В декабре у нас были гости и "забег" по рождественским рынкам. Поэтому Новый год решили встретить в тишине и спокойствии. Т.е. в Голландии, на берегу моря. Хотелось гулять по дюнам, смотреть на волны и кормить чаек. Отель выбрали в маленьком городке неподалеку от Утрехта.
Хорошо, что на этот Новый год выпали длинные выходные. Это в России праздники длятся 10 дней, в Европе выходной - только 1 января. Поэтому мы решили хотя бы на 3 дня сменить ритм жизни. В эти дни над южной частью Германии вечно стояли плотные облака. Снег за весь декабрь выпал раза 4, зато выпал так, что встал транспорт на половине страны. Больше снега, видимо, было не положено. Небо хмурилось день ото дня и временами шел дождь.
Поэтому мы очень обрадовались, двигаясь на северо-запад, сильному ветру, сдувающему тучи. Правда, заодно сдувало и автомобили, приходилось подруливать. Машин было немного, видимо все заранее разъехались еще на рождественские праздники. Тем не менее кое-где были пробки. Немцы часто стоят в пробках, видимо полагаясь на пассивные навигаторы, встроенные в автомобили, но не подключенные к интернету. В этом случае не отслеживаются актуальные пробки и можно потерять в дороге 2-3 часа.
Хотелось бы предложить русским путешественникам по приезду в Германию купить местную симку и иметь недорогой выход в интернет и активную навигацию, но насколько я поняла, при заключении договора нужно указать местный адрес проживания. Такая идея пропала!
Объезжая очередную пробку на границе с Голландией, мы внезапно свернули в нужном месте и обнаружили себя проезжающими по замечательной голландской сельской местности. Дороги сразу стали ровными, тихими, с яркой разметкой. Появились велодорожки и кирпичные домики с огромными стеклянными окнами, сквозь которые дом был виден как на ладони.
Пропали заборы, зато появились овцы и лошади в попонах. Трава в этих краях от мягкого климата - изумрудно-зеленого цвета. Почти Англия.
В Голландии около 90% населенных пунктов называются "городами", хотя я за их размер считаю их "деревнями". Мы ехали по сети таких деревень, объезжая пробку на магистрали. В Голландии, предвидя экономическое благосостояние граждан, еще в начале 1970-х была принята государственная программа о поощрении велосипедного транспорта. Иначе страна встала бы от автомобильных пробок. В Голландии прекрасная система электричек, они ходят ровно каждые 30 минут, региональные поезда по качеству лучше, чем немецкие, многие местные поездки совершаются на велосипедах. И тем не менее в стране то и дело возникают огромные пробки, связанные с поездками на работу.
В деревнях для снижения скорости установлены механические препятствия. Мне кажется, этот опыт можно было бы перенять и в России. В Голландии вообще много дополнительных механических препятствий на дорогах, которые учат водителей быть внимательными. Например, это выступающие камни там, где нельзя съезжать с трассы и парковаться, высокие камни на круговых развязках, не позволяющие неправильно заехать на свой ряд.
В Германии, к примеру, такого нет. Там ограничатся разметкой, полагаясь на здравомыслие и соблюдение правил. В Голландии знают про поведение людей чуть больше, поэтому разметку подкрепляют механическими препятствиями.
В деревнях часто встречаются аллеи из больших деревьев. Это огромные гиганты. Часто они наклонены в одну сторону. Это от сильных ветров со стороны моря. Если в Петербурге принято считать, что часто дует сильные ветер, то нужно для контраста приехать в Голландию. Голландцы не жалуются ни на ветер, ни на наводнения, ни на вечный дождь. Они в этом живут, это их мир. Поэтому я понимаю Петра I, который после двух лет в Голландии приехал в Россию и основал Петербург в довольно-таки неплохих условиях, по сравнению с голландскими. И деревья в качестве фундамента вбивали, и грунт насыпали, и острова увеличивали, и с наводнениями боролись. Петербург - это такая версия-"лайт" Голландии.
Удивляюсь, как это голландцы водят так проворно, что не сбили все эти деревья. В Москве при объезде Сокольников если посмотреть на лиственничную аллею, можно заметить, что почти все деревья битые. А у голландцев все аккуратно. У немцев на деревья были бы прибиты светоотражающие знаки. Потому что в Германии можно пить за рулем.
Зато уж чего не поставят в Голландии на велодорожках, так это железных "кельнских тарелок". До этого только в Германии додумались.
Объехали пробку, выехали на магистраль. Дорога по сравнению с немецкой - идеально ровная. Можно пить чай из термоса и не облиться. Понятно, что через Германию идут все европейские автоперевозки и дороги постоянно разбивают фуры. Так дорожную сеть можно сделать крупнее, по примеру Франции или Италии. Да, там платные дороги. Но кому нужно долго и хорошо ехать, сам выберет что ему нужно.
Ветер стал еще сильнее. Птицы летали какими-то невообразимыми кульбитами. Интересно, они знают, что есть страны, где летать легче? По дороге то и дело встречались большие выгоны лошадей в попонах и еще более огромные теплицы, вечно подсвечивающиеся мягким теплым светом.
Приятно наблюдать развитое сельское хозяйство, смелые эксперименты в архитектуре, добротную жизнь в сельской местности. А сколько в полях птиц... Цапли, лебеди, разные утки... Настоящий птичий рай. Весной будет еще больше. Возможно, дело действительно в том, что Голландия существенно сократила использование химикалий для борьбы с вредителями. Поэтому насекомые, птицы, рыбы есть, не отравлены. А Германия тем временем пытается восстановить 70% утерянной численности пчел. Такая цена погони за прибылью.
Мы приехали в городок Воерден (Woerden), где остановились
в старом здании Арсенала. Это удивительное трехэтажное здание, сложенное из толстых бревен и кирпича. Внутри сделаны маленькие комнатки. Все номера разные. Кругом деревянные балки, нужно не задеть головой.
Наш номер был с чердаком, куда вела лестница. Очень по-голландски. На полке обнаружила историческую книгу о местном городке и фотоальбом, посвященный временам года в Голландии. Обе замечательные.
Также на столе были обнаружены множественные путеводители веломаршрутов. Отличные! Мне кажется, именно с велосипедов и нужно изучать страну, настолько много в ней всего интересного. На машине можно запросто проскочить мимо. А хочется поглазеть на овцу...
Правда, часы не работали, а механизм поворота лампы был сломан. Номер был такой странный, что было непонятно - косяки - это достоинства или недостатки?
Например, в душевой не было батареи и стеклянной дверцы, а сам душ так крутился в своем крепеже, что я залила весь пол и часть одежды. В любом случае это был лишь отель, временное место жительства. В качестве постоянного жилья это чудаковатое место не годилось.
Интересно решили пространство холла - убрали промежуточные полы и сделали световой коридор.
Для антуража к мощным лампам между огней привязали металлические пластины разных форм. Дико и симпатично.
Внизу находится обеденный зал, по совместительству - местный ночной клуб. И никого не смущает, что соседнее с Арсеналом здание - церковь. В Голландии более 20% атеистов, поэтому религиозные здания переделывают в книжные магазины, кофейни, пабы и жилые дома.
Вход в отель украшают чемоданы, среди которых подсунуты записочки. Видимо с отзывами о посещении.
При входе можно выпить лимонад и съесть печеньку с местной кухни. Это уже более уникально, чем магазинные конфеты.
Внутри очень симпатичное место для настольных игр, чтения, ужина и кутежа со стриптизом. Множество книжных полок, причем книги подобраны по цветам. Целая полка оранжевых, зеленых, желтых книг... Ничего непонятно, зато красиво. Вокруг диванчики, кресла, стулья всех мастей. Ковры и приглушенный свет позволяют не отвлекаться на звуки и движения. Кухня прекрасная, как хорошая постановка в театре. Повар очень старался. Вообще, все, весь персонал очень дружелюбный и сложилось впечатление, что ждали именно нас.
Нас завалили шоколадками с записочками, нас лично познакомили с номером, потом с бокалом смузи встретили за завтраком и познакомили со всем разнообразием еды. "Познакомься, Алиса, это пудинг". Было ощущение, что мы приехали в гости, а не в отель.
Если хочется неделю провести в Голландии, чтобы быть наедине с красотой, а не в шуме толпы, можно забраться в какое-то уединенное место, подобно этому, и делать оттуда ежедневные вылазки на велосипеде или на электричке (если хочется выпить пива). Мы как раз решили сделать последнее и отправились в Утрехт. До него было ехать 10-15 минут в зависимости от поезда.
Поезда ходят каждые 30 минут. Билеты купили в автомате. Пока были свободные 7 минут, изучали карту поездов. Кажется, что страна маленькая, но повсюду хочется успеть, везде интересно.
Пришел поезд, мы взлетели на второй этаж и стали смотреть в окно. Повсюду в окнах и рядом с домами горели елочки. Через 15 минут мы прибыли в Утрехт.
Поездка в Голландию на Новый год:
-
Вечерний Утрехт, прогулка по городу.
-
От Роттердама к морю. Европорт, нефтехранилище, проект Дельта, шлюзы, дюны и проект сохранения прибрежной природы.
-
Домбург и природный парк Мантелинг. Про пляж, дюны, лес и замок.
-
Домбург, водонапорная башня и море. Про осень 1944 г.
-
Новогодняя ночь.
-
Дорога домой через Алмере и Лелистад. Разные дороги, дома и отели.