Школьное образование в Пруссии было введено в 1717 г. указом Фридриха I. Однако обязательство посещать школу стало повсеместным только в 19 веке. Правда, для бедных слоев населения обучение ребенка в школе становилось непосильным финансовым бременем. Многие родители не видели необходимости в получении школьного образования.
Школьная фотография, 1876 г. Дети невероятно серьезные. Словно маленькие взрослые. У девочек красивые платья, волосы тщательно убраны.
Отсюда и далее источник -
http://www.800jahrewollerau.ch/Klassentreffen/Primarschulfotos Социальное положение и финансовая репутация учителей в Германии долгое время оставались на низком уровне. Всё изменилось только в начале 20 века. Официально профессия учителя стало признана в 1860-х гг. До 1919 г. действовал закон, который прозвали "учительский целибат". В соответствии с ним учитель должен был оставить профессию после женитьбы.
Основными целями образования в Германской империи (1871-1918 гг.) были дисциплина, послушание, трудолюбие и порядок. Ученики должны были двигаться только по команде учителя, разговор и шепот немедленно и строго наказывались. Ту атмосферу хорошо передают слова:"Сидите прямо, руки согнуты, слушайте внимательно и молчите".
Сейчас в немецких школах поощряется независимое мышление, творчество, создание своих собственных идей и умение критиковать. Уроки стали более разнообразными с помощью групповой работы и развивающих игр. Немецкие критики называют этот подход "уютной педагогикой".
В 20 веке в немецких школах избиение прутом по рукам было обычным делом. Почему дети не жаловались? Потому что это было повсеместно распространено. Более того, школьники должны были сами заготавливать розги для наказания. Эту практику в школах начали отменять только в 1960- гг. Последней стала Бавария, которая запретила бить школьников только в 1983 г.
Что интересно, избивая детей, взрослые одновременно заботились о том, чтобы те не начали курить. Так с 1856 г. было законодательно прописано, что во время уроков учитель не имеет право курить, дабы не вызвать такую привычку у своих учеников. В наши дни школьникам никто не запрещает курить за пределами территории школы.
Раньше в классах помимо розг и портрета императора также присутствовала и плевательница. Если кто-то в классе хотел кашлянуть, то должен был плевать именно туда. Так боролись с распространением туберкулеза.
Раньше классы были большими, до сотни учеников. Ученики должны были сидеть на скамейках. Термин "остался сидеть на второй год" пошел именно отсюда - школьник с плохой успеваемостью не имел права в новом учебном году поменять свою скамейку.
Школьная фотография 1887 г. Мальчиков в школе больше, чем девочек.
В 18 в. основными предметами в школе были религия, чтение, письмо, пение. Далее занятия распределялись в зависимости от пола: мальчики занимались физической подготовкой, ожидая поступления на военную службу, девочки обучались ручной работе.
Сейчас образование строиться на факультативах. Можно выбирать интересные предметы и посещать их дополнительно. При этом препятствием не является ни пол, ни этническая принадлежность. Появились школы, рассчитанные на детей с психическими или физическими особенностями.
С введением обязательного школьного образования появились и документы, выдаваемые школьникам. Сначала они всего лишь служили доказательством, что ребенок посещал уроки. Потом они стали показывать качество его подготовки. Со временем к итоговому документу появилось много вопросов. Какие предметы должны быть в нем перечислены? Как часто должны ставиться оценки? Для кого на самом деле выданы эти сертификаты?
Сейчас учителя и политики спорят о том. что школьные оценки и сертификаты должны быть заменены системой более индивидуальных оценок. Именно они раскроют индивидуальные и социальные особенности учеников.
Источник -
https://abi.unicum.de/schule-a-z/auf-einen-blick/schule-frueher-und-heute Выпуск 1888 г. Дети одеты в школьную форму.
Неудивительно, что дети не улыбаются. В школах на границе 19 и 20 в. разрешалось бить детей. Мальчиков можно было бить более вольно, девочек - только по спине и рукам. А если девочки обучались отдельно от мальчиков, то и попе.
Сценка из жизни школы в 1900 г. На детей надевали дурацкие колпаки и ставили на колени. При этом над ними могли смеяться другие дети. Чтобы ребенок не убежал от наказания, его можно было привязать за ногу. Ученики помогали удерживать своего провинившегося товарища во время наказания.
В 1897 г. среди немецких учителей состоялась конференция, где обсуждались способы физического наказания детей в классах. Было решено, что у учителя есть право на физические наказания, а также были расписаны виды этого наказания. Битье должно было сопровождаться "отцовской любовью". Наказание должно было обрушиваться непременно, без отлагательств и разговоров.
"Школьная дисциплина столь же необходима школе, как крылья птице или мельнице. Дисциплина зависит от личности педагога, который полон любви, энтузиазма и преданности профессии. Он всегда и везде является в первую очередь образцом для подражания."
В достоинства ученику вменялся страх божий, смирение и послушание, чистота и порядок в классах и на детских площадках, соблюдение тишины во время уроков и на переменах, отсутствие хлопков и криков, чистая парта, аккуратный почерк, приличное цивилизованное поведение на улице. Считалось, что именно школа должна научить детей жизни и сформировать их характер, поэтому учителя были категорически против идей социализма, считая, что прежде всего нужно бояться бога и монарха.
Два года спустя, снова собравшись на конференцию, немецкие учителя обсуждали вред пьянства, который влияет на количество семейных финансовых разорений, самоубийств, попадания в тюрьмы и психиатрические больницы. Было решено увеличить с детьми количество разговоров о вреде крепкого алкоголя и вина. Пиво под запрет не попадало. Также детям в школе стали рассказывать об опасности туберкулеза и о необходимости соблюдения здоровья зубов.
Вообще телесные наказания в школе были отменены в Пруссии еще в 1848 г. Но во многих школах сохранилась традиция шлепков по попе в плоть до 1948 г. Только тогда в Основном законе прописали, что "Каждый человек имеет право на жизнь и физическую неприкосновенность". Но реальность в школах и в 1950-х, и в 1960-х выглядела иной - детей продолжали бить. Законодательство сохранило за учителями право на избиение учеников "в интересах образовательного процесса".
Только в 2000 г. Гражданский Кодекс окончательно запретил психические травмы, физические избиения и другие методы унизительного наказания. Журналист Ingrid Müller-Münch (Ингрид Мюллер-Мюнх) в своей книге "Избитые поколения" ("Die geprügelte Generation") писал, что:"Где бы вы ни услышали плач ребенка, от того, что его наказывает учитель или родители, никто не придет к нему на помощь. Столетиями на детей мог злиться весь мир. Детей необходимо было сломать, подчинить своей воле".
Источник -
http://www.dorsten-transparent.de/ В качестве комментария к этой статье кто-то написал:"Я помню свой 3-й класс. Это был 1957 г. Учитель любил в качестве наказания регулярно нас ставить на колени возле своего стола и бить ореховым прутиком по кистям рук и пальцам. Отдельной вишенкой на торте было то, что он заставлял нас срезать новые ореховые розги своим же собственным перочинным ножом. Мы их срезали на участке, граничащим с нашим родительским садом". Подозреваю, что родителям ничего не было рассказано и всё совершалось с молчаливого согласия всех взрослых.
Школьная фотография 1901. Внизу подпись:"К 1978 г. осталось в живых только 4 человека".
Фото 1910 г. Девочкам по 5-6 лет. Они очень грустные и серьезные. У них невероятно страдающие лица и поникшие позы.
Фото увеличивается по клику.
Школьная фотография 1911 г. Время войн. Дети не выглядят счастливыми.
Школа для девочек, 1911 г. Какой большой класс!
1916 г. Детям по 4-5 лет. Никто не в силах улыбаться.
Фото по клику увеличивается.
Школьное фото 1920 г. Дети тогда носили школьную форму.
Внизу подпись, что к сентябрю 1978 г. из 59 выпускников 23 уже умерли.
Школьное фото 1926 г. Детям совсем не до улыбок.
Выпуск 1927 г. Тяжелое время между мировыми войнами. Экономический кризис, безработица, голод.
Здание школы, фото начала 1930-х. Фахверк и расписанные стены.
1931 г., 5 класс. Все очень серьезные и словно притихшие.
1933 г., 5 и 6 класс. Среди детей еще пока есть евреи... Осталось совсем немного времени для их возможности уехать из страны и спасти свои жизни.
Девочки очень красивые...
1936 г., фото мальчиков с 5 по 7 класс.
Выпускной 1939 г. Классы были большие. Девочки одеты в красивые платья, у мальчиков - короткие штанишки на лямках.
1940 г., фото девочек с 5 по 6 класс. Германия еще пока одерживает победы по всем фронтам и еще пока есть время для улыбок.
1947 г, фото мальчиков с 5 по 7 класс. Тощие дети, пережившие войну. Босоногие, но счастливые. Выжившие.
Фото девочек того же периода, с 5 по 7 класс. Счастливые, удивительно открытые лица.
Фото 1948 г. Это дети, рожденные в 1935-36 гг. Чувствуется какая-то неимоверная усталость от всего, что пришлось пережить. И тем не менее они улыбаются.
Фото увеличивается по клику.
1955 г. фото мальчиков с 5 по 7 класс. Какие у многих кудри и чубчики!
Тот же год, фото девочек с 5 по 7 класс. Какие были косы!
Фотография учеников 5 класса, 1960 г. Дети очень веселые, открытые и жизнерадостные.
Выпуск 1961 г. Девочки уже начали носить брючки.
С этого периода классы становятся меньше. После изобретения в 1960-х годах контрацептивов в виде таблеток, в немецких семьях вместо 3-4 детей стало появляться по 1-2. И всё чаще только 1. Первые роды стали откладываться на более поздний срок, ближе к 28 годам.
Фото учеников 6 класса, 1967 г. Девушки какие красивые! Прически, улыбки, юбки... Стройные!
Отсюда и далее источник -
http://www.800jahrewollerau.ch/Klassentreffen/Primarschulfotos Фото учеников 6 класса, 1971 г. Девчонки и мальчишки стали модными - появились яркие рубашки. жилетки, стильные брюки и высокий широкий каблук.
Фото учеников 6 класса, 1972 г. Юбки всё короче, у мальчиков модные брюки.
1976 г, 5 класс. У девочек уже никаких юбок и платьев не бывает.
1980 г, 1 класс. Девочки теперь носят только брюки. А учитель похож на Боярского.
Очень расслабленные и веселые дети.
1985 г, 6 класс. Все дети ужасно модные :) От кроссовок до причесок.
В это время впервые среди фамилий детей помимо выходцев из Голландии, Восточной Европы и Италии мелькает ребенок из Турции.
1992 г., 6 класс. В немецкой школе впервые появился китаец!
На смену рубашкам пришли футболки.
1997 г. , 5 класс. Девочки носят одежду, скрывающую грудь-талию-бедра. Этот мешковатый, "никакой" стиль женской одежды продержится и до наших дней.
2007 г., 6 интернациональный класс. В это время в немецких школах появляются дети из Азии и Индии.