Как-то так получается, что путешествия мы совершаем быстрее, чем я о них пишу :) Поглощает работа и учеба. Сегодня я хочу рассказать о нашем автопутешествии в Чехию на зимние каникулы.
Да, было неприятное ощущение от предстоящего пересечения границы в период "обострения дружбы" между народами. Но все прошло хорошо. Сам досмотр у всех сторон прошел очень быстро, а вот очереди на границе, как всегда, затянулись. На прохождение границы Беларусь-Польша в Бресте мы потратили 2,5 ч, на обратном прохождении границы в Домачево мы потратили 7 ч. из которых 2 ч. тупо стояли на стороне беларусов (все встало мертво, никого никуда не пускали, то ли пересменка была, то ли чай 2 часа пили).
За это путешествие мы, как обычно, расширили кругозор и узнали много интересного.
Это был последний снег, который мы видели в зимние каникулы...
Мы выехали из Москвы 1 января в 11 ч. Подумали, что все равно все спят, пьяные и поэтому трасса М1, ведущая на запад, пустая. Главное перед марш-броском в 1100 км - бодрый водитель. Мы уже дважды попадали на водителя, который садился за руль после рабочего дня и пытался проехать по трассе Москва-Питер, честно, я поседела за дорогу, больше мы не готовы на такие эксперименты.
Мы опрометчиво думали, что купим еду в дорогу в первом же супермаркете. Как бы не так :) Все закрыто - "Перекресток", "Зеленый Перекресток", "Виктория" и даже "Азбука вкуса". А мы думали, что в этом городе за деньги работают круглосуточно... Вот так мы остались даже без мандаринок на дорогу. Хотя потом в Праге только эти мандаринки каждый день в машине и ели :)
Помня про страшный-ужасный кризис, были страшно удивлены количеством машин на трассе. И все они ехали явно не в Смоленскую область. Потому что все, кто хотел на каникулы уехать к родственникам, сделал это еще до Нового года. В Европу с лыжами, сноубордами, с детьми и друзьями ехали все - Москва, Питер, Ростов, Калуга, Московская область... Это был тот самый 1% населения России, который смог себе позволить в новогодние каникулы поехать за границу. Кстати, это был первый случай на моей памяти, когда в Европу ехали на внедорожниках, Лексусах и прочих больших и недешевых машинах. Как-то они очень кучно шли. В Европе такие машины редко встречаются.
Русские грязные дороги. Толстый слой снега мешал обгонять, машину слегка везло в сторону.
Машинки с багажниками рвутся к границе.
А дальше мы увидели редкую охоту - всю территорию Московской области вдоль дороги стояли менты и старательно отлавливали владельцев недешевых больших автомобилей или редких убитых "Жигулей". Менты стояли с такой плотностью, что казалось, все непрочь были заработать квартальную выручку за несколько часов работы 1 января. Мда, было жалко водителей, с другой стороны, могли бы и не пить накануне, и не нарушать скоростной режим.
Благодаря нечищенному снегу, за машинами поднималось облако брызг, что сильно снижало видимость. Отвратительные условия для вождения.
Пока ехали по территории Смоленской области, я читала путеводитель, взятый бесплатно на выставке
"Интурмаркет" (кстати, в марте снова проходит в Москве, можно оформить бесплатный вход). Путеводитель был весьма интересный, в нем рассказывалась вся история области, начиная с древних времен - кто завоевывал, торговал, как крепость строили, как через эти территориии враги туда-сюда ходили. Под конец двухчасового чтения голос мой охрип, вскоре стало смеркаться.
Границу Россия-Беларусь проехали, как всегда, быстро и без остановок. Почти всю Беларусь мы ехали в темноте. Я пыталась найти радио-канал "Культура" с любимым красивым и правильным русским языком, но на территории Беларуси радио хорошо ловит только вблизи крупных населенных пунктов. Все же мы услышали передачу с новогодними песнями. Почти все они были советские, более того - русские. А вот с салютами в Беларуси было невыразительно. Буквально 3-4 раза видели вспышки и все. То ли кризис сказывается и люди не хотят бросать деньги на ветер, то ли в деревнях не понимают смысла фейерверков на Новый год. Вобщем, ехали мы по унылой темноте, несмотря на праздник.
Белорусские снежно-зеленые поля.
В Беларуси со снегом негусто, дороги почти чистые.
В 21:30 приехали в Брест. Т.е. на дорогу потратили 10:30. Это довольно быстро, сказалась пустая трасса. На улице было тепло, +1. Вместе с нами в Брест въезжало довольно много москвичей. Но мы были теми редкими упрямцами, кто захотел в очередной раз остановиться в отеле
"Эрмитаж", хотя мы помнили про проституток, гул от дискотек до 4 утра и нереально задранные цены.
В этот раз опять были проститутки, дискотека, кухня испортилась - стала какая-то невыразительная, невкусная. Как обычно, мы заказали ужин в номер (чтобы всего этого безобразия не видеть), поели, смыли усталость и упали спать. Вот подушки и белье мне у них нравятся!
В 5 утра был подъем (хотя честно скажу - вставать не хотелось), но были мысли без большой толпы пройти границу. Переходить решили в Бресте. Собирались мы так долго, что решили дождаться-таки завтрака в 7 утра, поесть и поехать (потому что мы забыли заранее заказать завтрак с собой).
В 7:40 мы уже встали в очередь на границе. Вместе с нами стояли только Москва и Питер. Всю эту милую идиллию решил нарушить только беларус, который на своей старой помойке решил подрезать всю очередь и встать первым. Он откровенно аварийно встискивался, чем проявлял полное отсутствие мозга. В конце-концов водители из разных машин стали подходить к нему и аккуратно объяснять, что он неправ. Он ничего не хотел слушать и тискался между следующими машинами. Видимо это что-то с воспитанием или национальным менталитетом... Что-то помешало ему встать в конец очереди, как все.
2 ч. нас проверяли беларусы и 30 мин поляки. Вобщем, беларусы как всегда. Мы с тоской вспоминали скоростное прохождение границы Россия-Финляндия. Всего 2 часа...
На улице уже было +2 и владельцы лыж стали беспокоиться на счет потенциального снега.
Организация дорожного движения в польской деревушке.
Кстати, полезный адрес: если ехать от Тересполя в сторону Бяла-Подляска около 20 км, то слева будет заметный ориентир - гостиница "Otel Pajero". Возле него большая заправка, есть обменник, магазин, кафе и самое главное - бесплатный туалет. Это актуально, если учесть, что при прохождении границы на польской стороне туалет платный - 20 грошей. Плата невелика, но что делать тем, кто едет в Польшу первый раз и при себе нужной валюты нет?
Знаки в деревне указывают водителю притормозить у пешеходного перехода. Т.е. нужно снизить скорость чтобы объехать "островок безопасности". Это комфортнее, чем подпрыгивать на античеловеческих "лежачих полицейских".
На этой парковке уже стояли 3 автобуса с туристами из России и несколько машин с московскими номерами. Все знают про это полезное место :) В магазинчике мы затарились продуктами и поехали дальше.
За окном моросил дождь, было +4, мы смотрели на зеленые поля. Создавалось ощущения октября за окном.
Абсолютно чистые и сухие дороги в лесу. А какая заметная разметка в ночное время!
Наверное, мы сделали ошибку, решив не ехать напрямик в Варшаву, а обогнуть ее по второстепенным дорогам. Потеряли на этом пару часов, зато посмотрели на колорит сельской жизни. Польша очень разная. Ближе к Беларуси очень бедные регионы, со страшными бетонными домами, какими-то сараями. Но все равно это выглядело аккуратнее и богаче, чем в России. Ближе к центральной части Польши начались большие пространства садов. Выращивают всё - фруктовые деревья, кустарники. Часто встречались поля с чем-то вечнозеленым и съедобным. Вообще земля в Польше используется исключительно рационально: есть четкое разделение на леса и поля, нет заброшенных, никому не нужных земель, обрабатывается все. В лесах нет буреломов и лишних деревьев, всё вовремя спиливается и вывозится.
Немного заснеженные польские поля.
Как всегда порадовала организация дорожного движения: отсутствие обочин, "островки безопасности" для пешеходов, дополнительные полосы для поворота, светоотражающая разметка, отбойники, чистые, сухие и ровные дороги без луж и ухабов. Да, поляки продолжают активно строить магистрали (на деньги Евросоюза). Актуальную карту магистралей можно посмотреть здесь -
http://ssc.siskom.waw.pl/eng.html. Как видно из карты, одной из первых была построена магистраль, связавшая Краков и Львов. В Польше действительно очень много украинцев.
Конечно в Польше, как в стране Восточной Европы, много аляпистой рекламы. Она повсюду и не к месту. Эдакий хаос ярких транспарантов.
По деревням вдоль дороги проходят сухие и чистые тротуары. Возле перекрестков они часто бывают огорожены красно-белым заборчиком, чтобы пешеходы не выпадали на проезжую часть.
Местная сухая и ровная дорога через лес.
Передвигаться по таким качественным и безопасным дорогам - одно удовольствие. Правда, если кто-то желает нарушать скоростной режим, потом огорчается, увидев незаметно всплывшую рядом с собой полицейскую машину. Не превышайте :) Кстати, ближе к границе с Беларусью довольно много радаров. Да и гоняют там, действительно, чаще.
Полей очень много. Брошенных земель нет вовсе.
Рядом с полями стоят добротные польские домики. Мы уже проехали достаточно далеко от белорусской границы. Дома стали покрашенными, с покатыми крышами. Хоть какая-то эстетика. Потому что ближе к границе с Беларусью дома скорее похожи на бетонные серые коробки с плоской крышей. Смотрится не очень приятно.
Балкон - отдельный повод для гордости. Почти все поляки хотят на своем доме балкон. Правда, у многих эта идея заканчивается сиротливой выступающей плитой без поручней. Ну недоделали :)
Обычная польская деревушка - костел, домики с низкими заборчиками, отличная дорога для машин и тротуар для пешеходов. Чисто, без мусора и луж.
У поляков на земле перед домом часто можно встретить или газон с цветами и можжевельником, или фруктовый сад. Все красиво и аккуратно. Никаких двухметровых непрозрачных заборов и полей картошки.
Так в деревне организуется дополнительная полоса для поворота. Такое даже в Москве редко встречается.
В крупных населенных пунктах и костелы крупнее. А скульптура чем-то напоминает ту, что стоит в Рио-де-Жанейро.
Сама архитектура польских костелов очень перекликается с украинскими (формы барокко, купола)
В Польше очень много велосипедистов всех возрастов. Это удобный вид транспорта. И дешевый.
В следующий раз будем смотреть дорогу во Вроцлав.
Зимние каникулы в Чехии
(Беларусь-Польша-Чехия, январь 2015)
Дорога по Беларуси и Польше. Прохождение границы. Дорога через Лодзь до Вроцлава. Прогулка по вечернему Вроцлаву и знакомство с его военной историей