программа - пересадить людей с пассивного личного и общественного транспорта на велосипед, что полезно для здоровья.

В 2016 г. из 81 272 несчастных случаев на велосипедах, связанных с травмами, в 78,3 % случаев был дополнительный участник аварии (почти всегда это автомобиль), в 18 % велосипедист один создал аварию. В целом, 42,8% всех велосипедистов были главными виновниками несчастного случая. Если у водителей мотоциклов главная причина аварии - слишком высокая скорость (22 % случаев, в основном до 25 лет), у водителей мопедов - скорость (13 %, в основном от 20 до 35 лет) и алкоголь (5 %), то у велосипедистов - неправильно выбранная полоса для движения (13 %, в основном до 23 лет).

Велосипед удобно использовать в городе или деревне, где нужно сделать много дел и при этом быть мобильной - пекарня, почта, кафе, библиотека, встреча с друзьями, прогулка с собакой... Велоспорт, в отличие от фитнес-зала, может быть легко включен в повседневную жизнь. Дорога до работы или до магазина вполне может заменить регулярные спортивные нагрузки, при условии, что веломаршрут достаточно длинный.



Велоспорт стимулирует сердечно-сосудистую систему, снижая риск сердечного приступа и гипертонии. Велоспорт укрепляет мышцы грудной клетки, улучшает обмен сахара и холестерина в крови. Велопрогулка до работы снижает внутреннее напряжение, можно увидеть что-то новое и интересное. В бассейне, например, перед собой можно увидеть только воду и кафельную плитку.

Для езды на велосипеде нужно использовать велодорожку, обозначенную синим знаком с белым велосипедом. Велосипед, нарисованный на асфальте, не имеет юридического значения. Как ни удивительно, находясь за рулем велосипеда, нельзя использовать гарнитуру для разговора по телефону, но можно слушать музыку через наушники. Можно пользоваться телефоном за рулем велосипеда только если включена функция "громкой связи", т.е. без участия рук для принятия вызова.

Штраф за проезд по пешеходной зоне и за езду по тротуару, когда рядом обозначена велодорожка - 10 евро. Штраф за проезд против движения по автодороге - 15 евро. Штраф за разговор по телефону во время велопрогулки - 25 евро. Штраф за проезд на красный свет - 100 евро, штраф за проезд через ж/д пути при закрытом шлагбауме - 350 евро. При штрафе от 40 евро и выше начисляются штрафные пункты на водительские права, даже если их у велосипедиста нет.
Повседневные штрафы невелики и рассчитаны, видимо, на небогатых студентов. А ответственность за проезд на красный и за ж/д переезд - равная с водителями автомобилей.

В 2013 г. в Германии было принято ограничение для велосипедистов 1,6 промиле алкоголя в крови. Хотя многие высказывались за еще более строгое ограничение в 1,1 или 0,8 промиле. При аварии алкоголь в крови становится отягчающим обстоятельством. Штраф назначается при выявлении в крови 0,3 промиле алкоголя.

В большинстве европейских стран, таких как Италия, Франция, Хорватия, Швейцария или Нидерланды, можно иметь не более 0,5 промиле алкоголя в крови. У Австрии самый высокий порог - 0,8 промиле. Те, у кого уровень алкоголя в крови выше, должны заплатить штраф в размере  от 800 евро. В Чехии велосипедистам нельзя пить совсем, иначе их ждет штраф в 390 евро. Есть страны, где лимит алкоголя для велосипедистов не установлен - Скандинавия, Англия, Ирландия. Там рекомендуется пользоваться велосипедом только если вы ведете его уверенно и безопасно. Если, например, вы будете пойманы в Ирландии на вихляющем велосипеде, то штраф может составить до 2000 евро.

"Шлем помогает до того, как успеют помочь другие".



Причины смерти велосипедистов в Берлине в 2012 году. Основная причина - грузовики на повороте, которые просто не видят велосипедистов. 95 % смертей велосипедистов вызвана грузовиками и поворотом "в слепой зоне" (из 16 случаев жертвами стали 12 женщин-велосипедисток). Другие популярные причины смертей - проезд велосипедиста на красный свет, столкновение с другим велосипедистом, обгон на слишком малой дистанции.



К сожалению, в Германии линия остановки для велосипедистов часто не вынесена вперед, перед другими автомобилями, а находится на одном уровне с ними, и водители действительно не видят велосипедистов и не всегда учитывают их, когда идут на поворот и пересекают велодорожку (хотя по правилам автомобилисты должны сначала пропустить велосипедистов). Немецкий велоклуб призывает отправлять водителей грузовиков на обучение, а также делать отдельные дорожки и светофоры для велосипедистов.

В 2016 г. в Берлине в результате ДТП погибло 17 велосипедистов. Несмотря на значительное увеличение числа велосипедистов, в последние годы количество легко травмированных, тяжело раненых или убитых велосипедистов остается практически неизменным. Основная причина ДТП по-прежнему - невнимательный поворот автомобилистов ( 1 544 случая в год). У самих велосипедистов самая частая причина ДТП - неправильно выбранная полоса для вождения (850 случаев в 2016 г.). Вероятно это от того, что многие из тех, кто водят велосипед, не имеют водительских прав, знания ПДД, учета маневренности и тормозного пути автомобиля.  Для примера - в 2015 г. велосипедисты 229 раз попали в аварию, проигнорировав красный свет.
Всего в Берлине в 2016 г. произошло 140 000 аварий, из которых 7 495 велосипедные.

В Кельне в 2016 г. был самый высокий уровень аварий с велосипедистами с 2007 года - получили травмы более 2000 велосипедистов, 4 погибли. По-прежнему в примерно половине аварий виноваты автомобили, которые идут на поворот и сбивают велосипедистов. Водители игнорируют приоритет велосипедистов. Также число травм велосипедистов увеличилось за счет алкогольного и наркотического отравления. Уже за первую половину 2017 г. велоаварий было больше (932), чем за тот же период 2016 г. (912).  В Кельне число велосипедных аварий очень высокое, однако нужно смотреть на ситуацию в целом: в городе доля легковых автомобилей составляет 40% и на них приходится 87% регистрируемых несчастных случаев. Велосипедисты занимают 15% городского трафика и на них приходится всего 2,5 % несчастных случаев. При столкновении автомобиля с велосипедом примерно в 2/3 случаев виноват водитель автомобиля.

Много происшествий с велосипедами происходит из-за плохой инфраструктуры - слишком узких велодорожек, рекламы, которая нависает над велодорожками, дорожки плохо очищаются от листьев, льда и снега. В том числе и из-за увеличения количества велосипедистов. Также полиция обеспокоена увеличившимся числом воровства велосипедов - по сравнению с 2016 г. на 9,2 % больше. В год в Кельне воруют 9 000 велосипедов.

Немецкие города, где последние 15 лет исторически часто воруют велосипеды - Бремен, Гамбург и Берлин. Страховать велосипеды бесполезно, хотя в качестве одной из мер их предлагают после покупки регистрировать в полиции. Страховая выплатит сумму компенсации только если была оформлена страховка на имущество, велосипед хранился в запирающемся подвале и был при этом застегнут на велозамок.

Статистика по угнанным велосипедам в 2016 г. на каждые 100 000 жителей. Всего в Германии за год украдено около 332 000 велосипедов.


Велосипедист имеет право не носить шлем, но и страховая компания в случае аварии имеет право не выплачивать ему компенсацию (велосипедист сам виноват в собственной халатности, отказываясь от защиты головы). В 2013 г. только 10% велосипедистов в Германии носили шлем. После очередного случая в Шлезвиг-Гольштейне, когда перед велосипедистом внезапно открылась дверь припаркованного автомобиля и велосипедист упал, суд постановил, что велосипедист недостаточно позаботился о собственной защите, а поэтому является соучастником аварии.

Автомобильный клуб Германии (ADAC) проанализировал более 12 000 дорожно-транспортных происшествий в период с 2005 по 2012 год. В соответствии с этим 54 % велосипедистов получают травмы головы. Для пешеходов это всего лишь 42 % случаев, для автомобилистов - 32 %, для мотоциклистов - 25 %.

Используемые материалы:

- https://www.zeit.de/mobilitaet/2015-07/fahrrad-fahrradhelm-helmpflicht-umfrage;

- https://www.mtb-news.de/news/2011/10/19/kommt-die-helmpflicht-fuers-fahrrad-peter-ramsauer-csu-droht/;

- https://helmheld24.wordpress.com/2017/01/29/immer-mehr-kinder-tragen-einen-fahrradhelm/;

- https://rad-spannerei.de/2013/03/21/adfc-ueber-fahrradunfaelle-in-berlin/;

- https://www.welt.de/finanzen/versicherungen/article117382695/Die-Fahrrad-Helmpflicht-kommt-durch-die-Hintertuer.html;

- https://www.welt.de/wirtschaft/article117204319/Fahrradfahrer-ohne-Helm-traegt-eine-Mitschuld.html;

- https://www.destatis.de/DE/Publikationen/Thematisch/TransportVerkehr/Verkehrsunfaelle/UnfaelleZweirad5462408167004.pdf?__blob=publicationFile.

Германия, Вело

Previous post Next post
Up